Напоминание

"Логико-смысловая модель как инструмент многомерной дидактической технологии в преподавании химии"


Автор: Малышева Светлана Вячеславовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 23 имени А.С. Пушкина
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: "Логико-смысловая модель как инструмент многомерной дидактической технологии в преподавании химии"
Раздел: полное образование





Назад




Малышева Светлана Вячеславовна, учитель химии, высшая квалификационная категория, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 23 имени АС. Пушкина» Логико-смысловая модель как инструмент многомерной дидактической технологии в преподавании химии Проблема педагогической деятельности заключается в поиске и внедрении в практику обучения эффективной технологии, позволяющей повысить качество предметной подготовки учащихся, развивать их аналитические, коммуникативные, рефлексивные компетенции, осуществлять свободу выбора и творческую деятельность, развивать и поддерживать интерес к предмету, приобщать к работе с учебной литературой, формировать навыки познавательной самостоятельности. Обозначенную проблему решает использование в практике обучения учащихся системно - деятельностного подхода. Одним из способов реализации данного подхода является использование логико-смыслового моделирования учебной информации на разных этапах урока. ЛСМ – это инструмент и продукт многомерной дидактической технологии. Основная идея МДТ - идея многомерности окружающего мира, человека, образовательного процесса, познавательной деятельности.
Задачи:
1. Разработать и применить логико-смысловые модели при изучении предмета. 2. Апробировать логико-смысловые модели на разных этапах урока. 3. Создать условия, способствующие: активизации мышления, познавательной деятельности, мотивационной, волевой и рефлексивной сферы учащихся; формированию и развитию навыков самостоятельной работы; дальнейшему развитию интереса к предмету.
4. Экспериментально проверить эффективность использования МДТ на качество образования и развитие мышления учащихся.
Алгоритм моделирования ЛСМ:
1. В центр будущей системы координат помещается объект конструирования: эксперимент а льная тема, проблемная ситуация, задача и т. п . 2. Определяется набор координат (круг вопросов) по проектированной теме. 3.Определяется расстановка координат путем их ранжирования. 4 . О п р ед е л я е т с я н а б о р о п о р н ы х у зл о в – « с м ы с л о в ы х т о ч е к » . 5. Проверяется структура модели на необходимость перерасположения координат и узлов, на наличие избыточных или недостающих узлов. Рассмотрим два аспекта применения ЛСМ. Первый – при изучении новой темы. ЛСМ могут быть использованы в трёх уровнях «сущность», «особенное», «единичное». Пример 1. На этапе «сущность» учитель совместно с учащимися составляет ЛСМ, например «Химический элемент». Далее проектирует способы познания по 12-ти осям: АТОМ - 1-4: положение в ПС, строение атома, степени окисления, ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО - 5-8: строение молекулы, физические свойства, химические свойства, получение, применение, СЛОЖНОЕ ВЕЩЕСТВО – 9-12: оксид, гидроксид, соль, водородное соединение. На этапе «особенное» - это проекция на неметалл или металл. На этапе «единичное» учитель конкретизирует элемент (например: углерод, сера или натрий, калий). Учащиеся, ставят перед собой задачу и, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно заполняют оси 1-4, с помощью учебника оси 5-8, оставляя оси 9-12 свободными для дальнейшего совместного изучения. Либо переходят к самостоятельному изучению оставшихся осей. Варианты могут быть разными в зависимости от уровня обученности учащихся в классе. Таким образом, к концу изучения конкретной темы, после накопления у школьников соответствующих знаний ЛСМ будет заполнена полностью. Пример 2: Уровень «Сущность» - Л С М «Гидроксид». Уровень «Особенное» – ЛСМ «Кислотные, основные, амфотерные гидроксиды, щёлочь».
Уровень «Единичное» – ЛСМ «Серная кислота, гидроксид натрия, гидроксид алюминия, гидроксид меди (II)». Варианты применения ЛСМ: совместное составление с учителем ЛСМ и её решение (низкий уровень познавательной самостоятельности); частичная помощь учителя (средний уровень); полная самостоятельность ученика (высокий уровень). Второй аспект применения ЛСМ – при решении задач. Условия задач в виде ЛСМ - «полизадачи» позволяют организовать разноуровневое и многовариантное обучение на основе одной ЛСМ. Разноуровневость обеспечивается: различным сочетанием физических величин, расположенных на осях ЛСМ, формой фигуры оси. Многовариантность - концентрическим расположением взаимозависимых физических величин, различными цветами фигур узловых точек. Численные значения могут располагаться на одной оси и на разных осях в разных комбинациях. Варианты использования ЛСМ по задачам: решение ЛСМ с учителем; построение учеником индивидуальной образовательной технологии (ИОТ) - позволяет вовлечь школьников в планирование собственной целенаправленной учебной деятельности; самостоятельное проектирование ЛСМ. Выводы: Логически-смысловые модели презентуют информацию в виде многомерной модели, позволяющей резко уплотнить информацию. Они предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности. Моделирование с помощью ЛСМ является не только эффективным способом борьбы с преобладанием репродуктивного мышления учащихся, но и способом повышения познавательной самостоятельности. МДТ позволяет обогатить учебный материал инструментами учебной деятельности; инициировать самообучение, актуализировать воспитательный потенциал учебного предмета, развивать такие качества мышления, как многомерность, произвольность, благодаря чему активизируется мышление, повышать познавательную самостоятельность путем программирования операций
анализа и синтеза, при проектировании и моделировании знаний, п р о б л е м н ы х с и т у а ц и й и п о и с к е и х р е ш е н и й . Примеры ЛСМ.


В раздел образования