Автор: Тюменцева Оксана Григорьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГКОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12" Населённый пункт: город Шадринск Наименование материала: статья Тема: "Воспитание ответственности на уроках литературы" Раздел: среднее образование
«Воспитание ответственности на уроках литературы»
Проблема воспитания ответственности всегда была в центре внимания
педагогической теории и практики. Она развивалась адекватно потребностям
общества. Значима эта проблема и в современных условиях, так как современное
общество требует от своих граждан самостоятельности и инициативности в решении
жизненных, учебных, производственных проблем.
Все мы знаем, что, готовясь к уроку, учитель должен ставить перед собой 3 цели:
познавательную, развивающую, воспитательную.
По – настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств
личности учащихся. Поэтому воспитательная цель урока охватывает целый ряд
отношений: человек и другие люди, человек и общество, человек и природа, а так же
отношение к самому себе и др.. Отношение к самому себе проявляется в таких
качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, добросовестность и
ответственность.
Конечно, над формированием такого качества как ответственность учителя работают
совместно с родителями, классными руководителями, воспитателями. Изо дня в день,
от урока к уроку мы ставим перед собой эту цель. Естественно, она достигается не
сразу и носит отдаленный результат, но, благодаря упорному каждодневному труду, в
конечном счете эта цель должна быть достигнута.
Проблемам нравственности и ответственности посвящены многие произведения
русской литературы. Произведения по русской литературе 20 века, включённые в
программу, составляют единое целое. Их объединяет общечеловеческая значимость
поставленных проблем, возможность их использования в воспитательных целях.
Поднимаемые проблемы актуальны для подростков, способны вызвать их интерес.
Проблеме нравственности и ответственности посвящены включённые в программу
по литературе для 7-го класса (учебник под редакцией Коровиной) стихотворение
Владимира Владимировича Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», рассказы
Андрея Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок», Федора Абрамова «О чём плачут
лошади».
В русле этих этических проблем находится и рассказ Леонида Андреева «Кусака».
Знакомство с этим произведением даёт возможность установить общие принципы,
которыми руководствуется Андреев, рассматривая отношения человека с животным
миром и природой. Писатель сам поясняет свою позицию: «В рассказе «Кусака»
героем является собака, ибо всё живое имеет 1 и ту же душу, всё живое страдает
одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино
перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Леонида Андреева
одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с
ними детей противостоит душевной чёрствости и равнодушию взрослых.
Эти же проблемы нравственности и ответственности поднимаются и при изучении в
9 коррекционном классе, в рассказе Евгения Носова «Трудный хлеб», в котором
главным героем является охотничья собака, но не простая, а слепая. Я провела
параллель со слепыми людьми, задав ребятам вопрос: «Кто такие слепые люди и как
они живут?» Были высказаны разные ответы, но все сводились к одному – это
инвалиды, обречённые на жалость, помощь других людей или беспомощное сидение
дома, на пенсии, ведь работать они не могут.
А как поступить, если охотничья собака не соответствует профессиональным
требованиям?
В одной газетной статье было напечатано следующее: «Хозяйка дома, где
остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно
рассказывая про свой дом, быт и житьё: «Вот этот пушистый коврик мы очень любим.
Правда красивый?.. это у нас собака была – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в
память о ней. Ласковая была. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось
мужу её пристрелить». «А что делать?- посетовал охотник.- Я не могу содержать
тунеядца. У меня работа, мне помощник нужен».
Предлагается дискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к
переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному.
Подводя её итоги, я зачитала окончание статьи: «Понять охотника можно. Простить?
Вряд ли. Да, непрофессиональный пёс, не нравятся ему сохатые, не лежит душа гнать
их. Может таких псов 1 на 1000? Может, ему место в детском саду, среди ребятишек,
чтоб добрее были…»
Далее сравниваем с позицией хозяина Чанга (так зовут собаку в рассказе). Как он
отвечает на вопрос главного героя рассказа: «А не лучше ли вам завести другую
собаку?» «А эту куда? – нахмурился охотник. – Пристрелить? Сдать на воротник? Да я,
батенька, за него двух зрячих не возьму».
Предлагается высказаться, чья точка зрения с позиции нравственности более
правильная. Ведь не зря же когда – то Антуан де Сент – Экзюпери сказал
замечательные слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И действительно, прежде
чем завести животное, нужно обдумать, нужно ли оно тебе, ведь это колоссальный
труд и ответственность, а не просто забава.
Таким образом, через формирование ответственности к животным, доброго
отношения к ним, мы ставим перед собой задачу воспитывать доброе, уважительное
отношение друг к другу, нести ответственность за свои поступки.