"Система оценивания учебных достижений в формате Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения"
Автор: Богова Светлана Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "ИСОШ №1 им.Н.П.Наумова" Населённый пункт: Ивангород Наименование материала: методическая разработка Тема: "Система оценивания учебных достижений в формате Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.П.Наумова»
Система оценивания учебных
достижений
в формате Федерального
государственного образовательного
стандарта второго поколения
Автор работы:
учитель физики
Богова С.А.
Ивангород, 2015
Слайд 1
Система оценивания учебных достижений
в формате Федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения
Слайд 2
Система оценки – сложная и многопрофильная система, включающая текущую и
итоговую оценку результатов деятельности школьников, оценку работы педагогов и
школы, оценку результатов деятельности системы образования.
Именно по результатам оценки принимается решение о готовности выпускников
начальной школы к продолжению образования в основной школе.
Слайд 3
Общие подходы к системе оценки
Новые стандарты устанавливают общее описание ожидаемых индивидуальных
достижений школьников, в том числе — подлежащих и не подлежащих итоговой оценке.
Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка
результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных
программ.
Слайд 4
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует
особо выделить:
• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе
системнодеятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению
учебнопрактических и учебнопознавательных задач;
• использование наряду со стандартизированными письменными или устными
работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;
Слайд 5
Как предполагается организовать систему оценки достижения требований
стандарта?
Оценка достижения требований стандарта сводится к оценке достижения
требований планируемых результатов. Нормативной основой при определении объекта,
содержания и методов оценки достижения требований стандартов служат совокупность
требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ,
установленных федеральным государственным образовательным стандартам и
направленных на:
o
оценку состояния и тенденций развития системы образования;
o
оценку эффективности деятельности образовательных учреждений;
o
индивидуальную оценку образовательных достижений школьника;
o
планируемые
результаты
освоения
основной
образовательной
программы
начального образования.
В содержании текущей оценки включаются задания не на проверку того, что
запомнил ребёнок, а правильно ли он понял изученный материал и может ли его
использовать в разных ситуациях. Проверяется не оперативная память ребёнка, а освоение
результатов, значимых для его развития.
Слайд 6
Система оценки достижения планируемых результатов включает две согласованные
между собой системы оценок: внешнюю оценку и внутреннюю оценку. При этом именно
внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке; как (в каких
форматах, с помощью каких заданий) наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы
следует (или допустимо) считать верными.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает
вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.
Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки
дают учащимся возможность эффективно управлять своей учебной деятельностью,
способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою
позицию, ответственности за их результаты.
Слайд 7
Таким образом, традиционная система оценки, ориентированная в основном на
контроль и проверку полученных знаний и умений, в стандартах второго поколения
трансформируется в систему, направленную на управление учебным процессом и
обеспечение его качества.
Слайд8
Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых
результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной
стороны, и образовательным процессом системой оценки, с другой. Рассмотрим с
выделенных позиций особенности оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов образования.
Слайд 9
Оценка личностных результатов:
Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития
учащихся и включает три основных компонента:
характеристику достижений и положительных качеств учащегося
определение приоритетных задач и направлений личностного развития с
учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
систему психологопедагогических рекомендаций, призванных обеспечить
успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Слайд 10
Оценка метапредметных результатов
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы
деятельности — познавательные, коммуникативные — и способы регуляции
своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит
сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных действий
Слайд 11
Оценка предметных результатов
Основным объектом оценки личностных результатов служит
сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие
основные блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции школьника —
принятие и освоение новой социальной роли ученика;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т.
е.«значения для себя») учения на основе устойчивой системы
учебнопознавательных и социальных мотивов;
моральноэтическая ориентация — знание основных моральных норм и
ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной
необходимости.
Слайд 12
Как организуется итоговая оценка? Кто её проводит? Что является предметом
итоговой оценки?
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом:
«Итоговая оценка качества освоения учащимися основной образовательной программы
начального общего образования осуществляется образовательным учреждением».
Предметом итоговой оценки освоения учащимися основной образовательной
программы начального общего образования должно быть достижение предметных и
метапредметных результатов освоения основной программы начального общего
образования, необходимых для продолжения образования.
Слайд 13
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации учащихся, отражающие динамику их
индивидуальных
образовательных достижений, продвижение
в достижении
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального общего образования;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения учащимися
основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе
знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы
начального общего образования используются для принятия решения о переводе учащихся
на следующую ступень общего образования.
Фиксация накопленных оценок и поведение итоговых работ - область компетенции
педагогов и школы. Чтобы обеспечить объективность и сопоставимость данных,
целесообразно использовать для итоговых работ единый или, как минимум,
сопоставимый инструментарий, разрабатываемый либо централизованно на федеральном
уровне, либо региональными органами управления образованием.
Слайд 14
Как оценивается динамика индивидуальных образовательных достижений
учащихся?
Динамика индивидуальных образовательных достижений учеников, их
продвижение оцениваются на промежуточной аттестации учащихся. Оптимальный способ
организации накопительной системы оценки – портфолио ученика как коллекция работ и
результатов, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных
областях и материалы которого позволяют проводить независимую внешнюю оценку.
Обязательная составляющая портфолио – материалы стартовой диагностики,
промежуточной и итоговые работы по отдельным предметам. Остальные работы должны
быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность,
объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества,
рефлексии.
Слайд 15
Критерии оценки планируемых результатов
В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания
результатов образования: планируемый, реализуемый и достигнутый.
Таким образом, система оценки перерастает в узкие рамки модели контроля качества
образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения
качества образования. Она становится одним из регулирующих элементов системы
образования, в значительной мере способствующих поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Слайд 16
В отличие от стандарта 2004 г. новый ФГОС вносит существенные изменения в
цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за
собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую
очередь учителя, обеспечивающего ее.