Автор: Алиева Сувалжат Магомедовна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей" Населённый пункт: г. Муравленко Наименование материала: Проект Тема: "Социальный паспорт МБОУ "Многопрофильный лицей" Раздел: полное образование
«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»
ул. Пионерская, д. 4, г. Муравленко,
Ямало-Ненецкий автономный округ,629602
Телефон (34938) 23-7-87, факс (34938) 25-8-07, E-mail:school7@uomur
ОКПО 93905633, ОГРН 1068906000570, ИНН/КПП 8906007360/ 890601001
Проект:
«Социальный паспорт МБОУ «Многопрофильный лицей»
Работу выполнила:
Алиева Сувалжат Магомедовна
социальный педагог
МБОУ «Многопрофильный лицей»
2015 г. Муравленк
о
Оглавление
:
1. Введение
2.
Данные социального паспорта учреждения
2.1.
Классификация
семей
по
социальному
типу
2.2.
Сведения о материальном состоянии семей учащихся образовательного учреждения
2.3.
Социальное
положение
родителей
учащихся
образовательного
учреждения
2.4.
Мониторинг
социального
положения
семей
учащихся
образовательного
учреждения
2.5.
Сведения
по
категориям
семей
учащихся
образовательного
учреждения
2.6. Показатели
динамики
классификации
семей
учащихся
по
социальному
типу
за2012-2013,
2013-2014;
2014-
2015
учебные
годы
3. Результаты комплексной профилактической деятельности за 3 года
4.
Основные проблемы социально-психолого-педагогической деятельности образовательного учреждения, пути их
решения и результаты проведенной работы.
5. Заключение
6. Список литературы
1.
Введение
Исторический
опыт
человечества
уже
в
эпоху
античности
зафиксировал
идею
социальной
обусловленности
становления
и
жизнедеятельности
каждого
человека.
В
Древнем
Риме
о
новорожденном
говорили
как
о
«чистой
доске»,
на
которой
пишут
воспитатели.
Древнегреческие
философы
рассуждали
о
человеке
как
о
неком
центре
многих
концентрических
кругов.
Близлежащий
круг
-
это
семья:
родители,
жена,
дети.
Следующий
круг
включает
в
себя близких и дальних родственников. Третий круг - сограждане, и
наконец, четвертый круг - человечество.
При
всей
условности
такой
образной
схемы
в
ней
заключена
глубокая
мысль.
Человек
неразрывно
связан
с
другими
людьми,
обществом.
Эти
связи,
выступая
в
качестве
условий
и
обстановки
его
жизни
и
деятельности,
формируют его духовный мир, поведение. И важнейшее место здесь занимает семья.
Мы
живем
в
сложное
время:
социальная
незащищенность
гражданина
в
стране;
неуверенность
в
завтрашнем
дне;
насилие
и
жестокость
с
экрана
телевизора;
материальные
трудности;
озлобленность,
наркомания,
алкоголизм
широких слоев населения; разрушение традиционных устоев семьи и т.п. Все это привело к тому, что многие семьи
не
могут
сегодня
решать
воспитательные
задачи.
Есть
родители
(их
становиться,
к
сожалению
все
больше),
которые
не
хотят
выполнять
родительские
обязанности
по
воспитанию
детей.
Воспринимают
это,
как
тяжкое
нежелательное
бремя, они видят в детях ненужную обузу.
Дети
остаются
наедине
со
своими
вопросами,
проблемами,
конфликтами.
Дома
их
не
понимают,
не
до
них;
и
они
находят
себе
советчиков,
друзей
из
сверстников
или
уходят
«в
себя».
На
свои
вопросы
часто
получают
не
те
ответы,
которые
должны
были
бы
получить.
Разрыв
между
детьми
и
родителями
возникает
быстро,
а
вот
воссоединение
не
всегда
происходит
гладко
и
быстро.
Кризисные явления в семье толкают на необдуманные поступки, как детей, так и родителей.
«Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее
горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А.С. Макаренко).
Семья
в
настоящее
время
большую
часть
времени
вынуждена
решать
социально
бытовые
проблемы,
уделяется
недостаточное внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые позволяли ребенку усваивать с
раннего возраста общечеловеческие ценности.
Человек живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие человека - результат сложного
длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные
свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности, под воздействием её воспитания и образования.
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и
воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить, свои потенциальные
способности,
т.е.
на
первый
план
выходит
задача
развития
личности
с
помощью
индивидуализации
обучения.
Жизнедеятельность
человека
определяется
не
адаптацией
к
изменяющимся
условиям,
а
ориентировкой
на
будущее
и
прогнозированием. Деятельность социальных педагогов в нашей школе строится исходя из тенденций развития образования,
ориентированной на будущее, опорой на собственные способности учащегося.
Семья
–
главное,
что
есть
у
ребёнка.
Дети,
лишенные
любви
родителей
и
их
заботы,
не
могут
стать
полноценными
членами
общества.
Семья
–
это
оплот
всего
необходимого
для
ребёнка
–
воспитания,
содержания,
заботы и защиты его самого и его прав.
Актуальность:
нашего
исследования
заключается
в
своевременном
выявлении
детей,
семей
находящихся
в
предрисковом состоянии, различных видов «Группы риска», находящихся в тяжелой жизненной ситуации, льготную категорию
и оказании комплексной помощи и поддержки учащимся и их семьям в преодолении причин порождающих проблемы и
эффективное решение социальных проблем в целом.
Проблема : в грамотном диагностировании состоянии семьи, детей. Обладание разнообразными технологиями работы с
семьёй, детьми (при работе с семьёй "группы риска" нет определенных технологий работы, подходящих для решения
трудностей и проблем всех семей). В своевременном и правильном их применении. В обеспечении на раннем превентивном
уровне профилактику различного рода отклонений, что позволяет устранять причины негативных явлений.
Цель
проекта :
составление
социального
паспорта
лицея, создание единой базы данных учащихся и социального
статуса их семей, для своевременного оказания комплексной помощи и поддержки учащимся и их семьям в преодолении
причин
порождающих
проблемы,
эффективное
решение
социальных
проблем
детей,
семей
в
целом.
Развитие
взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.
Объект : учащиеся
и
семьи
МБОУ
«Многопрофильный
лицей».
2.
Данные
социального
паспорта
лицея.
План
работы по
составлению
социального
паспорта
МБОУ
«Многопрофильный
лицей»:
1.
Сбор
информации
посредством проведения совместного социально - психолого-педагогического консилиума
по преемственности выпускников 9-х классов из ОО города, наблюдения за несовершеннолетним в учебной и во вне учебной
деятельности,
беседа
непосредственно
с родителями,
учащимися, классным
руководителем,
преподавателями
предметниками,
школьным инспектором ОДН ОМВД, представителями КДН и ЗП,
специалистами
УСЗН,
медработниками
закрепленными
за
ОО,
посещения
семей,
использования
методов
диагностики
личности,
семьи,
социума.
2.
Анализ
и
систематизация
полученной
информации.
3.
Составление базы данных учащихся и их семей.
4.
Результаты
комплексной
профилактической
деятельности
за
3
года
Основными направлениями нашей социально-педагогической деятельности являются:
1. Аналитико-диагностическое.
2. Социально-правовое.
3. Консультативное
4. Профилактическое.
5. Методическое.
Для
реализации
проекта
социального
паспорта
предполагается
решение
следующих
задач:
1. Изучение, обобщение и анализ семей учащихся лицея по социальному типу, материальному признаку;
2.
Изучение,
обобщение
и
анализ
социального
положения
родителей
учащихся;
3.
Составление
социального
паспорта
и
обобщение
его
данных.
Поставленные
задачи
решаются методом: изучения
литературы,
статистических
данных,
диагностирование,
анкетирование,
тестирование,
беседы
с
учащимися,
родителями,
педагогами
сравнительный
анализ
полученных
данных за период с 2012 по 2015годы.
Эффективное
решение
проблем
социально-педагогической
деятельности
возможно:
при
полном
взаимодействии
и
взаимопонимании семьи и образовательной организации, в своевременном выявлении и устранении причин, порождающих
проблемы, обеспечении профилактики различного рода негативных явлений, отклонений, в поведении обучающихся, что
достигается
путем
комплексной
организации
профилактической
работы,
а
также
через
механизмы,
помогающими
эффективному взаимодействию с обучающимися и их родителями (законными представители).
Одним из таких механизмов является ежегодное составление социального паспорта МБОУ «Многопрофильный лицей»
(далее – образовательная организация)
Таким образом:
Материальная база жилого массива
МБОУ «Многопрофильный лицей» расположено по адресу улица Пионерская 4. Микрорайоном лицея является вся
территория
жилого
массива
города
Муравленко.
Общее
количество
учеников
10
и
11
классов
составляет 449 человек.
Учащиеся МБОУ
«Многопрофильный лицей» обучаются в одну смену, количество классов-комплектов – 18
Класс
Классо
в
компле
ктов
Количество учащихся
10
10
257
11
8
192
-
2
учащихся
обучается
по
индивидуальной
общеобразовательной
программе
на
дому
в
связи
состоянием здоровья
Контингент обучающихся школы составляет 449 человек, которые проживают в 443 семьях
2.1.
Классификация семей по социальному типу:
Всего детей – 449 из них 2 учащихся обучается по индивидуальной общеобразовательной программе на дому в связи
состоянием здоровья;
Всего семей – 443;
Всего родителей - 825;
Полных семей – 382/386 (86%);
Неполных семей, в них детей – 61/63 (14%);
Неполных семьи, где детей воспитывает один отец 3/3 (0,6%);
Малообеспеченных семей, в них детей 13/14 (3%);
Многодетных семей, в них детей 39/42 (9%),
Семьи, состоящие на учете в ОДН ОМВД – 0/0;
Несовершеннолетние учащиеся, состоящие на учете в ОДН ОМВД – 1/1 (0,2%);
Несовершеннолетние учащиеся, состоящие на учете в КДН и ЗП – 2/2 (0,4%);
Семьи учащихся, состоящие на учете в КДН и ЗП – 0/0;
Несовершеннолетние, состоящие на внутришкольном учёте - 3/3 (0,6%);
Семьи, состоящие на учете ВШУ как неблагополучные 0/0;
Несовершеннолетние, находящиеся в предрисковом состоянии - 0/0;
Семьи, находящиеся в предрисковом состоянии – 0/0;
Дети инвалиды – 4/4 (0,9%);
Дети – сироты – 3/3 (0,6%);
Дети, оставшиеся без попечения родителей - 0/0;
Дети, из категории коренные жители севера - 2/2 (0,4%);
Семьи без регистрации - 0/0;
Несовершеннолетние, имеющие регистрацию по месту пребывания -10/10 (2%);
Учащиеся из семей, где родители не работают - 55/55 (12%);
Учащиеся из семей, где родители, не работающие пенсионеры - 10/10 (2%);
Учащиеся из семей, где родители, не работающие инвалиды - 3/3 (0,7%);
Учащиеся из семей, где мамы, находятся в (декретном) отпуске по уходу за ребенком – 3/3 (0,7%);
Дети Чернобыльцы- 1/1 (0,2%);
Дети иностранных граждан- 1/1 (0,2%)
Дети, проживающие на промзоне - 1/1 (0,2%);
Учащиеся из неполных семей, где родители не работают - 5/5 (1%);
Учащиеся, родители (один из родителей) имеют высшее образование – 290 (64%);
Всего учащихся, нуждающихся в социально - педагогическом сопровождении – 217 (50%).
2.2
. Сведения о материальном состоянии семей учащихся образовательного учреждения :
Количество учащихся, проживающих в семьях с низким достатком 93 (21%);
Количество учащихся, проживающих в семьях со средним достатком 241 (55%);
Количество учащихся, проживающих в семьях с высоким достатком 109 (24%).
Всего семей: 443
Проанализировав
материальное состояние семей учащихся лицея, можно сделать вывод, что основная часть учащихся
проживают в семьях со средним материальным достатком 55 %, с высоким достатком 24 %, но вызывает тревогу учащиеся,
которые проживают в семьях с низким материальным достатком 21%.
2.3.Социальное положение родителей учащихся образовательного учреждения:
Рабочие – 322 (39%);
Всего родителей 825
По социальному статусу в лицее преобладают семьи, родители которых: имеют рабочие профессии 322, ( нопо сравнению с
прошлым годом на 10% меньше), интеллигенция 199 ( по сравнению с прошлым годом на 7 % больше), служащие 202 ( по
сравнению с прошлым годом на 5% больше). Имеются семьи, где родители неработающие пенсионеры 5 (1%) , неработающие
инвалиды 3
(0,3%).
296 родителей учащихся имеют (один из родителей в семье) высшее образование (по сравнению с
прошлым годом на 28% больше).
2.4.Мониторинг социального положения семей учащихся
образовательного учреждения:
Годы
Рабочие
Служащие
Интеллиге
нция
Предприним
атели
Безработные
Пенсионеры
(неработающие)
Инвалиды
(неработающие)
на начало
2012-2013
341(41%)
207(25%)
181 (22%)
24 (3%)
61 (7%)
11 (1,5%)
4 (0,5%)
на конец
2012-2013
326 (41%)
187 (24%)
169 (22%)
24 (3%)
64 (8%)
12 (1,5%)
4 (0,5%)
на начало
2013-2014
367 (48%)
157(20,4%)
135 (18%)
35 (4%)
59 (8%)
7 (1%)
5 (0,6%)
на конец
2013-2014
356 (49%)
149 (20%)
125 (17%)
32 (4%)
61 (8%)
8 (1%)
6 (1%)
на начало
2014-2015
321 (38%)
210(24,5%)
228(26,6%)
36 (4%)
52 (6%)
5 (0,5%)
3 (0,4%)
на конец
2014-2015
322 (39%)
202 (25%)
199 (24%)
34 (4%)
55(6,7%)
10 (1%)
3 (0,3%)
Всего родителей : 825
При анализе социального положения родителей, оказалось, что основная часть родителей рабочих специальностей 39%, интеллигенции
24%, служащих 25%, предприниматели 4%, безработные 6,7%, неработающие пенсионеры 1%, неработающие инвалиды 0,3%.
2.5.Сведения по социальным категориям семей учащихся
образовательного учреждения:
Годы
Полные
Неполные
Многодетные
Дети-сироты
Ребенком инвалидом
на начало
2012-2013
374
81
38
2
7
на конец
2012-2013
350
84
38
2
7
на начало
2013-2014
352
60
31
2
8
на конец
2013-2014
340
57
30
2
5
на начало
2014-2015
401
54
32
2
5
на конец
2014-2015
382
61
39
3
4
Всего семей: 425
Проанализировавсведения по социальным категориям семей учащихся лицея с концом 2013-2014 учебного года, в 2014-2015
учебном году идет тенденция к увеличению семей:
полных семей н 43
многодетных семей на 9
детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на 1
неполных семей на 4
идет тенденция к уменьшению:
с ребенком инвалидом на 1
Показатели динамики классификации семей учащихся по социальному типу за 2013-2014 и 2014-2015 учебные годы:
на начало
2013-2014
учебного
года
на конец
2013-2014
учебного
года
на начало 2014-2015
учебного года
на конец
2014-2015
учебного года
Всего детей
413
397
459
449
Всего семей
412
396
455
443
Всего родителей
765
736
855
825
Полных семей
352(85%)
339 (86%)
401/404(88%)
382/386(86%)
Неполных семей, в них детей
60/60(15%)
57 (14%)
54/55(12%)
61/63(14%)
Неполных семьи, где детей воспитывает один отец
3/3(0,7%)
3/3 (0,8%)
3/3(0,7%)
3/3(0,6%)
Малообеспеченных семей, в них детей
15/15(4%)
11(3%)
11/11(2,4%)
13/14(3%)
Многодетные полные семьи, в них детей
31/32(8%)
30/31 (8%)
32/35(7%)
39/42 (9%)
Семьи, состоящие на учете в ОДН ОМВД
1/1(0,2%)
1/1 (0,25%)
0/0
0/0
Несовершеннолетние, состоящие на учете в ОДН
ОМВД
3/3(0,4%)
1/1 (0,25%)
10/10(2,4%)
1/1 (0,2%)
Несовершеннолетние, состоящие на учете КДН и ЗП
3/3(0,4%)
1/1 (0,25%)
11/11(2,4%)
2/2 (0,4%)
Семьи, состоящие на учете КДН и ЗП
2/2(0,2%)
1/1 (0,25%)
0/0
0/0
Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете
1/1(0,2%)
4/4 (1%)
1/1(0,2%)
3/3
Семьи, состоящие на учете ВШУ как
неблагополучные
0/0
0/0
0/0
0/0
Несовершеннолетние,
находящиеся
в
предрисковом
состоянии
46/46 (11%)
2/2 (0,5%)
27/27(6%)
0/0
Семьи, находящиеся в предрисковом состоянии
9/9(2%)
0/0
13/13(3%)
0/0
Д е т и
и н в а л и д ы ,
д е т и
с
о г р а н и ч е н н ы м и
возможностями здоровья
8/8(2%)
5/5 (1,3%)
5/5(1%)
4/4 (0,9%)
Дети
–
сироты,
находящиеся
под
опекой
и
попечительством
2/2(0,4%)
2/2 (0,4%)
2/2(0,4%)
3/3(0,6%)
Дети, (социальные сироты) оставшиеся без попечения
родителей
0/0
0/0
2/2(0,4%)
0/0
Дети, из категории коренные жители севера
1/1(0,2%)
1/1 (0,2%)
2/2(0,4%)
2/2(0,4%)
Семьи
с
временной
регистрацией
по
ме сту
пребывания
5/5(1,2%)
5/5 (1,2%)
10/10(2%)
10/10(2%)
Семьи без регистрации
0/0
0/0
0/0
0/0
Учащиеся из семей, где родители не работают
59/59(4,6%)
61/61 (4,6%)
55/55(12%)
55/55(12%)
Учащиеся
из
семей,
где
родители,
не
работающие
пенсионеры
7/7(1,5%)
8/8 (1,5%)
5/5(1%)
10/10(2%)
Учащиеся
из
семей,
где
родители,
не
работающие
инвалиды
5/5(1,2%)
6/6 (1,2%)
3/3(0,7%)
3/3(0,7%)
Учащиеся
из
семей,
где
мамы,
находятся
в
(декретном) отпуске по уходу за ребенком
5/5(1,2%)
6/6 (1,2%)
3/3(0,7%)
3/3(0,7%)
Дети Чернобыльцы
0/0
0/0
1/1(0,2%)
1/1(0,2%)
Учащиеся из промышленной зоны
3/3 (0,7%)
3/3 (0,7%)
1/1(0,2%)
1/1(0,2%)
Учащиеся,
родители
(один
из
родителей)
имеют
высшее образование
148(36%)
148 (36%)
296(65%)
290 (65%)
Проанализировав показателей динамики классификации семей учащихся лицея по социальному типу можно сделать вывод,
что по сравнению с концом прошлого 2013-2014 учебного года в 2014-2015 учебном году идет тенденция к увеличению :
детей в лицее на 52
семей учащихся на 47
родителей на 89
полных семей на 43
неполных семей на 4
малообеспеченных семей на 2
несовершеннолетних состоящих на учёте КДН ЗП на 1
многодетных семей на 7
к уменьшению:
несовершеннолетних состоящих на ВШУ на 1
семьи, состоящие на учете в КДН и ЗП 1
несовершеннолетние, находящиеся в предрисковом состоянии 2
дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья 3
учащиеся из семей, где родители неработающие инвалиды 3
Проанализировав показателей динамики классификации семей учащихся лицея по социальному типу можно сделать вывод,
что по сравнению с началом учебного года в конце 2014-2015 учебного года идет тенденция к увеличению :
неполных семей на 7
малообеспеченных семей на 2
многодетных семей на 7
несовершеннолетних состоящих на ВШУ на 2
дети - сироты на 1
учащиеся из семей, где родители неработающие пенсионеры на 5
к уменьшению:
детей в лицее на 10
семей учащихся на 12
родителей на 30
полных семей на 19
несовершеннолетних состоящих на учёте КДН ЗП на 9
семьи, состоящие на учете в ОДН ОМВД 10
семьи, состоящие на учете в КДН и ЗП
1
несовершеннолетние, находящиеся в предрисковом состоянии на 27
семьи, находящиеся в предрисковом состоянии на 13
дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья 1
учащиеся из семей, где родители (один из родителей) имеют высшее образование на 6
3.
Результаты комплексной профилактической деятельности за 3года:
№
Вид учета
На начало учебного года
На конец
учебного
года
Сняты с учета
2012-2013 учебный год
1.
Несовершеннолетние, состоящие на
учете в ОДН ОМВД
7
1
6
2.
Семьи, состоящие на учете в ОДН
ОМВД
2
1
1
3.
Несовершеннолетние, состоящие на
учете в КДН и ЗП
4
1
3
4.
Семьи, состоящие на учете в КДН и ЗП
2
1
1
5.
Учащиеся, состоящие на
внутришкольном учете
4
0
4
6.
Семьи, состоящие на внутришкольном
учете
0
0
0
7.
Несовершеннолетние, находящиеся в
«предрисковом» состоянии
41
0
41
8.
Семьи, находящиеся в «предрисковом»
состоянии
6
1
5
Итого в 2012-2013 учебном году:
66
6
61
2013-2014 учебный год
1.
Несовершеннолетние, состоящие на
учете в ОДН ОМВД
3
1
2
2.
Семьи, состоящие на учете в ОДН
ОМВД
2
1
1
3.
Несовершеннолетние, состоящие на
3
1
2
учете в КДН и ЗП
4.
Семьи, состоящие на учете в КДН и ЗП
2
1
1
5.
Учащиеся, состоящие на
внутришкольном учете
5
4
1
6.
Семьи, состоящие на внутришкольном
учете
0
0
0
7.
Несовершеннолетние,
находящиеся в
«предрисковом» состоянии
46
2
44
8.
Семьи, находящиеся в «предрисковом»
состоянии
9
0
9
Итого в 2013-2014 учебном году:
70
10
60
2014 - 2015 учебный год
№ Вид учета
На начало учебного года
На конец
учебного
года
Сняты с учета
1.
Несовершеннолетние,
состоящие
на
учете в ОДН ОМВД
10
1
9
2.
Семьи,
состоящие
на
учете
в
ОДН
ОМВД
0
0
0
3.
Несовершеннолетние,
состоящие
на
учете в КДН и ЗП
11
2
9
4.
Семьи, состоящие на учете в КДН и ЗП
0
0
0
5.
В ы я в л е н н ы х
д е т е й
и
с е м е й ,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации,
СОП
(социально-опасном
положении)
0
0
0
6.
У ч а щ и е с я ,
с о с т о я щ и е
н а
внутришкольном учете
4
3
1
7.
Семьи, состоящие на внутришкольном
учете
1
0
1
8.
Несовершеннолетние,
находящиеся в
«предрисковом» состоянии
27
0
27
9.
Семьи, находящиеся в «предрисковом»
состоянии
13
0
0
Итого: в 2014 - 2015 учебном году по результатам комплексной профилактической работы сняты с разных
видов учёта: 9 н/л - КДН и ЗП, 9 н/л - ОДН ОМВД , 13 семей - предрискового учёта, 27- несовершеннолетних
предрискового учёта.
Динамика результативности профилактической работы
в 2014-2015 году
4.
Основные
сохраняющие
проблемы
социально-психолого-педагогиче ской
д е я т е л ь н о с т и
образовательного
учреждения,
пути
их
решения:
1.
Нет
качественной
преемственности
с
общеобразовательными
школами
города
(не
предоставляют
качественную и достоверную информацию о детях и семьях, об имеющихся проблемах)
2.
На заседаниях Совета профилактики школьные инспектора ОДН ОМВД не принимают участия.
3.
Школьный
инспектор
во
время
посещения
семей
и
детей,
состоящих
на
учете
ОДН
ОВМД,
семей
социального
«риска»,
в
экстренных
ситуациях,
отсутствует,
т.е.
не
сопровождает.
4.
Случаи
отказа
родителей
от
встреч
с
педагогами,
с
педагогами
-
психологами
(в
связи
со
сложностями
работы
и
ухода
семьи
от
проблем
ребенка),
что
затрудняет
выяснение
истинных
причин
поступков
и
осложняет
своевременное
решение
проблем.
5.
Низкий
уровень
социально
–
психолого
-
педагогической
компетентности
родителей,
чьи
дети
требуют
повышенного
внимания,
систематического
наблюдения,
ответственного
отношения
к
учебной
деятельности.
6.
Противоречия
в
вопросах
обучения
и
воспитания
педагогов
и
родителей
и
требованиях
между
родителями.
Из опыта работы можно выделить следующие пути решения данных проблем:
1.
Организация
встречи
с
общеобразовательными
школами
до
сентября
месяца
(апрель-май);
2.
Ежемесячно
выходить
на
начальника
ОДН
ОМВД
с
отчетом
о
работе
школьного
инспектора
(об
участие на Совете
профилактики, сопровождение во время посещения семей и т.д.);
3.
Содействие УО в участие инспектора ОДН ОМВД на заседаниях СП;
4.
Организация
родительского
Всеобуча
для
повышения
социально-психолого-педагогической
грамотности
родителей;
5.
Повышение
социально-психолого-педагогической
грамотности
родителей
через
публикации
в
газетах, на сайте лицея;
5.
Заключение
По
данным
наших
исследований
можно
сделать
следующий
вывод:
создание
социального
паспорта
образовательного
учреждения
необходимо
для
получения
достоверной
информации
о
жизни
детей
и
их
родителей,
для
решения
следующих
социально-значимых
задач:
своевременно
выявлять
ведущие
проблемы
и
ценностные
ориентации
семей,
детей;
способность
учащихся
и
их
семей
решать
социально-значимые
задачи;
оказать
помощь
и
поддержку
учащимся
и
семьям
в
преодолении
трудностей
социального
и
образовательного
характера,
исходя
из
их
реальных
и
потенциальных
возможностей
и
способностей;
оказание
им
комплексной
помощи
в
саморазвитии,
самореализации
и
включение
его
в
социально
значимую
деятельность,
подготовка
к
самостоятельной
жизни;
оказать
социально-педагогическую
помощь
и
поддержку
детям,
имеющим
проблемы
в
обучении,
трудности
в
общении,
адаптации;
способствовать
созданию
благоприятного
микроклимата
в
классном
коллективе;
способствовать
успешной
социализации
опекаемых
детей
и
детей
с
ограниченными
возможностями;
повышать
правовую
грамотность
родителей
и
учащихся;
способствовать
формированию
потребности
в
ведении
здорового
образа
жизни.
Так же данная работа способствует выявлению детей и семей, находящихся в «предрисковом» состоянии,
что
позволяет
своевременно
провести
с
данной
категорией
детей
и
семей
комплексную
профилактическую
работу
по
социализации.
Рекомендации по раннему выявлению семей и детей «группы риска»
в
образовательных
учреждениях
Раннее
выявление
семей
детей
группы
риска
и
профилактическая
работа
с
ними
являются
приоритетными
направлениями
социально-педагогической
деятельности
в
образовательных
учреждениях.
При работе с семьёй «группы риска» нет определенных технологий работы, подходящих для
решения
трудностей
всех
семей.
Здесь
вся
ответственность
за
качество
и
эффективность
поддержки
ложиться
на
плечи
команды
специалистов
социально-психолого-
педагогической
службы,
классных
руководителей,
педагогов
предметников.
При
этом
специалисты
должны
уметь:
во-первых,
грамотно
диагностировать
состояние
семьи,
детей;
во-вторых,
владеть
разнообразными
технологиями
работы
с
семьёй,
детьми;
в-третьих,
своевременно
и
правильно
их
применять.
Только
при
выполнении
этих
требований,
а
также
при
творческом
подходе
специалиста
к
решению
проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно.
Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях
целевой
группы
и
точнее
сформировать
комплекс
необходимых
услуг.
Важным
в
работе
с
семьёй
является
сопровождение семьи и детей в образовательном учреждении, так-же социальный патронаж в семьи.
Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска»
должно быть сохранение семьи (то
есть решение проблем и взрослых и детей).
Восстановление
воспитательной
функции
семьи
Таким
образом,
при
построении
системной
работы
с
семьёй,
например,
родительская
некомпетентность
становится
не
предметом
осуждения,
а
мишенью
работы.
Раннее выявление семей, детей «группы риска», безусловно, должно стать важным направлением
работы
всех
социальных
служб,
а
также
всех
учреждений,
где
занимаются
социализацией
детей
(здравоохранения,
учреждения
дошкольного
образования,
школа).
В
раннем
выявлении
семей
«группы
риска»
так
же
могут
принимать
участие
медицинские
работники
скорой
помощи,
врачи
педиатры,
так
как
они
совершают
выезды
на
дом
и
могут
пронаблюдать
атмосферу семьи и сообщить при необходимости в социальную службу.
Только при их сотрудничестве возможна эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия.
42.
Степанов Е.Н., Алексеева Н.А., Баранова Е.И./Методические советы составителям программы воспитания и социализации
учащихся 5-9-х классов / Псков 2014