"Комплекс дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста"
Автор: Шаткова Светлана Анатольевна Должность: заместитель заведующего по вмр Учебное заведение: МБДОУ №11 Населённый пункт: Удмуртская Республика, г. Ижевск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Комплекс дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №11»
Комплекс упражнений
дыхательной гимнастики
для детей дошкольного возраста
Подготовила:
Заместитель заведующего по ВМР
Шаткова С.А.
Ижевск, 2016
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области
диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый
произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру »
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на
пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над
головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом,
немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки
топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора,
вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,
позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время
опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не
отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите,
произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-
пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит
руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки,
соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик
лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок
произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и
оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить
ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья,
так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки
с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох -
опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть
на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только
носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в
стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди,
опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и
пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны
(вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-
ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.
Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно
опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально
растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-
чух-чух». Через определенные промежутки времени можно
останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30
секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо
потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз,
опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!
Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая
прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить
до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая
живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая
воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить
звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный
глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в
животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5
секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает
дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется –
выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох
длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая
отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во
время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6
раз.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне
плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх,
правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.
После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить:
двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить
ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать
"снежинки" с ладони.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный
выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5
раз.
Дыхательная гимнастика «Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок
дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между
кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с
одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги
и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП
(вдох). Повторить 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика
(разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать
самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть
их со стола.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем
длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из
песочного набора.
Дыхательная гимнастика «Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и
глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться
рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены,
разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе
наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит:
«тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить
ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом
следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене,
вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд.
Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо
произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на
выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и
поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-
шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки
поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно
возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом
ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого
упражнения проговаривание отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки,
как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух
изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и
резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув,
прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре
раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко
кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный
для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может
«руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-
громче».
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина.
Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в
положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха
через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает
пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное