Автор: Шестакова Елена Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 95 "Детский сад "Снежинка" Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Консультация для педагогов "Звуки русского языка" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 95 «Снежинка»
Консультация для педагогов
«Звуки русского языка»
Подготовила и провела: Шестакова Е.А., учитель-логопед
Тема: «Звуки русского языка»
Цель:
повысить
уровень
компетентности
молодых
педагогов
в
вопросах
классификации звуков русского языка.
План мероприятия:
1.
Актуальность темы.
2.
Классификация звуков русского языка.
3.
Йотированные буквы.
4.
Практическая часть.
а) фрагмент занятия;
б) практическая часть педагогов.
5. Анализ работ.
6.
Подведение итогов.
Оборудование: раздаточный материал: буклеты с одноименным названием;
предметные картинки со звуком Л, Ль в названии и без них; макеты машин из
«Звукового города» для игры «Прокати картинку»,
демонстрационные звуковые
схемы, индивидуальные карточки для звукового анализа, цветные карандаши.
Ход мероприятия:
1.
Актуальность.
Для эффективной подачи воспитанникам материала по обучению грамоте
нам, педагогам, необходимо самим хорошо ориентироваться в классификации
звуков русского языка.
2.
Классификация звуков русского языка
В русском языке различают 42 звука речи (фонемы).
По механизму образования фонемы делятся, прежде всего, на гласные и согласные (6 гласных
и 36 согласных).
Для всех г ласных звуков (А, О, У, И, Ы, Э) характерны фонация (голосообразование),
обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через
ротовую полость.
Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого
воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более
или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки
со щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией,
при образовании других фонация отсутствует.
Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:
1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие
принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются.
Поэтому
гласные о,
у называют
лабиализованными
(от
лат. labia —
губы),
а
все
остальные
гласные — нелабиализованными;
2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);
3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).
Характеристику согласных составляют пять основных признаков:
1) Место
образования: губные: губно-губные (п,б,м),
губно-зубные (в,ф)
; язычные:
переднеязычные, зубные (т,д,с,з,л,н,ц), передненебные (р,ш,ж,ч,щ), среднеязычные (й),
заднеязычные: задненебные (к,г,х), средненебные (кь,гь, хь,,й).
2) Способ образования: щелевые, смычные, взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие.
3) Уровень шума: шумные или сонорные (р,л,м,н,й);
4) Участие или неучастие голоса: звонкие или глухие;
5) Твердость или мягкость согласного.
Артикуляционная
классификация
согласных
строится
с
учетом
пяти
основных
признаков:
1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок (звонкие: б,б', д,д', г,г', в,в', з,з', ж;
сонорные, при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л',
р,р', м,м', н,н', (j); глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п', т,т', к.к', ф,ф', с,с',
х, ц, ч', ш, щ.
2) способ артикуляции: смычные — смычно-взрывные: (б,б', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к' и смычно-
проходные: м,м', н,н', л,л';
щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х', (j),
аффрикаты: ц, ч;
дрожащие: р,р'.
3) место артикуляции: губные — губно-губные: м,м', п,п', б,б' и губно-зубные: ф,ф', в,в';
язычные — язычно-зубные: т,т', д,д", н,н', с,с', з,з', ц; язычно-альвеолярные: л,л', р,р'; язычно-
передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к', г', х','й (j); заднеязычные (задненёбные): г,
к, х.
4)
наличие
или
отсутствие
дополнительного
подъема
спинки
языка
к
твердому
нёбу
твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ ,й;
мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.
5) место резонирования—носовые: м,м', н,н';
ротовые— все остальные согласные.
Таким образом, характеристику звукам даем в следующем порядке:
Например,
звук
А:
гласный
(преграды для воздушной струи нет, воздушная струя
выходит свободно),
можем долго звук протянуть, пропеть. Обозначается
звук
фишкой
красного цвета).
Звук
Б: согласный
(преграда для воздушной струи—сомкнутые губы), звонкий, твердый.
Обозначается звук фишкой синего цвета.
Звук
Сь: согласный (преграда для воздушной струи - сомкнутые зубы),
глухой, мягкий.
Обозначается звук фишкой зеленого цвета.
Запомните: звуки Ч, Щ, Й - мягкие, звуки Ж,Ш,Ц - твердые.
3.
Йотированные буквы.
Я, Е, Ё, Ю —это буквы, которые обозначаются двумя звуками в следующих позициях:
если стоит в начале слова (ёж), в середине слова после Ь,Ъ (вьюга), после гласного звука (моё),
то Я - дает два звука: Й, А
Е - дает два звука: Й,Э
Ё - дает два звука : Й, О
Ю - дает два звука: Й, У
В остальных случаях эти буквы обозначаются вторым звуком (а, о, э, у).
4.
Практическая часть
а) Фрагмент занятия по теме: «Звуки Л - Ль».
- Послушайте слова: ложка, палата, стул, лошадь. Какой звук вы слышите чаще других?
(звук Л). Сегодня мы познакомимся со звуком Л, узнаем все о звуке Л.
-Произнесите звук Л, понаблюдайте в зеркало за органами речи, в каком они положении.
Совместно дается характеристика звуку Л: согласный (преграда для воздушной струи:
язык
упирается
в
верхние
зубы),
звонкий
(горлышко
дрожит,
значит,
участвует
голос),
твердый. Обозначаем на схеме фишкой синего цвета.
- Какой звук в начале следующих слов вы слышите: липа, Лена, лев? (звук Ль).
- Чем отличается произношение звука Л в этих словах? (звук звучит мягче, значит он мягкий).
Совместно дается характеристика звуку Ль
(согласный, звонкий, мягкий, обозначаем
фишкой зеленого цвета).
Дидактическая игра «Картинки перепутались»
(выбор картинок, в название
которых есть звук Л или Ль).
Д/игра «Прокати картинки»
(дифференциация звуков по твердости-мягкости).
Упражнение «Подбери к схеме»
(определение позиции звука в словах)
б) Практическая работа педагогов
Задание
1:
сделайте
фонетический
разбор
слова
(по
индивидуальной
карточке).
Речевой
материал:
самолет,
платье,
яблоко, лодка, юла, лестница.
5.
А н а л и з
р а б о т.
Совместное
проведение работы над ошибками с
параллельным объяснением.
6. Подведение итогов. Рефлексия.