"Логико-смысловая модель как инструмент многомерной дидактической технологии в преподавании химии"
Автор: Малышева Светлана Вячеславовна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ СШ № 23 имени А.С. Пушкина Населённый пункт: г. Архангельск Наименование материала: статья Тема: "Логико-смысловая модель как инструмент многомерной дидактической технологии в преподавании химии" Раздел: полное образование
Малышева Светлана Вячеславовна,
учитель химии, высшая квалификационная категория,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального
образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 23 имени АС. Пушкина»
Логико-смысловая модель как инструмент многомерной
дидактической технологии в преподавании химии
Проблема
педагогической
деятельности
заключается
в
поиске
и
внедрении
в
практику
обучения
эффективной
технологии,
позволяющей
повысить
качество
предметной
подготовки
учащихся,
развивать
их
аналитические, коммуникативные, рефлексивные компетенции, осуществлять
свободу выбора и творческую деятельность, развивать и поддерживать интерес
к предмету, приобщать к работе с учебной литературой, формировать навыки
познавательной
самостоятельности.
Обозначенную
проблему
решает
использование
в
практике
обучения
учащихся
системно
-
деятельностного
подхода.
Одним
из
способов
реализации
данного
подхода
является
использование
логико-смыслового
моделирования
учебной
информации
на
разных
этапах
урока.
ЛСМ
–
это
инструмент
и
продукт
многомерной
дидактической
технологии.
Основная
идея
МДТ -
идея
многомерности
окружающего
мира,
человека,
образовательного
процесса,
познавательной
деятельности.
Задачи:
1. Разработать и применить логико-смысловые модели при изучении предмета.
2.
Апробировать
логико-смысловые
модели
на
разных
этапах
урока.
3. Создать условия, способствующие: активизации мышления, познавательной
деятельности, мотивационной, волевой и рефлексивной сферы учащихся;
формированию и развитию навыков самостоятельной работы; дальнейшему
развитию интереса к предмету.
4. Экспериментально проверить эффективность использования МДТ на
качество образования и развитие мышления учащихся.
Алгоритм моделирования ЛСМ:
1. В центр будущей системы координат помещается объект конструирования:
эксперимент а льная
тема,
проблемная
ситуация,
задача
и
т. п .
2. Определяется набор координат (круг вопросов) по проектированной теме.
3.Определяется расстановка координат путем их ранжирования.
4 . О п р ед е л я е т с я
н а б о р
о п о р н ы х
у зл о в
–
« с м ы с л о в ы х
т о ч е к » .
5.
Проверяется
структура
модели
на
необходимость
перерасположения
координат и узлов, на наличие избыточных или недостающих узлов.
Рассмотрим два аспекта применения ЛСМ. Первый – при изучении новой
темы.
ЛСМ
могут
быть
использованы
в
трёх
уровнях
«сущность»,
«особенное», «единичное».
Пример
1.
На
этапе
«сущность»
учитель
совместно
с
учащимися
составляет
ЛСМ,
например
«Химический
элемент».
Далее
проектирует
способы познания
по 12-ти осям: АТОМ - 1-4: положение в ПС, строение
атома, степени окисления, ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО - 5-8: строение молекулы,
физические
свойства,
химические
свойства,
получение,
применение,
СЛОЖНОЕ
ВЕЩЕСТВО
–
9-12:
оксид,
гидроксид,
соль,
водородное
соединение. На этапе «особенное» - это проекция на неметалл или металл. На
этапе «единичное» учитель конкретизирует элемент (например: углерод, сера
или
натрий, калий).
Учащиеся, ставят перед собой задачу и,
опираясь на
имеющиеся знания, самостоятельно заполняют оси 1-4, с помощью учебника
оси
5-8,
оставляя
оси
9-12
свободными
для
дальнейшего
совместного
изучения.
Либо
переходят
к
самостоятельному
изучению
оставшихся
осей.
Варианты могут быть разными в зависимости от уровня обученности учащихся
в классе. Таким образом, к концу изучения конкретной темы, после накопления
у школьников соответствующих знаний ЛСМ будет заполнена полностью.
Пример
2:
Уровень «Сущность»
-
Л С М «Гидроксид».
Уровень
«Особенное» – ЛСМ «Кислотные, основные, амфотерные гидроксиды, щёлочь».
Уровень «Единичное» – ЛСМ «Серная кислота,
гидроксид натрия,
гидроксид
алюминия, гидроксид меди (II)».
Варианты применения ЛСМ: совместное составление с учителем ЛСМ и
её решение (низкий уровень познавательной самостоятельности); частичная
помощь
учителя
(средний
уровень);
полная
самостоятельность
ученика
(высокий уровень).
Второй аспект применения ЛСМ – при решении задач.
Условия
задач
в
виде ЛСМ
- «полизадачи» позволяют
организовать
разноуровневое
и многовариантное
обучение
на
основе одной
ЛСМ.
Разноуровневость обеспечивается: различным сочетанием физических величин,
расположенных
на
осях
ЛСМ, формой фигуры оси. Многовариантность -
концентрическим
расположением взаимозависимых физических
величин,
различными
цветами
фигур
узловых
точек.
Численные
значения могут
располагаться на одной оси и на разных осях в разных комбинациях.
Варианты использования ЛСМ по задачам: решение ЛСМ с учителем;
построение учеником индивидуальной образовательной технологии (ИОТ) -
позволяет вовлечь школьников в планирование собственной целенаправленной
учебной деятельности; самостоятельное проектирование ЛСМ.
Выводы: Логически-смысловые модели презентуют информацию в виде
многомерной
модели,
позволяющей
резко
уплотнить
информацию.
Они
предназначены
для
того,
чтобы
представлять
и
анализировать
знания,
поддерживать
проектирование
учебного
материала,
учебного
процесса
и
учебной деятельности. Моделирование с помощью ЛСМ является не только
эффективным способом борьбы с преобладанием репродуктивного мышления
учащихся, но и способом повышения познавательной самостоятельности. МДТ
позволяет обогатить учебный материал инструментами учебной деятельности;
инициировать самообучение, актуализировать воспитательный потенциал
учебного предмета, развивать такие качества мышления, как многомерность,
произвольность,
благодаря
чему
активизируется
мышление,
повышать
познавательную
самостоятельность
путем
программирования
операций
анализа
и
синтеза,
при
проектировании
и
моделировании
знаний,
п р о б л е м н ы х
с и т у а ц и й
и
п о и с к е
и х
р е ш е н и й .
Примеры ЛСМ.