"Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка "ЮИД" в рамках реализации ФГОС ООО"
Автор: Грошев Виктор Викторович Должность: учитель ОБЖ Учебное заведение: МАОУ СОШ № 3 Населённый пункт: ст. Брюховецкая, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка "ЮИД" в рамках реализации ФГОС ООО" Раздел: среднее образование
Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка «ЮИД»
в рамках реализации ФГОС ООО
Грошев Виктор Викторович
учитель ОБЖ МАОУ СОШ № 3,
руководитель районного методического объединения
преподавателей-организаторов ОБЖ,
станица Брюховецкая Краснодарского края
Жизнь современного человека полна неожиданностей и всяких опасностей,
она ежедневно требует от него принятия быстрых и верных решений,
поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в буквальном
смысле жизненно важен и как никакой другой имеет сейчас прикладное
значение. В связи с этим проблема обучения основам безопасности
жизнедеятельности (ОБЖ) становится актуальной не только для педагога, но
и для современного общества и государства.
До введения ФГОС школа работала в рамках авторитарного стиля
руководства и организации процессом обучения, но и сегодня данная
проблема в школе остается актуальной, наверное, основной причиной
является то, что современная педагогика построена на противопоставлении:
трудолюбивый – ленивый, внимательный – невнимательный, аккуратный –
неаккуратный, хороший – плохой и так далее. Но спектр человеческих
качеств гораздо разнообразней и имеет огромное количество других цветов и
оттенков.
Поэтому главная задача современной школы, в рамках ФГОС, - это
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к
жизни в разнообразном, постоянно меняющемся современном мире.
ФГОС в области основ безопасности жизнедеятельности должен отражать:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирования убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности.
Определений культуры безопасности жизнедеятельности много, приведу
лишь один, что культура безопасности жизнедеятельности - это составная
часть общей культуры, знаний, умений и отношений к безопасности в
повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности
человека.
Сегодня мы, многие учителя, в рамках реализации ФГОС ООО, говорим и
переходим к личностно ориентированному образованию, прежде всего, это
означает, что учитель отказывается от инструктивно-репродуктивного
характера взаимодействия с учащимися, создает урок «для всех и каждого». В
рамках этого урока ученик остается самим собой, получает возможность
творчески развивать свои интересы и способности,
по-своему ставить и решать учебные задачи. В этом учебном процессе
заинтересованы все, кто обучает и те, кто обучается, такой вид образования
учитывает интересы каждой детской личности, тем самым способствует ее
развитию.
Планируя учебные занятия по предмету ОБЖ и кружка «ЮИД», я стараюсь
подобрать различные приемы, которые позволяют ребенку:
- выражать собственное мнение;
- задавать вопросы, отвечать на них и отстаивать свою точку зрения;
- внимательно слушать других и прислушиваться к их мнению;
- проявлять свои эмоции к учебным задачам и ситуациям;
- сообща приходить к единому мнению, делать выводы и обобщения.
Итак, сегодня, в рамках реализации ФГОС ООО, педагоги должны
сформировать у учащихся универсальные учебные действия. Наиболее
эффективным средством, способствующим формированию УУД, по
предмету ОБЖ и кружка «ЮИД», является использование технологии -
создание проблемной ситуации в учебном процессе. Организуя обучение на
основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса,
реализую групповые формы работы, что позволяет детям:
- развивать познавательную деятельность и творческую самостоятельность;
- совершенствовать способы общения между собой;
- правильно и точно оценивать свои возможности;
- развивать черты личности – ответственность, тактичность и уверенность.
Включая в урок проблемных ситуаций и групповых форм обучения,
построение урока в технологии деятельностного метода обучения
способствует формированию у учеников УУД, дает возможность вырасти им
людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать
решения, контролировать свою деятельность. Это и есть качества, которые
необходимы современному человеку.
При проведении занятий кружка «ЮИД», при изучении тем по Правилам
дорожного движения, практикую пешие экскурсии по безопасности
дорожного движения, в которых иногда приглашаю поучаствовать
сотрудников ГИБДД. Эти учебные занятия имеют практическую
направленность, на них дети получают необходимые знания, умения, навыки
и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и
в транспорте. Продолжительность таких экскурсий не превышает двух
академических часов, учитываю быструю утомляемость детей. Для
закрепления изученного материала в процессе экскурсии провожу
фронтальный опрос.
Цель этих занятий:
- сформировать у учащихся представление об окружающей их дорожной
среде, взаимоотношений пешеходов и транспортных средств, значения
дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, пешеходных переходов и
т.д..
- закрепить в памяти учащихся наглядные образы: различных дорог, улиц,
пешеходных переходов, светофоров, дорожных знаков и разметки, их
значимости для обеспечения безопасности на дорогах.
Задачи:
- заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил
безопасного поведения на дорогах;
- объяснить новые понятия для детей дорожные знаки, разметку, пешеходные
переходы, светофоры, площадки для высадки и посадки пассажиров
общественного транспорта;
- показать опасные места, научить детей замечать и предвидеть опасности,
рассказать о типичных ошибках в поведении пешеходов и детей на дороге;
- объяснить правила безопасного перехода проезжей части в реальных
дорожных условиях.
Маршрут намечаю от школы до определенной улицы, перекрестка или
объекта. С указанием названий улиц, переулков, скверов и обратно к месту
начала экскурсии.
Содержание экскурсии строю таким образом, чтобы рассказать обо всем
встречающемся на пути, касающегося вопросов изучаемой темы , выделяю
время на ответ и для закрепления полученных знаний.
Такой подход к проведению занятий в непринужденной обстановке
производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок,
делает их более интересными эффективными и результативными.
В конце курса обучающимся предоставляется возможность проверить свои
знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо», это
является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники
могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».
Практически ежегодно воспитанники кружка «ЮИД» становятся призерами
районных соревнований «Безопасное Колесо». В 2014 году стали
победителями и по бесплатной путевке побывали летом в лагере «Смена», где
отдохнули и приняли участие в краевом финальном этапе соревнований
«Безопасное Колесо».