"Коллективный способ обучения как эффективное средство формирования и развития коммуникативных и личностных УУД"
Автор: Алабугина Анастасия Ивановна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: МБОУ Гимназия №14 "Университетская" Населённый пункт: г. Новосибирск Наименование материала: статья Тема: "Коллективный способ обучения как эффективное средство формирования и развития коммуникативных и личностных УУД" Раздел: полное образование
Анастасия Ивановна Алабугина
учитель немецкого языка высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №14 «Университетская»
Коллективный способ обучения как эффективное средство формирования и развития
коммуникативных и личностных УУД
Обучение – это особым образом
организованное общение, т. е.
деятельность между носителями
знаний и теми, кто их приобретает.
В.К. Дьяченко
Какие возможности уроку иностранного языка даёт коллективный способ обучения (КСО)
и чем он отличается от традиционной работы в группах? КСО следует более строгим
правилам и законам, которые одинаково позволяют всем учащимся принести в группу своё
собственное знание и внести свой вклад в презентацию результата работы. Учителя
иностранного языка, как правило, работают с группами учащихся очень разными и по
уровню владения языком и по жизненному опыту. КСО позволяет учащимся с более
низким уровнем владения языком тоже принимать активное участие в работе группы.
Немецкие методисты Antje Hammoud и Anne Ratzki
1
выделяют следующие базовые
элементы КСО:
Прямое взаимодействие (интеракция). Учащиеся сидят настолько близко друг ко
другу, что без труда могут видеть и слышать друг друга, разговаривать.
Индивидуальная ответственность подразумевает, что каждый член группы
чувствует себя ответственным не только за свой учебный процесс и его результат,
но и за успехи других членов группы.
Позитивная взаимозависимость появляется, когда учащиеся чувствуют
стремление достичь общей, вместе поставленной цели. Чтобы группа добилась
успеха, каждый должен быть успешным.
Социальные компетенции или формы взаимодействия, которые обеспечивают
позитивную атмосферу в работе группы (участники внимательно слушают друг
друга, поддерживают, уважают чужое мнение, помогают друг другу).
1
Antje Hammoud, Anne Ratzki „Was ist kooperatives Lernen ?“ Goethe-Institut,
München 2009
Рефлексия – участники анализируют и оценивают свою совместную работу, чтобы
в дальнейшем улучшить её качество.
Задача учителя при организации КСО – тренировать социальные компетенции
учащихся, создавая условия, позволяющие учащимся в прямом взаимодействии, с
равной долей ответственности, выполняя одно задание, практиковать позитивную
взаимозависимость и достигать общей цели.
При КСО учитель осознанно и продуктивно использует то, что все дети разные.
В российской дидактике с термином КСО связано имя В.К. Дьяченко. Он выделяет
следующие признаки КСО
2
:
ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в
соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения).
осмысленность процесса познания.
все обучают каждого и каждый всех.
при коллективных учебных занятиях знания – хорошие, умения – уверенные,
навыки – надежные.
обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества
учителя и учащихся.
активизируются межличностные отношения (ученик – ученик), которые
способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и
безотлагательной передачи знаний.
ведущей организационной формой обучения является коллективная, т.е.
работа учащихся в парах сменного состава.
По Дьяченко, обучение – это особым образом организованное общение, т.е.
деятельность между носителями знаний и теми, кто их приобретает.
В основе КСО лежит трёх шаговый принцип
3
: обдумать – поделиться с партнёром –
обсудить в группе . У каждого члена группы есть возможность в своём темпе обдумать
задание, что-то записать, сделать свои выводы. Таким образом, активируется уже
имеющееся знание. Затем учащиеся делятся своими мыслями, записями, выводами с
партнёром, и только после этого идёт обсуждение в группе.
Не менее важно и то, что организуя условия для реализации КСО, учитель осознаёт
изменение и своей роли и роли учащихся. Учитель перестаёт быть исключительным
2
Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы : Кн. для учителя -
М. Просвещение 1991
3
Antje Hammoud, Anne Ratzki „Was ist kooperatives Lernen ?“ Goethe-Institut, München 2009
транслятором знаний, а учащиеся – получателями. В основе общения –
сотрудничество.
Может ли КСО с его чёткими правилами и распределением ролей стать однозначной
альтернативой традиционной работе в группе, где более сильные учащиеся часто
доминируют, где участники сами ставят цели, формулируют проблемы и ищут пути
решения? Немецкий педагог Райнер Е. Викке считает, что КСО – это своеобразная
репетиция или тренировка работы в группе, как бы ступень к ней
4
.
Практика показывает справедливость этого мнения. Передо мной давно стоял вопрос –
как помочь учащимся научиться работе в группе (не перебивать, внимательно слушать,
поддерживать друг друга, давать другим возможность высказаться)? КСО помогает
эффективно решать эту проблему. Сначала ребята строго следуют правилам,
обсуждают их, что-то добавляют. И… привыкают к этому. Заем можно просто
организовать работу в группе, не боясь, что кто-то останется не задействованным, а
кто-то будет доминировать. Согласно ФГОС это и есть формирование личностных и
коммуникативных УУД или тренировка социальных компетенций. Главное, чтобы
ребёнок понимал – без его личного вклада и результата группа не достигнет успеха.
Список литературы:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Москва, «Просвещение» 2011
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. Москва «Просвещение» 2011
3.
Е.С. Савинов (составитель), Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Москва «Просвещение» 2011
4.
А.Г. Асмолов «Как проектировать УУД? От действия к мысли». Москва
«Просвещение» 2011
5.
Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы : Кн. для
учителя - М. Просвещение 1991
6.
Т.Н. Шубкина «Гармонизация взаимодействия субъектов процесса обучения
иностранным языкам». Новосибирск, НИПКиПРО 2008
7.
Antje Hammoud, Anne Ratzki „Was ist kooperatives Lernen ?“ Goethe-Institut, München
2009
8.
Reinhard Roth „Rollen im kooperativen Lernen – Ein Erfahrungsbericht“. Fremdsprache
Deutsch, Heft 41, 2009
9.
Rainer E. Wicke „Alter Wein in neuen Schläuchen? Wie heißt das nun wirklich –
kooperatives Lernen oder Gruppenarbeit?“ Fremdsprache Deutsch, Heft 41, 2009
10. Caroline L. Rieger „Kooperative Kommunikations- und Konversationsübungen im
Fremdsprachenunterricht“. Fremdsprache Deutsch, 2009
4
Rainer E. Wicke „Alter Wein in neuen Schläuchen? Wie heißt das nun wirklich – kooperatives
Lernen oder Gruppenarbeit?“ Fremdsprache Deutsch, Heft 41, 2009