Напоминание

"Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями"


Автор: Третьякова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89 "Умка"
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Третьякова Ольга Владимировна воспитатель МБДОУ № 89 «Умка» г. Северодвинск
Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по

ознакомлению старших дошкольников с профессиями.
В связи с изменениями, происходящими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста, которые требуют от нас педагогов нового подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения. Наиболее рационально будет построена траектория образовательного маршрута ребенка на основе педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности дошкольника с целью оптимального решения педагогических задач. В профессиональной работе воспитателя она выполняет две главные функции: 1) несет достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) педагогическая диагностика не является обязательной, но в тоже время педагоги могут проводить оценку индивидуального развития детей для решения образовательных задач и для оптимизации работы с группой детей. На основе результатов диагностики определяется зона образовательных потребностей ребенка и соответственно осуществляется планирование образовательного процесса. При разработке планирования учитываются все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека. Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда. В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с трудом взрослых ставятся следующие задачи: 1) Дать детям знания о:
- трудовой деятельности взрослых: в промышленности, на строительстве, на транспорте, в учреждении, культурно – бытовом обслуживании, в сфере образования и медицины, в сельском хозяйстве; - знания о героических профессиях (космонавты, пожарные, спасатели); - знания о творческих профессиях (музыканты, писатели, художники); - знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы; - знания детьми основных трудовых процессов; - знания о взаимодействии людей разных профессий; - бережное отношение к результатам труда взрослых. 2) Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. 3) Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. 4) Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. В соответствии с задачами образовательной области «социально- коммуникативное развитие» ФГОС ДО, на основе рекомендуемых показателей примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др. для построения более эффективной системы работы по ознакомлению старших дошкольников с профессиями нами была разработана диагностика по данному направлению. Основные разделы диагностики: 1. Лексический словарь 2. Знание детьми профессий родителей. 3. Знание детьми трудовых профессиональных действий родителей. 4. Знание детьми назначения профессий, инструментов и материалов, необходимых для работы. 5. Бережное отношение к результатам своего и чужого труда. 6. Собственное отношение к трудовому процессу. Методы диагностики: - игра, - беседа, - метод непосредственного наблюдения. Методика проведения диагностики 1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?", "Все профессии нужны", "Кто что делает?", " Подбери и назови" (кто что потерял?) - используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении. 2. В процессе беседы выявляем знания о профессий родителей, трудовых профессиональных действиях, которые они выполняют, назначение их труда : Кем работает мама?, Кем работает папа?, Что делает мама (папа) на работе?, Какие инструменты ей (ему) необходимы для выполнения работы?, Какой результат их труда?
Здесь же задаем вопрос детям: Зачем человек работает? 3. Метод наблюдения используем для решения последних позиций диагностики - бережное отношение к результатам труда и с желанием ли ребенок выполняет трудовые действия (поручения, дежурства). В результате проведенной диагностики было выявлено следующее: - у 50 % детей низкий уровень знаний о профессиях родителей, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии, - у 65 % опрошенных - узкий активный и пассивный словарь по теме "Профессии", - у 45 % выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т.д.) Мы убедились в необходимости разработки системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями. На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской художественной литературой и картинками по данной теме. Знакомство детей с профессиями мы осуществляли, используя разные виды совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально- художественную и т.д. Использовались следующие формы работы с детьми: - беседы с детьми по теме "Профессии моей семьи", - рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме, - чтение литературных произведений, стихов, загадок по теме "Профессии", -проведение физкультурного развлечения "Новогоднее приключение"(почта), - экскурсия на почту (с родителями), знакомство с профессией почтальона, - экскурсия в краеведческий музей города, знакомство с профессией экскурсовода, - посещение библиотеки, читального зала, знакомство с профессией библиотекарь, - наблюдения за работой людей разных профессий: водитель автобуса (экскурсионная поездка в музей), помощник воспитателя, воспитатель (в группе), доктор (врач), медсестра (посещение профилактория), почтальон (экскурсия на почту), дворник (на территории детского сада), слесарь (ремонт сантехники в детском саду), маляр (при окраске фасада детского сада), посещение детьми рабочего места родителей (по возможности): магазин (продавец, кассир), поликлиника (процедурный кабинет), офис (менеджер, директор, дизайнер, бухгалтер), школа (учитель), группа детского сада (воспитатель, помощник воспитателя), столовая (повар) и т.д., - сюжетно - ролевые игры "Почта", "Семья", "Больница", "Салон красоты", "Такси" и т.д., - дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Все профессии важны…" и т.д.,
Работу по ознакомлению детей с профессиями проводили в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников: - оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Профессии моей семьи" - проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…", - оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями", - беседа с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности". В результате проведенной нами работы уровень знаний и умений детей повысился, изменилось и отношение детей к труду. - у 50 % детей средний и у 50 % высокий уровень знаний о профессиях родителей, знают их трудовые действия, каков результат их труда, для чего они ходят на работу, орудия труда и инструменты, - у всех детей повысился активный словарь по теме "Профессии" (словарь пополнился новыми словами, дети активно используют их при описании той или иной профессии), - 85 % детей активно принимают участие в выполнении трудовых поручений, дежурствах, проявляют инициативу, помочь взрослому, бережно относятся к результатам своего и чужого труда. Таким образом, отбор содержания образования на о снове педагогической диагностики имеет высокий положительный результат. Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: если воспитатель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.
Библиографический список литературы
1. Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985. 2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988. 3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996. 4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. 5. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10. 6. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.


В раздел образования