"Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями"
Автор: Третьякова Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №89 "Умка" Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область Наименование материала: статья Тема: "Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями" Раздел: дошкольное образование
Третьякова Ольга Владимировна
воспитатель
МБДОУ № 89 «Умка»
г. Северодвинск
Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по
ознакомлению старших дошкольников с профессиями.
В связи с изменениями, происходящими
в последние годы в нашей
жизни и нашем обществе, изменились требования к знаниям, умениям и
навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста, которые требуют от
нас
педагогов
нового
подхода
к
процессу
воспитания
и
обучения
подрастающего поколения.
Наиболее рационально будет построена траектория образовательного
маршрута ребенка на основе педагогической диагностики. Педагогическая
диагностика
–
целенаправленное
изучение
особенностей
и
возможностей
личности дошкольника с целью оптимального решения педагогических задач.
В
профессиональной
работе
воспитателя
она
выполняет
две
главные
функции: 1) несет достоверную информацию для принятия обоснованных
педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала
обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в
случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
В соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) педагогическая
диагностика
не
является
обязательной,
но
в
тоже
время
педагоги
могут
проводить
оценку
индивидуального
развития
детей
для
решения
образовательных задач и для оптимизации работы с группой детей.
На основе результатов диагностики определяется зона образовательных
потребностей
ребенка
и
соответственно
осуществляется
планирование
образовательного процесса. При разработке планирования учитываются все
образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Одной из важных
задач
образовательной
области
«социально-коммуникативное
развитие»
является формирование
первичных
представлений
о
труде
взрослых
и
положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого
человека.
Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к
труду
взрослых
имеет
их
ознакомление
с
профессиями. Для этого очень
важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий,
их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях
уважение
к
людям
труда,
интерес
к
трудовой
деятельности
взрослых,
бережное отношение к результатам труда.
В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с трудом взрослых
ставятся следующие задачи:
1) Дать детям знания о:
- трудовой деятельности взрослых: в промышленности, на строительстве, на
транспорте, в учреждении, культурно – бытовом обслуживании, в сфере
образования и медицины, в сельском хозяйстве;
- знания о героических профессиях (космонавты, пожарные, спасатели);
- знания о творческих профессиях (музыканты, писатели, художники);
- знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых
для работы;
- знания детьми основных трудовых процессов;
- знания о взаимодействии людей разных профессий;
- бережное отношение к результатам труда взрослых.
2) Углублять представления о том, где работают родители, как важен
для общества их труд.
3) Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.
4)
Воспитывать
желание
участвовать
в
совместной
трудовой
деятельности,
самостоятельность
и
ответственность,
умение
доводить
начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении
различных видов труда.
В
соответствии
с
задачами
образовательной
области
«социально-
коммуникативное
развитие»
ФГОС
ДО,
на
основе
рекомендуемых
показателей примерной общеобразовательной программы «От рождения до
школы»
под
редакцией
Н.Е.
Вераксы
и
др.
для
построения
более
эффективной системы работы по ознакомлению старших дошкольников с
профессиями нами была разработана диагностика по данному направлению.
Основные разделы диагностики:
1. Лексический словарь
2. Знание детьми профессий родителей.
3. Знание детьми трудовых профессиональных действий родителей.
4.
Знание
детьми
назначения
профессий,
инструментов
и
материалов,
необходимых для работы.
5. Бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
6. Собственное отношение к трудовому процессу.
Методы диагностики:
- игра,
- беседа,
- метод непосредственного наблюдения.
Методика проведения диагностики
1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?",
"Все профессии нужны", "Кто что делает?", " Подбери и назови" (кто что
потерял?) - используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас
слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении.
2.
В
процессе
беседы
выявляем
знания
о
профессий
родителей,
трудовых профессиональных действиях, которые они выполняют, назначение
их труда : Кем работает мама?, Кем работает папа?, Что делает мама (папа) на
работе?, Какие инструменты ей (ему) необходимы для выполнения работы?,
Какой результат их труда?
Здесь же задаем вопрос детям: Зачем человек работает?
3. Метод наблюдения используем для решения
последних позиций
диагностики - бережное отношение к результатам труда и с желанием ли
ребенок выполняет трудовые действия (поручения, дежурства).
В результате проведенной диагностики было выявлено следующее:
- у 50 % детей низкий уровень знаний о профессиях родителей, особенно их
трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии,
- у 65 % опрошенных -
узкий активный и пассивный словарь по теме
"Профессии",
- у 45 % выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по
необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т.д.)
Мы
убедились
в
необходимости
разработки
системы
работы
по
ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.
На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы
необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена
предметно-развивающая
среда
атрибутами
к
сюжетно-ролевым
играм,
новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской
художественной литературой и картинками по данной теме.
Знакомство детей с профессиями мы осуществляли, используя разные
виды
совместной
детской
деятельности:
игровую,
коммуникативную,
познавательно-исследовательскую,
продуктивную,
музыкально-
художественную и т.д.
Использовались следующие формы работы с детьми:
- беседы с детьми по теме "Профессии моей семьи",
- рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме,
- чтение литературных произведений, стихов, загадок по теме "Профессии",
-проведение физкультурного развлечения "Новогоднее приключение"(почта),
- экскурсия на почту (с родителями), знакомство с профессией почтальона,
-
экскурсия
в
краеведческий
музей
города,
знакомство
с
профессией
экскурсовода,
-
посещение
библиотеки,
читального
зала,
знакомство
с
профессией
библиотекарь,
-
наблюдения
за
работой
людей
разных
профессий:
водитель
автобуса
(экскурсионная поездка в музей), помощник воспитателя, воспитатель (в
группе), доктор (врач), медсестра
(посещение профилактория), почтальон
(экскурсия на почту), дворник (на территории детского сада), слесарь (ремонт
сантехники
в
детском
саду),
маляр
(при
окраске
фасада
детского
сада),
посещение
детьми
рабочего
места
родителей
(по
возможности):
магазин
(продавец, кассир), поликлиника (процедурный кабинет), офис (менеджер,
директор,
дизайнер,
бухгалтер),
школа
(учитель),
группа
детского
сада
(воспитатель, помощник воспитателя), столовая (повар) и т.д.,
-
сюжетно - ролевые игры "Почта", "Семья", "Больница", "Салон красоты",
"Такси" и т.д.,
-
дидактические
игры
"Кому
что
нужно
для
работы",
"Все
профессии
важны…" и т.д.,
Работу по ознакомлению детей с профессиями проводили в тесном
сотрудничестве с семьями воспитанников:
-
оформление
выставки
рисунков
сотворчества
детей
и
родителей
"Профессии моей семьи"
- проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…",
- оформление наглядной
информации для родителей "Знакомство детей с
профессиями",
-
беседа
с
родителями
"Расскажите
ребенку
о
своей
профессиональной
деятельности".
В результате проведенной нами работы уровень знаний и умений детей
повысился, изменилось и отношение детей к труду.
- у 50 % детей средний и у 50 % высокий уровень знаний о профессиях
родителей, знают их трудовые действия, каков результат их труда, для чего
они ходят на работу, орудия труда и инструменты,
- у всех детей повысился активный словарь по теме "Профессии" (словарь
пополнился новыми словами, дети активно используют их при описании той
или иной профессии),
- 85 % детей активно принимают участие в выполнении трудовых поручений,
дежурствах, проявляют инициативу, помочь взрослому, бережно относятся к
результатам своего и чужого труда.
Таким
образом,
отбор
содержания
образования
на
о снове
педагогической диагностики имеет высокий положительный результат.
Подводя
итог
всему
вышесказанному
можно
сделать
следующий
вывод: если воспитатель задумывается об эффективности своей работы и
хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых
особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна
выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.
Библиографический список литературы
1. Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985.
2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д,
1996.
4.
Кондрашов
В.П.
Введение
дошкольников
в
мир
профессий:
Учебно-
методическое
пособие.
—
Балашов:
Изд-во
"Николаев",
2004.
5.
Логинова,
В.И.
Формирование
представлений
о
труде
взрослых
/
В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10.
6. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика,
1987.