Напоминание

"Социализация детей с нарушениями речи в условиях ДОУ"


Автор: Кучинская Елена Эдуардовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №16 "Теремок" г.Горно-Алтайска"
Населённый пункт: г. Горно-Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей с нарушениями речи в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Кучинская Е.Э., учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №16 «Теремок» г.Горно-Алтайска»
В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными. Именно поэтому и возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей с нарушением речи, которое способствует предотвращению появления эмоционально- личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья. Важнейшим условием успешной социализации ребенка с нарушениями речи является человеческое общение. Для его нормального речевого развития необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование других компонентов речевой системы. Поэтому, в силу специфики речевой недостаточности социальное развитие детей затруднено. Для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи характерна недостаточная общительность, нарушение эмоционально – волевой сферы, неустойчивость внимания, низкий уровень сформированности навыков самообслуживания. Таким образом, возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей с недоразвитием речи, которое способствует предотвращению появления эмоционально – личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка. Дошкольное учреждение является начальным этапом в социализации личности ребенка. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Дети с нарушениями речи должны обучатся в условиях интегрированного воспитания. Интеграция детей с недостатками речи осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка. Интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с нарушениями речи остается под патронатом коррекционной педагогики: он
обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Создавая условия интегрированного воспитания в ДОУ для детей с нарушениями речи, ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с проблемами речевого развития преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции. Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы ДОУ является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки. Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что способствует успешной социализации детей с недостатками речи.


В раздел образования