Напоминание

"Воспитание ответственности на уроках литературы"


Автор: Тюменцева Оксана Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12"
Населённый пункт: город Шадринск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание ответственности на уроках литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




«Воспитание ответственности на уроках литературы» Проблема воспитания ответственности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Она развивалась адекватно потребностям общества. Значима эта проблема и в современных условиях, так как современное общество требует от своих граждан самостоятельности и инициативности в решении жизненных, учебных, производственных проблем. Все мы знаем, что, готовясь к уроку, учитель должен ставить перед собой 3 цели: познавательную, развивающую, воспитательную. По – настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Поэтому воспитательная цель урока охватывает целый ряд отношений: человек и другие люди, человек и общество, человек и природа, а так же отношение к самому себе и др.. Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, добросовестность и ответственность. Конечно, над формированием такого качества как ответственность учителя работают совместно с родителями, классными руководителями, воспитателями. Изо дня в день, от урока к уроку мы ставим перед собой эту цель. Естественно, она достигается не сразу и носит отдаленный результат, но, благодаря упорному каждодневному труду, в конечном счете эта цель должна быть достигнута. Проблемам нравственности и ответственности посвящены многие произведения русской литературы. Произведения по русской литературе 20 века, включённые в программу, составляют единое целое. Их объединяет общечеловеческая значимость поставленных проблем, возможность их использования в воспитательных целях. Поднимаемые проблемы актуальны для подростков, способны вызвать их интерес. Проблеме нравственности и ответственности посвящены включённые в программу по литературе для 7-го класса (учебник под редакцией Коровиной) стихотворение Владимира Владимировича Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», рассказы Андрея Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок», Федора Абрамова «О чём плачут лошади». В русле этих этических проблем находится и рассказ Леонида Андреева «Кусака». Знакомство с этим произведением даёт возможность установить общие принципы, которыми руководствуется Андреев, рассматривая отношения человека с животным миром и природой. Писатель сам поясняет свою позицию: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет 1 и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино
перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Леонида Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной чёрствости и равнодушию взрослых. Эти же проблемы нравственности и ответственности поднимаются и при изучении в 9 коррекционном классе, в рассказе Евгения Носова «Трудный хлеб», в котором главным героем является охотничья собака, но не простая, а слепая. Я провела параллель со слепыми людьми, задав ребятам вопрос: «Кто такие слепые люди и как они живут?» Были высказаны разные ответы, но все сводились к одному – это инвалиды, обречённые на жалость, помощь других людей или беспомощное сидение дома, на пенсии, ведь работать они не могут. А как поступить, если охотничья собака не соответствует профессиональным требованиям? В одной газетной статье было напечатано следующее: «Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё: «Вот этот пушистый коврик мы очень любим. Правда красивый?.. это у нас собака была – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить». «А что делать?- посетовал охотник.- Я не могу содержать тунеядца. У меня работа, мне помощник нужен». Предлагается дискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному. Подводя её итоги, я зачитала окончание статьи: «Понять охотника можно. Простить? Вряд ли. Да, непрофессиональный пёс, не нравятся ему сохатые, не лежит душа гнать их. Может таких псов 1 на 1000? Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее были…» Далее сравниваем с позицией хозяина Чанга (так зовут собаку в рассказе). Как он отвечает на вопрос главного героя рассказа: «А не лучше ли вам завести другую собаку?» «А эту куда? – нахмурился охотник. – Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму». Предлагается высказаться, чья точка зрения с позиции нравственности более правильная. Ведь не зря же когда – то Антуан де Сент – Экзюпери сказал замечательные слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И действительно, прежде чем завести животное, нужно обдумать, нужно ли оно тебе, ведь это колоссальный труд и ответственность, а не просто забава. Таким образом, через формирование ответственности к животным, доброго отношения к ним, мы ставим перед собой задачу воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, нести ответственность за свои поступки.


В раздел образования