"Сюжетно-ролевая игра как средство межличностного общения детьми старшего дошкольного возраста"
Автор: Грязнова Жанна Александровна Должность: заведующая Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад № 138 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство межличностного общения детьми старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностного
общения, детей старшего дошкольного возраста.
Грязнова Жанна Александровна
Заведующая
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 138
город Иркутск
Способность
к
общению
у
человека
не
является
врожденной,
она
формируется
в
процессе
приобретения
жизненного
опыта,
в
результате
контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта
играет
взрослый,
передающий
ребенку
свои
знания
и
мудрость.
Однако
настает
момент,
когда
ребенку
становится
недостаточно
контактировать
только с взрослыми ‒ у него появляется, а затем все более усиливается
стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками
образует вторую сферу контактов старшего дошкольника с окружающими
людьми,
которая
также
очень
важна
для
детей,
и
они
сами
это
остро
ощущают и всячески выражают. Немалую роль в общении детей играет игра,
которая по-прежнему остается ведущей деятельностью возрасте 7-ми лет.
Прежде всего, это сюжетно-ролевая игра как средство совместного познания.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития
навыков общения, в первую очередь развивается рефлексия как способность
человека
осмысливать
свои
собственные
действия,
потребности
и
переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями
других
людей.
В
способности
к
рефлексии
заключается
возможность
понимать и чувствовать другого человека.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми для
дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной
особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети,
а
их
игровая
деятельность
носит
ясно
выраженный
самодеятельный
и
творческий характер.
Сюжет или содержание игры – это то, что составляет ее живую ткань,
определяет
развитие,
многообразие
и
взаимосвязь
игровых
действий,
взаимоотношений
детей.
Это
то,
что
делает
игру
привлекательной
и
побуждает интерес и желание играть.
Роль
‒
это
центр
игры,
которую
выполняет
ребенок.
Роль
всегда
соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками,
действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому
подражает,
т.е.
играет
определенную
роль.
Но
дошкольник
не
просто
разыгрывает
эту
роль,
он
живет
в
образе
и
верит
в
его
реальность
и
достоверность.
Правила в процессе игры дети устанавливают сами, в некоторых играх
это делает взрослый. При помощи правил определяются и регулируются
поведение
и
взаимоотношениях
играющих.
Они
придают
играм
организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют
дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с
тем, правила помогают робким, застенчивым ребятам вступить в игру, быть
ее активными участниками.
Все структурные элементы, составляющие игру, являются более или
менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в
разных видах игр.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, сюжетно-ролевая
игра также является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это
происходит
только
тогда,
когда
она
включается
в
организованный
и
целенаправленный педагогический процесс. Развитие и становление игры в
значительной степени происходит именно при использовании ее как средства
воспитания и развития личности ребенка.
Значение сюжетно-ролевых игр в правильном воспитании и развитии
старших дошкольников подчеркивали такие отечественные и зарубежные
ученые, как: А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже,
Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и другие. Все они отмечали, что
развитии
и
обогащении
самодеятельности
детей,
т ворч е ского
воспроизведения
и
отражения
фактов
и
явлений
окружающей
жизни
огромная роль принадлежит воображению. Именно при помощи воображения
создаются
ситуация
игры,
образы,
воспроизводимые
в
ней,
возможность
сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре
привлекательность, которая присуща только ей.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления
детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и о правилах и нормах
поведения и общения. Играя, дети учатся строить свои взаимоотношения,
познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в
игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в
игровые
действия.
Иногда
знания
и
представления
о
труде
людей,
о
конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и
возникает
необходимость
их
пополнения.
Потребность
в
новых
знаниях
выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается
к
разговорам
во
время
игры,
помогает
играющим
устанавливать
взаимопонимание, достигнуть договоренности.
Таким образом, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей
знания
и
представления,
но
и
является
своеобразной
формой
активной
познавательной
деятельности,
в
процессе
которой
они
под
руководством
воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло,
учатся
следовать
нормам
морали,
соотносить
свои
мысли,
взгляды,
побуждения
с
окружающей
жизнью,
приобретают
и
формируют
у
себя
навыки
адекватного
и
социально
приемлемого
поведения,
развивают
и
укрепляют человечески важные качества своей личности.
Содержанием
сюжетной
игры
у
старших
дошкольников
ставится
подчинение
правилам,
вытекающим
из
взятой
на
себя
роли.
Дети
этого
возраста чрезвычайно внимательно и придирчиво относятся к выполнению
правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют
внимание на то, что бывает в реальности и чего быть не может.
В такой игре и через нее у дошкольников развиваются и формируются
такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка,
сочувствие, сострадание и т.д.
Сюжетно-ролевая игра – это своего рода обучающий процесс, в ходе
которого дети активно и творчески осваивают правила и нормы поведения
людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самим себе.
Следовательно,
сюжетно-ролевая
игра
является
ведущим
средством
воспитания сплоченного коллектива детей дошкольного возраста, важнейшая
форма организации их жизни. Ролевая игра – это активная деятельность
детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление
вместе с другими осуществлять свои замыслы, совместно жить и работать,
достигать результатов в совместном деле.
Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение
правилам
поведения
и
развитие
игровых
и
д е й с т в и т е л ь н ы х
взаимоотношений,
необходимость
сделать
игрушку,
соорудить
постройку,
согласуя действия с другими играющими и оказывая друг другу помощь в
овладении трудовыми навыками, – все это способствует формированию у
детей
нравственных
чувств,
дружеских
взаимоотношений,
организует
их
поведение, регламентирует межличностное общение.
В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные.
Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные
взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей,
выполняющих
общее
дело.
Они
могут
договариваться
о
сюжете,
о
распределении
ролей,
обсуждать
возникающие
в
ходе
игры
вопросы
и
недоразумения. В игровой деятельности развивается общение: игра требует
от
ребенка
таких
качеств,
как
инициатива,
общительность,
способность
координировать
свои
действия
с
действиями
группы
сверстников,
чтобы
устанавливать и поддерживать общение.
Потребность
в
общении
развивается,
прежде
всего,
на
основе
совместной
игровой
деятельности,
а
также
по
поводу
игры.
Именно
в
условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью
устанавливать
контакты,
применять
на
практике
усваиваемые
нормы
поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и
правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей
друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования
действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение
отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Дети
не
всегда
сразу
находят
нужные
способы
установлений
отношений.
Нередко
между
ними
возникают
конфликты,
когда
каждый
отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников.
Но
именно
в
этом
возрасте
ребенок
открывает
для
себя
то,
что
без
сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше.
Выполняя в игре свою роль, ребенок попадает в отношения зависимости от
других детей и от выполняемых ими ролей.
В
период
дошкольного
детства
взаимодействие
и
общение
со
взрослыми
сохраняют
ведущую
роль
в
развитии
ребенка.
Однако
для
полноценного
социального
и
познавательного
развития
детям
старшего
дошкольного возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В
ситуации
общения
со
сверстниками
ребенок
более
самостоятелен
и
независим.
Именно
в
процессе
взаимодействия
с
равными
партнерами
ребенок
приобретает
такие
качества,
как
взаимное
доверие,
доброта,
готовность
к
сотрудничеству,
умение
ладить
с
другими,
отстаивать
свои
права,
рационально
решать
возникающие
конфликты.
Ребенок,
имеющий
разнообразный
положительный
опыт
взаимодействия
со
сверстниками,
начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности
других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная
компетентность.
Из всего сказанного можно сделать ряд выводов.
В
сюжетно-ролевой
игре
дети
отражают
в
ней
различные
стороны
жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об
окружающей
действительности.
Игра
выступает
как
средство
познания
ребенком действительности.
Сюжетно-ролевые
игры
являются
наиболее
характерными
играми
старших
дошкольников
и
занимают
значительное
место
в
их
жизни.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее
создают
сами
дети,
а
их
игровая
деятельность
носит
ясно
выраженный
самодеятельный и творческий характер.
Сюжетно-ролевая игры всегда направлена на решение трех видов задач:
развивающих, познавательных и воспитательных. Игра учит ребенка хорошо
ориентироваться
в
правилах
культуры
поведения;
в
овладении
навыками
всевозможных
способов
построения,
поддержания
и
развития
взаимоотношений,
основанных
на
принятии
активной
позиции
партнера,
чуткости
к
эмоциональному
состоянию
партнера
по
общению
(умение
сопереживать в ситуации неудачи или радоваться за успех другого); умение
согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия;
умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение
справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности;
умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.
Специфика сюжетно-ролевой игры позволяет использовать ее как одно
из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего
дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая
игра,
при
условии
соблюдения
условий
ее
правильной
и
целесообразной
организации,
может
стать
основой
формирования
положительных
навыков
общения
ребенка
семи
лет
со
сверстниками.
Список литературы:
1.
Запорожец
А.В.
Некоторые
психологические
проблемы
детской
игры // Дошкольное воспитание. ‒ 1965, № 10. ‒ С. 5-10.
2.
Михайленко
Н.Я.,
Короткова
Н.А.
Педагогические
принципы
организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. ‒ 1989, №4. ‒ С. 23.
3. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца.
– М.: Педагогика. ‒ 1976. ‒ 327 с.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. ‒ М.: Айрис-пресс. ‒ 2005. – 230 с.