"Влияние детского экспериментирования на развитие творческой и познавательной активности дошкольника"
Автор: Дроздова Татьяна Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 55" Населённый пункт: город Северск, Томская область Наименование материала: статья Тема: "Влияние детского экспериментирования на развитие творческой и познавательной активности дошкольника" Раздел: дошкольное образование
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Дроздова Татьяна Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 35», ЗАТО Северск, Томской области
Наши дети - это наше будущее. От того, что мы вкладываем в ребенка
сегодня, будет зависеть, как мы будем жить завтра!
С
введением
новых
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
в
систему
дошкольного
образования
меняются
требования
и
к
самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. Главной
задачей
современного
педагога
является
развитие
личности
ребенка:
воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной
позицией,
стремящегося
творчески
подходить
к
решению
различных
жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать
такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Ребенок растет, развивается, стремится познать и понять окружающий
мир,
ищет
возможность
реализовать
свой
творческий
потенциал.
Через
творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Важно найти
подход к обучению, который построен на основе естественного стремления
ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское
обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков
научного поиска, на воспитание истинного творца, строится на способности
устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и
умозаключения.
В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год),
А.П.
Усовой,
Е.Л.
Панько
говорится,
что
именно
экспериментирование
претендует
на
роль
ведущей
деятельности
в
период
дошкольного
детства,
основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность
ребенка
в
новых
впечатлениях
лежит
в
основе
возникновения
и
развития
неистощимой
исследовательской
деятельности,
направленной
на
познание
окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность,
тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее
он развивается.
А
это
значит,
что
исследовательская
деятельность
должна
быть
свободной,
практически
нерегламентированной
какими-либо
внешними
установками или временем. В игровой форме. Предназначение любой игры –
развитие ребенка физически, психологически, интеллектуально и т. д. Дети,
конечно,
не
задумываются
о
том,
что
игры
значительно
способствуют
их
развитию и воспитанию. Они просто играют. Перевоплощаются в героев сказок,
различных персонажей, получая от этого истинное удовольствие и наслаждаясь
счастливыми
часами
детства. Сказочная форма и рациональное наблюдение
могут взаимно дополнять и обогащать друг друга. Например, в опытах на
определение свойств вещества. Таким образом, основной формой деятельности
в экспериментировании мною была выбрана игра.
В нашем детском саду оборудовано специальное отдельное помещение
для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Это экологическая
гостиная. Основное оборудование лаборатории:
- лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и
формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,
спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
-
утилизированный
материал:
проволока,
кусочки
кожи,
меха,
ткани,
пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые
груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи;
- схемы проведения опытов, перфокарты.
Увлекательно проходят занятия, если создаются проблемные ситуации,
вводятся
персонажи.
Есть
возможность
перевоплощения.
Одеть
халаты,
бахилы, бейджики с именами. И это уже «коллеги – лаборанты». При этом
взрослый
–
не
учитель
-
наставник,
а
равноправный
партнер,
участник
совместной
деятельности,
что
позволяет
ребенку
проявлять
собственную
исследовательскую
активность.
Занимательные
опыты,
фокусы
развивают
познавательно-исследовательский
интерес,
а
сами
дети
привлечены
к
простейшим экспериментам. В процессе эксперимента идет обогащение памяти
ребенка,
активизируются
его
мыслительные
процессы,
так
как
постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения,
классификации
и
обобщения,
познания
закономерностей
и
явлений
окружающего
мира.
В
процессе
экспериментирования
у
детей
появляется
возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать
себя
учёным,
исследователем,
первооткрывателем.
Дети
увлечены
самостоятельным
поиском
знаний,
не
боятся
сделать
ошибки,
делают
определенные выводы самостоятельно, уверены в себе. Ребенок находится как в
ситуации успешности, так и в ситуации «продвинутый ребенок», что поднимает
его уровень самооценки и значимости. В дальнейшем, выпускники детского
сада свободно и безболезненно включаются в школьную работу.
Очень важно, чтобы опытно экспериментальная деятельность проходила
и в домашних условиях, совместно с родителями. Родители и дети получают
радость и удовлетворение от совместного дела. Для развития интереса
и в
помощь родителям разработаны конспекты «Опыты на кухне», «Волшебная
вода»,
«Чудо-молоко»,
«Как
получается
сок?»,
«Конфетки-карамельки»,
«Фокусники» т. д.
Неотъемлемой частью экспериментальной деятельности являются опыты:
почему игла не тонет на воде, как поднять сырое яйцо в стакане с водой, не
трогая его, почему вода не выливается из перевернутого стакана, накрытого
бумагой? И т д. Эти вопросы решаются с родителями в домашних условиях.
Возникает поисковая деятельность, которая может найти свое завершение в
проектной деятельности.
Темы
проектов
возникают
на
основе
детской
любознательности,
вопросах,
наблюдениях,
обсуждениях.
У
родителей
и
детей
возникает
возможность проявить свои творческие способности, оформить проект в виде
рисунка,
презентации,
выступления.
У
ребенка
формируются
навыки
публичного выступления. Детьми были представлены такие проекты: «Почему
снег тает», «Почему вода замерзает», «Как растет лук зимой».
Некоторые
проекты
нашли
свое
продолжение
в
праздничных
мероприятиях «Шоу цветов», «Вкусная и здоровая пища».
Активная
жизненная
позиция
может
иметь
основание,
если
человек
мыслит
творчески,
если
видит
возможность
для
совершенствования.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и
развития
неистощимой
исследовательской
деятельности,
направленной
на
познание
окружающего
мира.
Чем
разнообразнее
и
интенсивнее
поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и
полноценнее он развивается.
Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий
центр «Сфера», 2002. – 188с.
2.Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс»,
2004 г.
3.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.:
Педагогическое общество России, 2003 г.
4.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.
5.Николаева С. Н Методика экологического воспитания в детском саду. – М.
1999г.
6.Перельман Я. И Занимательные задачи и опыты. - Екатеринбург, 1995г.