Напоминание

"Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка "ЮИД" в рамках реализации ФГОС ООО"


Автор: Грошев Виктор Викторович
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 3
Населённый пункт: ст. Брюховецкая, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка "ЮИД" в рамках реализации ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование





Назад





Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка «ЮИД»

в рамках реализации ФГОС ООО
Грошев Виктор Викторович учитель ОБЖ МАОУ СОШ № 3, руководитель районного методического объединения преподавателей-организаторов ОБЖ, станица Брюховецкая Краснодарского края Жизнь современного человека полна неожиданностей и всяких опасностей, она ежедневно требует от него принятия быстрых и верных решений, поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в буквальном смысле жизненно важен и как никакой другой имеет сейчас прикладное значение. В связи с этим проблема обучения основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) становится актуальной не только для педагога, но и для современного общества и государства. До введения ФГОС школа работала в рамках авторитарного стиля руководства и организации процессом обучения, но и сегодня данная проблема в школе остается актуальной, наверное, основной причиной является то, что современная педагогика построена на противопоставлении: трудолюбивый – ленивый, внимательный – невнимательный, аккуратный – неаккуратный, хороший – плохой и так далее. Но спектр человеческих качеств гораздо разнообразней и имеет огромное количество других цветов и оттенков. Поэтому главная задача современной школы, в рамках ФГОС, - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в разнообразном, постоянно меняющемся современном мире. ФГОС в области основ безопасности жизнедеятельности должен отражать: - формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - формирования убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; - понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности. Определений культуры безопасности жизнедеятельности много, приведу лишь один, что культура безопасности жизнедеятельности - это составная часть общей культуры, знаний, умений и отношений к безопасности в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности человека. Сегодня мы, многие учителя, в рамках реализации ФГОС ООО, говорим и переходим к личностно ориентированному образованию, прежде всего, это
означает, что учитель отказывается от инструктивно-репродуктивного характера взаимодействия с учащимися, создает урок «для всех и каждого». В рамках этого урока ученик остается самим собой, получает возможность творчески развивать свои интересы и способности, по-своему ставить и решать учебные задачи. В этом учебном процессе заинтересованы все, кто обучает и те, кто обучается, такой вид образования учитывает интересы каждой детской личности, тем самым способствует ее развитию. Планируя учебные занятия по предмету ОБЖ и кружка «ЮИД», я стараюсь подобрать различные приемы, которые позволяют ребенку: - выражать собственное мнение; - задавать вопросы, отвечать на них и отстаивать свою точку зрения; - внимательно слушать других и прислушиваться к их мнению; - проявлять свои эмоции к учебным задачам и ситуациям; - сообща приходить к единому мнению, делать выводы и обобщения. Итак, сегодня, в рамках реализации ФГОС ООО, педагоги должны сформировать у учащихся универсальные учебные действия. Наиболее эффективным средством, способствующим формированию УУД, по предмету ОБЖ и кружка «ЮИД», является использование технологии - создание проблемной ситуации в учебном процессе. Организуя обучение на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса, реализую групповые формы работы, что позволяет детям: - развивать познавательную деятельность и творческую самостоятельность; - совершенствовать способы общения между собой; - правильно и точно оценивать свои возможности; - развивать черты личности – ответственность, тактичность и уверенность. Включая в урок проблемных ситуаций и групповых форм обучения, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию у учеников УУД, дает возможность вырасти им людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность. Это и есть качества, которые необходимы современному человеку. При проведении занятий кружка «ЮИД», при изучении тем по Правилам дорожного движения, практикую пешие экскурсии по безопасности дорожного движения, в которых иногда приглашаю поучаствовать сотрудников ГИБДД. Эти учебные занятия имеют практическую направленность, на них дети получают необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Продолжительность таких экскурсий не превышает двух академических часов, учитываю быструю утомляемость детей. Для закрепления изученного материала в процессе экскурсии провожу фронтальный опрос. Цель этих занятий: - сформировать у учащихся представление об окружающей их дорожной среде, взаимоотношений пешеходов и транспортных средств, значения
дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, пешеходных переходов и т.д.. - закрепить в памяти учащихся наглядные образы: различных дорог, улиц, пешеходных переходов, светофоров, дорожных знаков и разметки, их значимости для обеспечения безопасности на дорогах. Задачи: - заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил безопасного поведения на дорогах; - объяснить новые понятия для детей дорожные знаки, разметку, пешеходные переходы, светофоры, площадки для высадки и посадки пассажиров общественного транспорта; - показать опасные места, научить детей замечать и предвидеть опасности, рассказать о типичных ошибках в поведении пешеходов и детей на дороге; - объяснить правила безопасного перехода проезжей части в реальных дорожных условиях. Маршрут намечаю от школы до определенной улицы, перекрестка или объекта. С указанием названий улиц, переулков, скверов и обратно к месту начала экскурсии. Содержание экскурсии строю таким образом, чтобы рассказать обо всем встречающемся на пути, касающегося вопросов изучаемой темы , выделяю время на ответ и для закрепления полученных знаний. Такой подход к проведению занятий в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок, делает их более интересными эффективными и результативными. В конце курса обучающимся предоставляется возможность проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо», это является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо». Практически ежегодно воспитанники кружка «ЮИД» становятся призерами районных соревнований «Безопасное Колесо». В 2014 году стали победителями и по бесплатной путевке побывали летом в лагере «Смена», где отдохнули и приняли участие в краевом финальном этапе соревнований «Безопасное Колесо».


В раздел образования