Напоминание

Консультация для педагогов "Звуки русского языка"


Автор: Шестакова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 95 "Детский сад "Снежинка"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для педагогов "Звуки русского языка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад № 95 «Снежинка»
Консультация для педагогов

«Звуки русского языка»
Подготовила и провела: Шестакова Е.А., учитель-логопед

Тема:
«Звуки русского языка»
Цель:
повысить уровень компетентности молодых педагогов в вопросах классификации звуков русского языка.
План мероприятия:
1. Актуальность темы. 2. Классификация звуков русского языка. 3. Йотированные буквы. 4. Практическая часть. а) фрагмент занятия; б) практическая часть педагогов. 5. Анализ работ. 6. Подведение итогов.
Оборудование:
раздаточный материал: буклеты с одноименным названием; предметные картинки со звуком Л, Ль в названии и без них; макеты машин из «Звукового города» для игры «Прокати картинку», демонстрационные звуковые схемы, индивидуальные карточки для звукового анализа, цветные карандаши.
Ход мероприятия:

1.

Актуальность.
Для эффективной подачи воспитанникам материала по обучению грамоте нам, педагогам, необходимо самим хорошо ориентироваться в классификации звуков русского языка.


2.

Классификация звуков русского языка
В русском языке различают 42 звука речи (фонемы). По механизму образования фонемы делятся, прежде всего, на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных). Для всех г
ласных звуков (А, О, У, И, Ы, Э)
характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Для
согласных
характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.
Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:
1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются.
Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia — губы), а все остальные гласные — нелабиализованными; 2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем); 3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).
Характеристику согласных составляют пять основных признаков:
1) Место образования:
губные:
губно-губные (п,б,м), губно-зубные (в,ф) ;
язычные:
переднеязычные, зубные (т,д,с,з,л,н,ц), передненебные (р,ш,ж,ч,щ), среднеязычные (й), заднеязычные: задненебные (к,г,х), средненебные (кь,гь, хь,,й). 2) Способ образования: щелевые, смычные, взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие. 3) Уровень шума: шумные или сонорные (р,л,м,н,й); 4) Участие или неучастие голоса: звонкие или глухие; 5) Твердость или мягкость согласного.
Артикуляционная

классификация

согласных

строится

с

учетом

пяти

основных

признаков:
1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок (звонкие: б,б', д,д', г,г', в,в', з,з', ж; сонорные, при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л', р,р', м,м', н,н', (j); глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п', т,т', к.к', ф,ф', с,с', х, ц, ч', ш, щ. 2) способ артикуляции: смычные — смычно-взрывные: (б,б', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к' и смычно- проходные: м,м', н,н', л,л'; щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х', (j), аффрикаты: ц, ч; дрожащие: р,р'. 3) место артикуляции: губные — губно-губные: м,м', п,п', б,б' и губно-зубные: ф,ф', в,в'; язычные — язычно-зубные: т,т', д,д", н,н', с,с', з,з', ц; язычно-альвеолярные: л,л', р,р'; язычно- передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к', г', х','й (j); заднеязычные (задненёбные): г, к, х. 4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ ,й; мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц. 5) место резонирования—носовые: м,м', н,н'; ротовые— все остальные согласные. Таким образом,
характеристику звукам
даем в следующем порядке: Например, звук А: гласный (преграды для воздушной струи нет, воздушная струя выходит свободно), можем долго звук протянуть, пропеть. Обозначается звук фишкой красного цвета). Звук Б: согласный (преграда для воздушной струи—сомкнутые губы), звонкий, твердый. Обозначается звук фишкой синего цвета. Звук Сь: согласный (преграда для воздушной струи - сомкнутые зубы), глухой, мягкий. Обозначается звук фишкой зеленого цвета. Запомните: звуки Ч, Щ, Й - мягкие, звуки Ж,Ш,Ц - твердые.
3.

Йотированные буквы.


Я, Е, Ё, Ю
—это буквы, которые обозначаются двумя звуками в следующих позициях: если стоит в начале слова (ёж), в середине слова после Ь,Ъ (вьюга), после гласного звука (моё), то Я - дает два звука: Й, А Е - дает два звука: Й,Э Ё - дает два звука : Й, О Ю - дает два звука: Й, У В остальных случаях эти буквы обозначаются вторым звуком (а, о, э, у).
4.

Практическая часть

а) Фрагмент занятия по теме: «Звуки Л - Ль».
- Послушайте слова: ложка, палата, стул, лошадь. Какой звук вы слышите чаще других? (звук Л). Сегодня мы познакомимся со звуком Л, узнаем все о звуке Л. -Произнесите звук Л, понаблюдайте в зеркало за органами речи, в каком они положении. Совместно дается характеристика звуку Л: согласный (преграда для воздушной струи: язык упирается в верхние зубы), звонкий (горлышко дрожит, значит, участвует голос), твердый. Обозначаем на схеме фишкой синего цвета. - Какой звук в начале следующих слов вы слышите: липа, Лена, лев? (звук Ль). - Чем отличается произношение звука Л в этих словах? (звук звучит мягче, значит он мягкий). Совместно дается характеристика звуку Ль (согласный, звонкий, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета).
Дидактическая игра «Картинки перепутались»
(выбор картинок, в название которых есть звук Л или Ль).
Д/игра «Прокати картинки»
(дифференциация звуков по твердости-мягкости).
Упражнение «Подбери к схеме»
(определение позиции звука в словах)
б) Практическая работа педагогов
Задание 1: сделайте фонетический разбор слова (по индивидуальной карточке). Речевой материал: самолет, платье, яблоко, лодка, юла, лестница.
5.

А н а л и з

р а б о т.
Совместное проведение работы над ошибками с параллельным объяснением.
6. Подведение итогов. Рефлексия.


В раздел образования