Напоминание

"Особенности проведения музыкальных занятий с детьми с ДЦП"


Автор: Мамилина Альфия Флоритовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: г. Учалы
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности проведения музыкальных занятий с детьми с ДЦП"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности проведения музыкальных занятий с детьми с ДЦП
Мамилина Альфия Флоритовна - музыкальный руководитель ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием? Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить музыкальные занятия. Во время музыкальных занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста. Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль эндогенного механизма - двигательной афферентации. Этим, прежде всего, определяется необходимость постоянного использования в комплексе восстановительных мероприятий при детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной психокоррекции, как патогенетически обоснованного метода коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе реабилитации. При условии установления отношений, основанных на эмпатии, сотрудничестве между специалистом и ребенком, появляется возможность развивать его осознанное отношение к процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые усилия ребенка могут быть направлены на коррекцию двигательных дефектов с помощью различных средств. Язык тела - язык универсальный для всех людей, в том числе и с тяжелыми нарушениями в двигательной сфере. Вполне вероятно, что непроизвольные, неосознанные движения ребенка с ДЦП, являются последствием реакции отделов мозга, нервной системы и тела на пережитую в период родов (89% родителей детей с ДЦП указывают родовую травму) или в младенчестве психоэмоциональную или физическую травму. Работа с неосознанными, рефлекторными (спастика, гиперкинез) движениями и перевод их в осознаваемые, управляемые помогает гармонизировать взаимодействие мозга и тела. Как считает Роберт Мастерс, «мы не умеем связывать воедино движения, ощущения, мышление и чувства, и не знаем, каким образом взаимодействие ума и тела обусловливает то, каковы мы и какими возможностями обладаем в действительности». Непроизвольные движения (мы имеем в виду гиперкинезы и спастику) ребенка с ДЦП наводят на мысль, что когда-то эти движения были ему для чего-то нужны! «Каждый процесс стремится к завершению», - утверждает Арнольд Минделл. Движение - это процесс. Поэтому каждое движение стремится к завершению. Помочь ребенку поработать с этими, вполне естественными для него движениями, прочувствовать и завершить процесс когда-то начавшийся, но не завершенный, перевести неосознанные движения в осознаваемые, регулируемые, управляемые - вот та задача, которую мы ставим на музыкальных занятиях при работе с телом. Известно, что любые занятия у детей требуют умственной активности, а умственная деятельность во многом обусловлена свободой тела, поэтому занятия лучше начинать с движения под музыку. Музыка успешно снимает мышечное напряжение, раскрепощает и увлекает своими образами. Весьма привлекательными для детей оказались упражнения, в которых с помощью пальчиков изображались движения различных насекомых: мотылька, стрекозы, бабочки, мухи.
Соответственно, подбирается и музыкальное сопровождение ("Мотылек" С. Майкапара, "Бабочки" Э. Грига и т.д.). От пальчиковых движений переходим к движениям всего корпуса, изображая животных: медведя, бегемота, гнома, слона (в звучании оркестровой музыки К. Сен-Санса, М. Мусоргского) и заканчиваем первый раздел занятия пластическими движениями рук под музыку М. Равеля ("Игра воды"), К. Дебюсси "Разговор ветра с морем". Упражнения направлены на красоту, гибкость и свободу рук, что так необходимо при обучении игры на музыкальных инструментах. Движения под музыку заинтересовывают, вызывают эмоциональный отклик, с медицинской точки зрения расслабляют мышцы и приводят организм в комфортное состояние. Следующий раздел занятия - пение. Психологи Р. Шутер-Дайсон и К. Гэбриэль, обобщая множество исследований, пришли к выводу, что интенсивные певческие занятия эффективно влияют на развитие речи у детей. "Что есть голос? Голос - это дыхание". Предлагаем серию упражнений на развитие дыхания. Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Сомкнутые ладони кладем за шею. Вдох. Задержка дыхания. Наклон вправо - выдох. Возвращение в исходное положение. Повторение упражнений с наклоном влево. Упражнения выполняются на фоне спокойной музыки. С полностью закрытым ртом произносим "мммм". Подняв кончик языка к стенке неба, произносим "нннн". Выполняя упражнения, ученик осознанно прислушивается к произношению этих звуков. Игра с музыкальным звуком - заключительная часть занятия. Французский дефектолог А. Томатис использовал музыку, содержащие высокие частоты (скрипичные концерты, симфонии), для стимулирования слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей с различными проблемами. Он ввел в употребление термин "Моцарт-эффект". Эффект же заключается в том, что музыка Моцарта благотворно влияет на нервную систему любого человека, а дети, слушающие ее в возрасте до трех лет, становятся умнее, легче преодолевают дефекты речи. На занятиях с детьми можно использовать этот метод, слушая музыку Моцарта в течении нескольких минут. Игра на музыкальных инструментах оказывает не менее благотворное влияние как на нервную систему, так и на душевное состояние, обладает некоторым терапевтическим эффектом. Игра на гармонике - способствует развитию дыхания; барабан, агого, колокольчики, кастаньеты - способ эмоциональной разгрузки, выработка свободы и ловкости движений; низкие звуки фортепиано, виолончели успокаивают, создают эффект защищенности и надежности. Опыт работы с детьми по данной системе позволяет сделать вывод, что систематическое применение двигательных, дыхательных, вокальных упражнений, а так же развитие исполнительских навыков положительно сказывается на умственном развитии детей, развитии речевых, языковых и двигательных навыков. Данная система музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста может быть использована как дополнительное воздействие на ребенка средствами музыки при коррекции двигательных и речевых недостатков. Литература 1. Здоровьесбережение учителя и ученика. /Панорама образования. №18 (158). 30.11.2009. 2. Дьюхерст-Мэддон О. Целительный звук.М.: "Крон-Пресс". 1998. 3. Аргументы и факты. № 50. 2009. 4. Кирнарская Д. Музыка - лучший педагог./Вопросы художественной педагогики. №2, 2005. 5. Хан Х.И. Мистицизм звука. М.: "Сфера". 1998.


В раздел образования