"Социализация детей с нарушениями речи в условиях ДОУ"
Автор: Кучинская Елена Эдуардовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №16 "Теремок" г.Горно-Алтайска" Населённый пункт: г. Горно-Алтайск Наименование материала: статья Тема: "Социализация детей с нарушениями речи в условиях ДОУ" Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад №16 «Теремок» г.Горно-Алтайска»
В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы
своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи.
Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей
зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к
формированию
комплекса
неполноценности,
негативно
сказывается
на
умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в
целом.
Такие
дети
в
большинстве
случаев
оказываются
социально
несостоятельными.
Именно
поэтому
и
возникает
необходимость
своевременного
и
целенаправленного развития социального поведения у детей с нарушением
речи,
которое
способствует
предотвращению
появления
эмоционально-
личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и
социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с
особыми
образовательными
потребностями
развить
умение
адекватно
взаимодействовать
с
другими
людьми,
сверстниками,
понять
себя
и
сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального
здоровья.
Важнейшим условием успешной социализации ребенка с нарушениями
речи является человеческое общение. Для его нормального речевого развития
необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование
других компонентов речевой системы. Поэтому, в силу специфики речевой
недостаточности социальное развитие детей затруднено. Для воспитанников с
тяжелыми
нарушениями
речи
характерна
недостаточная
общительность,
нарушение эмоционально – волевой сферы, неустойчивость внимания, низкий
уровень
сформированности
навыков
самообслуживания.
Таким
образом,
возникает
необходимость
своевременного
и
целенаправленного
развития
социального поведения у детей с недоразвитием речи, которое способствует
предотвращению
появления
эмоционально
–
личностных,
поведенческих
трудностей,
расширению
их
коммуникативного
и
социального
опыта.
Чем
раньше
это
произойдет,
тем
более
высоким
будет
результат
социализации
ребенка.
Дошкольное
учреждение
является
начальным
этапом
в
социализации
личности ребенка.
Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация
личности ребенка. Дети с нарушениями речи должны обучатся в условиях
интегрированного
воспитания.
Интеграция
детей
с
недостатками
речи
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития
ребенка.
Интегрированный
в
общеобразовательную
среду
ребенок
с
нарушениями речи остается под патронатом коррекционной педагогики: он
обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с
нормально развивающимися детьми.
Создавая
условия
интегрированного
воспитания
в
ДОУ
для
детей
с
нарушениями речи,
ребенок с особыми образовательными потребностями
должен
быть
вовлечен
в
целостный
процесс
развития,
воспитания,
социализации,
обучения,
несмотря
на
физические,
интеллектуальные
и
личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно
принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка.
Интегрированный
подход
к
воспитанию
дает
возможность
ребенку
с
проблемами
речевого
развития
преодолеть
трудности
и
стать
в
будущем
равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы
ДОУ
является
работа
с
родителями
как
одно
из
условий
оптимизации
педагогического
процесса
и
социализации
ребенка,
имеющего
речевые
недостатки. Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно –
развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что
способствует успешной социализации детей с недостатками речи.