Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра как средство межличностного общения детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Грязнова Жанна Александровна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад № 138
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство межличностного общения детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностного

общения, детей старшего дошкольного возраста.

Грязнова Жанна Александровна

Заведующая

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 138

город Иркутск
Способность к общению у человека не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, в результате контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Однако настает момент, когда ребенку становится недостаточно контактировать только с взрослыми ‒ у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками образует вторую сферу контактов старшего дошкольника с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро ощущают и всячески выражают. Немалую роль в общении детей играет игра, которая по-прежнему остается ведущей деятельностью возрасте 7-ми лет. Прежде всего, это сюжетно-ролевая игра как средство совместного познания. В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь развивается рефлексия как способность человека осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии заключается возможность понимать и чувствовать другого человека. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми для дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Сюжет или содержание игры – это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей. Это то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Роль ‒ это центр игры, которую выполняет ребенок. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его реальность и достоверность. Правила в процессе игры дети устанавливают сами, в некоторых играх это делает взрослый. При помощи правил определяются и регулируются поведение и взаимоотношениях играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем, правила помогают робким, застенчивым ребятам вступить в игру, быть ее активными участниками. Все структурные элементы, составляющие игру, являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, сюжетно-ролевая игра также является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит только тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания и развития личности ребенка. Значение сюжетно-ролевых игр в правильном воспитании и развитии старших дошкольников подчеркивали такие отечественные и зарубежные ученые, как: А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и другие. Все они отмечали, что
развитии и обогащении самодеятельности детей, т ворч е ского воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно при помощи воображения создаются ситуация игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и о правилах и нормах поведения и общения. Играя, дети учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, достигнуть договоренности. Таким образом, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают и укрепляют человечески важные качества своей личности. Содержанием сюжетной игры у старших дошкольников ставится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно внимательно и придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что бывает в реальности и чего быть не может.
В такой игре и через нее у дошкольников развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т.д. Сюжетно-ролевая игра – это своего рода обучающий процесс, в ходе которого дети активно и творчески осваивают правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самим себе. Следовательно, сюжетно-ролевая игра является ведущим средством воспитания сплоченного коллектива детей дошкольного возраста, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра – это активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими осуществлять свои замыслы, совместно жить и работать, достигать результатов в совместном деле. Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и д е й с т в и т е л ь н ы х взаимоотношений, необходимость сделать игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и оказывая друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение, регламентирует межличностное общение. В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициатива, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в
условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дети не всегда сразу находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя то, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. Выполняя в игре свою роль, ребенок попадает в отношения зависимости от других детей и от выполняемых ими ролей. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность. Из всего сказанного можно сделать ряд выводов.
В сюжетно-ролевой игре дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра выступает как средство познания ребенком действительности. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми старших дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Сюжетно-ролевая игры всегда направлена на решение трех видов задач: развивающих, познавательных и воспитательных. Игра учит ребенка хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в ситуации неудачи или радоваться за успех другого); умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия; умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности; умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения. Специфика сюжетно-ролевой игры позволяет использовать ее как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра, при условии соблюдения условий ее правильной и целесообразной организации, может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка семи лет со сверстниками.

Список литературы:
1. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. ‒ 1965, № 10. ‒ С. 5-10. 2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. ‒ 1989, №4. ‒ С. 23. 3. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Педагогика. ‒ 1976. ‒ 327 с. 4. Эльконин Д.Б. Психология игры. ‒ М.: Айрис-пресс. ‒ 2005. – 230 с.


В раздел образования