"Особенности проведения музыкальных занятий с детьми с ДЦП"
Автор: Мамилина Альфия Флоритовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Населённый пункт: г. Учалы Наименование материала: Статья Тема: "Особенности проведения музыкальных занятий с детьми с ДЦП" Раздел: дошкольное образование
Особенности проведения музыкальных занятий с детьми с ДЦП
Мамилина Альфия Флоритовна - музыкальный руководитель ГБОУ Учалинская
коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети
с
тяжелыми
формами
церебрального
паралича
-
это
дети
с
множественными
нарушениями,
в
том
числе
ведущими
-
двигательными
и
чувствительными
(сенсорными)
расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать
работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у
него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а
может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как
помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?
Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить
музыкальные занятия. Во время музыкальных занятий в группе реализуется наклонность детей к
подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на
освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий.
Особенно
ярко
проявляются
эти
способности
при
построении
занятия
в
форме
игры,
стимулирующей
двигательную
активность,
наиболее
адекватную
для
детей
дошкольного
и
школьного возраста.
Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В
его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль
эндогенного
механизма
-
двигательной
афферентации.
Этим,
прежде
всего,
определяется
необходимость
постоянного
использования
в
комплексе
восстановительных
мероприятий
при
детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной
психокоррекции,
как
патогенетически
обоснованного
метода
коррекционно-развивающей
и
лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе
реабилитации.
При
условии
установления
отношений,
основанных
на
эмпатии,
сотрудничестве
между
специалистом
и
ребенком,
появляется
возможность
развивать
его
осознанное
отношение
к
процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые
усилия
ребенка
могут
быть
направлены
на
коррекцию
двигательных
дефектов
с
помощью
различных средств.
Язык тела - язык универсальный для всех людей, в том числе и с тяжелыми нарушениями в
двигательной сфере. Вполне вероятно, что непроизвольные, неосознанные движения ребенка с
ДЦП, являются последствием реакции отделов мозга, нервной системы и тела на пережитую в
период
родов
(89% родителей детей с ДЦП указывают родовую травму) или в младенчестве
психоэмоциональную
или
физическую
травму.
Работа
с
неосознанными,
рефлекторными
(спастика,
гиперкинез)
движениями
и
перевод
их
в
осознаваемые,
управляемые
помогает
гармонизировать
взаимодействие
мозга
и
тела.
Как
считает
Роберт
Мастерс,
«мы
не
умеем
связывать
воедино
движения,
ощущения,
мышление
и
чувства,
и
не
знаем,
каким
образом
взаимодействие ума и тела обусловливает то, каковы мы и какими возможностями обладаем в
действительности».
Непроизвольные движения (мы имеем в виду гиперкинезы и спастику) ребенка с ДЦП
наводят на мысль, что когда-то эти движения были ему для чего-то нужны! «Каждый процесс
стремится к завершению», - утверждает Арнольд Минделл. Движение - это процесс. Поэтому
каждое
движение
стремится
к
завершению.
Помочь
ребенку
поработать
с
этими,
вполне
естественными для него движениями, прочувствовать и завершить процесс когда-то начавшийся,
но
не
завершенный,
перевести
неосознанные
движения
в
осознаваемые,
регулируемые,
управляемые - вот та задача, которую мы ставим на музыкальных занятиях при работе с телом.
Известно,
что
любые
занятия
у
детей
требуют
умственной
активности,
а
умственная
деятельность во многом обусловлена свободой тела, поэтому занятия лучше начинать с движения
под музыку. Музыка успешно снимает мышечное напряжение, раскрепощает и увлекает своими
образами. Весьма привлекательными для детей оказались упражнения, в которых с помощью
пальчиков изображались движения различных насекомых: мотылька, стрекозы, бабочки, мухи.
Соответственно, подбирается и музыкальное сопровождение ("Мотылек" С. Майкапара, "Бабочки"
Э. Грига и т.д.). От пальчиковых движений переходим к движениям всего корпуса, изображая
животных: медведя, бегемота, гнома, слона (в звучании оркестровой музыки К. Сен-Санса, М.
Мусоргского) и заканчиваем первый раздел занятия пластическими движениями рук под музыку
М. Равеля ("Игра воды"), К. Дебюсси "Разговор ветра с морем". Упражнения направлены на
красоту,
гибкость
и
свободу
рук,
что
так
необходимо
при
обучении
игры
на
музыкальных
инструментах. Движения под музыку заинтересовывают, вызывают эмоциональный отклик, с
медицинской точки зрения расслабляют мышцы и приводят организм в комфортное состояние.
Следующий раздел занятия - пение. Психологи Р. Шутер-Дайсон и К. Гэбриэль, обобщая
множество исследований, пришли к выводу, что интенсивные певческие занятия эффективно
влияют на развитие речи у детей. "Что есть голос? Голос - это дыхание". Предлагаем серию
упражнений на развитие дыхания.
Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Сомкнутые ладони кладем за шею. Вдох. Задержка
дыхания. Наклон вправо - выдох. Возвращение в исходное положение. Повторение упражнений с
наклоном влево. Упражнения выполняются на фоне спокойной музыки.
С полностью закрытым ртом произносим "мммм". Подняв кончик языка к стенке неба,
произносим "нннн". Выполняя упражнения, ученик осознанно прислушивается к произношению
этих звуков.
Игра с музыкальным звуком - заключительная часть занятия. Французский дефектолог А.
Томатис использовал музыку, содержащие высокие частоты (скрипичные концерты, симфонии),
для стимулирования слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у
детей с различными проблемами. Он ввел в употребление термин "Моцарт-эффект". Эффект же
заключается в том, что музыка Моцарта благотворно влияет на нервную систему любого человека,
а дети, слушающие ее в возрасте до трех лет, становятся умнее, легче преодолевают дефекты речи.
На
занятиях
с
детьми
можно
использовать
этот
метод,
слушая
музыку
Моцарта
в
течении
нескольких минут.
Игра
на
музыкальных
инструментах
оказывает
не
менее
благотворное
влияние
как
на
нервную систему, так и на душевное состояние, обладает некоторым терапевтическим эффектом.
Игра на гармонике - способствует развитию дыхания; барабан, агого, колокольчики, кастаньеты -
способ
эмоциональной
разгрузки,
выработка
свободы
и
ловкости
движений;
низкие
звуки
фортепиано, виолончели успокаивают, создают эффект защищенности и надежности.
Опыт работы с детьми по данной системе позволяет сделать вывод, что систематическое
применение
двигательных,
дыхательных,
вокальных
упражнений,
а
так
же
развитие
исполнительских навыков положительно сказывается на умственном развитии детей, развитии
речевых, языковых и двигательных навыков.
Данная
система
музыкальных
занятий
с
детьми
дошкольного
возраста
может
быть
использована как дополнительное воздействие на ребенка средствами музыки при коррекции
двигательных и речевых недостатков.
Литература
1.
Здоровьесбережение учителя и ученика. /Панорама образования. №18 (158). 30.11.2009.
2.
Дьюхерст-Мэддон О. Целительный звук.М.: "Крон-Пресс". 1998.
3.
Аргументы и факты. № 50. 2009.
4.
Кирнарская Д. Музыка - лучший педагог./Вопросы художественной педагогики. №2, 2005.
5.
Хан Х.И. Мистицизм звука. М.: "Сфера". 1998.