Автор: Смотрова Раиса Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №59 "Золотая рыбка" Населённый пункт: г.Щелково, Московская область Наименование материала: конспект игры-занятия по познавательно - исследавательской деятельности Тема: "Арктика" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №59 «Золотая рыбка»
Щелковского муниципального района
Московской области
Конспект игры – занятия
по познавательно – исследовательской
деятельности «Арктика»
Подготовила воспитатель: Смотрова Р.А.
г.Щелково
2016 год
Ц е л ь : Уточнить
и
систематизировать
знания
детей
об
Арктике,
ее
географическом
положении,
о
животных,
населяющих
северный
полюс
Земли, их среде обитания.
Задачи:
Закреплять умение ориентироваться в пространстве группы, используя план,
употребляя
слова:
прямо,
справа,
слева,
позади
для
обозначения
своего
местоположения.
Формировать умение детей ориентироваться по глобусу, карте, определять
местоположение нашего города и северного полюса.
Составлять маршрут путешествия к северному полюсу.
Закреплять знания детей о животных северного полюса, их детенышах и
условиях жизни в суровых условиях.
Активизировать словарный запас (Арктика, вечная мерзлота, ледокол ,полярная
ночь, северное сияние, тундра).
Оборудование: План – карта группы, карта мира, глобус, фото животных
северного полюса и их детенышей.
Ход:
- Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла, когда пришла в группу. Да, это
план нашей группы. Мы с вами часто играли в игру «Кладоискатели» и я
увидела,
что
на
плане
нашей
группы
отмечено
место,
где
спрятан
«клад».
Давайте с вами поищем его. Начнем поиск от двери в групповую комнату (дети
проходят по карте до обозначенной точки, употребляя слова «прямо», «вперёд»,
«назад», «направо», «налево» для обозначения своего пути, находим место, это –
шкаф, открываю его и нахожу белого медвежонка).
- Ой, да здесь белый медвежонок. Как он сюда попал?(подношу медвежонка
к уху). Ребята, оказывается он заблудился, и не знает, как вернутся домой.
Мишка, а где твой дом?
Его дом оказывается на Северном полюсе – в
Арктике. Чтобы определить, где дом мишутки, как вы думаете, что нам
поможет? Отгадайте загадку:
На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь - в руках унесёшь.
- Да, ребята, это глобус. Что такое, глобус? (демонстрирую глобус).
Правильно ребята, это уменьшенная копия нашей Земли. А если развернуть
глобус, то получится карта нашей планеты.
Пальчиковая гимнастика:
На севере белый мишутка живет, но только как бурый он мед не сосет.
Наш Умка пытается рыбку ловить, чтоб вкусно покушать, и жить -не тужить.
- Ребята, а как мы сможем попасть на Северный полюс? Давайте посмотрим
по карте и решим, на чем можно туда добраться.
Прокладываем марщрут путешествия по карте.
- Давайте найдем с вами место, где мы живем и найдем точку, куда надо
добраться. На чем мы можем поехать? Да, мы можем поехать на машине
(отслеживаем маршрут движения по карте). Посмотрите дети, чем богата
наша земля, наши леса, какие животные живут, какие растут деревья.
Но доедем мы только до океана. А дальше как нам ехать? Да, нужно плыть
на корабле. Как вы думаете, какой корабль нам нужен, ведь там вечная
мерзлота, огромные льдины – торосы будут преграждать нам путь.
- Нам, наверное понадобится ледокол, чтобы легче плыть через замерзшие
льды. А давайте мы лучше полетим на самолете?
Физминутка «Самолеты».
Самолеты на аэродроме, заводим моторы, летим(дети разлетаются по
групповой комнате, приземляются в Арктике).
- Где же мы приземлились?
Физминутка для глаз. Давайте посмотрим в бинокли вверх, вниз, направо,
налево. Мы оказались в Арктике. Но почему в Арктике темно. Какое сейчас
время года, месяц? В Арктике сейчас темно, потому что здесь полярная ночь.
Всего две, три недели бывает лето, когда светит солнце. Только северное
сияние можно увидеть.
А вот и Северный Ледовитый океан. Большая часть его постоянно покрыта
льдом и снегом. Представляете, какой гигантский каток получился, в этом
районе и расположен Северный полюс.
Показ фотографий и рассказ об Арктике, и ее обитателях.
- А вот и сам белый медведь. Он живёт только в Арктике. А вот мы видим
полярных сов и оленей, зайцев, песцов, тюленей, моржей, китов.
Белый мишка на рыбалку не спеша идет, вразвалку.
Чует старый рыболов, что богатый ждет улов.
Гордится морж усами и острыми клыками
Он в Арктике живет, где снег вокруг и лед.
Тюлень лежит на льдине, как будто на перине.
Встать он не торопится: жирок под шкурой копится.
- Вот, мишутка и нашли мы дорогу к твоему дому, оставайся со своими
друзьями, мы очень рады, что тебе помогли.
- Как вы думаете, живут ли люди на Северном полюсе? Нет, на Северном
полюсе люди не живут, а вот рядом, в тундре, люди живут, занимаясь охотой,
рыбалкой и разведением оленей.
Игра на развитие пластики «У оленя дом большой»
У оленя — дом большой (руки крест-накрест над головой)
Он глядит в свое окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучится.
Дверь скорей, Олень, открой,
Там в лесу охотник злой (изобразить, что держит ружье).
Зайка, зайка, забегай (манит), лапу мне давай.
- А вот на другой стороне Земли находится материк Антарктида. Там тоже
всегда очень холодно, но о нем мы поговорим в другой раз.
Повтор физминутки «Самолеты», возвращаемся в сад.
- Вот и закончилось наше путешествие, мы вернулись обратно. Понравилось
ли вам?
- Напомните мне, где мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось в
Арктике, на Северном полюсе? Что нового вы узнали?