"Социально-коммуникативное направление развития дошкольников"
Автор: Канева Оксана Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Звездочка" Населённый пункт: город Лабытнанги Наименование материала: проект Тема: "Социально-коммуникативное направление развития дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Тебе скажут — ты забудешь,
Тебе покажут — ты запомнишь,
Ты сделаешь — ты поймёшь»
(китайская пословица)
Актуальность проекта
Современные
дети
активно
осваивают
виртуальный
мир,
развиваются
интеллектуально
обогащают кругозор. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском
сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. В большинстве случаях
дети
с
трудом
усваивают
те
или
иные
нравственные
нормы,
они
стали
более
эгоистичными,
капризными,
избалованными,
не
могут
выразить
свои
чувства,
а
если
и
выражают
их,
то
это
происходит в резкой форме, что вызывает трудности в общении.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным
краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольные берёзы, трепетные осинки и
понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наша Родина.
Поэтому сегодня у нас в детском саду творческое и социально-коммуникативное развитие
выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов,
позволяющих
выстраивать
процесс
социально-коммуникативного
развития
в
соответствии
с
интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.
Творческое и социально-коммуникативное развитие детей направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развивают умение проявлять свои эмоции через различные виды продуктивной деятельности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения
к
своей
семье
и
к
сообществу детей и взрослых разной национальности.
Для
творческого
и
социально-коммуникативного
развития
необходима
организация
совместной продуктивной деятельности детей, детей и родителей, детей и воспитателей, где продукт
выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими людьми.
Именно в совместной деятельности создается атмосфера непринужденности, открытости,
раскованности,
развивают
инициативу,
самостоятельность,
формируют
навыки
общения
и
взаимодействие
ребёнка
со
сверстниками
и
взрослыми,
создают
эмоционально-положительное
отношение
к
миру
природы,
к
восприятию
и
пониманию
произведений
искусств
(словесного,
музыкального, изобразительного).
А всё это прямым образом способствует формированию гармоничной личности, воспитывает
дружеские отношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься, стремление радовать
старших хорошими поступками, развивает осознание ребёнком своего места в обществе, формирует
потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, расширяет представление детей о
родной стране, о государственных праздниках, о традициях различных народов.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие; речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Формы организации работы с детьми:
- Беседа;
- Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, рисунков;
- Знакомство с различными художественными материалами;
- Чтение стихов, загадок;
- Прослушивание музыкальных произведений;
- Занятия по изобразительной деятельности.
Цели
проекта: создание
условий,
раскрывающих
творческий
и
интеллектуальный
потенциал
дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и
способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
Дать представление о роли родного города, края, страны;
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям
независимо от национальности.
Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного
края и традициям народов России.
Развивать
творческие
способности
детей
и
родителей
в
продуктивной
и
музыкальной
деятельности.
Популяризировать деятельность МДОУ среди населения города.
Основная часть
Усиливающаяся
миграция
привела
к
появлению
большого
количества
детей
беженцев,
мигрантов,
переселенцев,
испытывающих
огромные
материальные
и
социальные
трудности
в
адаптации к иной среде и культуре. Все это влечет за собой адаптационные воспитательные и
образовательные
проблемы,
которые
могут
помочь
решить
детям
из
семей-мигрантов
педагоги
дошкольных образовательных учреждений.
Для
того
чтобы
социальная
адаптация
детей-мигрантов
в
условиях
поликультурного
пространства МДОУ проходила успешно, мы определили и изучили проблемы детей-мигрантов, а
также
провели
анализ
работы
проводимой
дошкольным
образовательным
учреждением
по
социальной адаптации детей-мигрантов дошкольного возраста.
Большинство детей-мигрантов испытывают затруднения в общении со сверстниками и не
могут самостоятельно, без помощи взрослых, установить контакты в общении со всеми детьми. Дети
затрудняются понимать обращенные к ним высказывания, как педагогов, так и своих сверстников, и
сами четко и доступно для всех не могут высказать свои мысли. По этой причине дети испытывают
затруднения в процессе адаптации, проявляют замкнутость, иногда агрессивность и вспыльчивость в
общении со сверстниками, негативизм, плаксивость. Такие трудности в общении приводят к сужению
поля
контактов,
случается,
что
дети-мигранты
попадают
в
число
детей,
имеющих
статус
«отвергаемых», «изолированных»
Дошкольное образование – это самый ценный этап жизни маленького человека, в течение
которого закладываются основы всей последующей деятельности.
Комплексное
оснащение
групп,
прогулочных
площадок
позволит
решить
проблему
социально-коммуникативного и творческое развития дошкольников независимо от национальности.
Центры развития активности детей в групповых помещениях
Центр
развития
активности
Интеграция с образовательными областями
Интегративная направленность
деятельности центра
Центр «Читаем
сами»
Познавательное развитие
(развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации)
Речевое развитие
(знакомство с книжной культурой,
Детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте)
Социально-коммуникативное развитие
(развитие умения общаться со сверстниками и
взрослыми, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых)
Художественно-эстетическое развитие
(формирование эстетического отношения к
окружающему миру, реализация самостоятельной
творческой деятельности детей
стимулирование
сопереживания персонажам художественных
произведений)
Физическое развитие
(становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами
и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных
привычек)
Формирование потребности рассматривать
книгу, беседовать по поводу ее содержания.
Р а з в и т и е
л и т е р а т у р н о й
р е ч и ,
художественно-творческого
потенциала.
Развитие
интереса
к
художественной
литературе.
Воспитание
привычки
к
аккуратному
обращению
с
к н и го й .
Воспитание эмоционального отношения к
героям
художественно-
литературных
произведений
средствами
музыкальных
произведений
разных
жанров,
желание
с о з д а в а т ь
я р к и е
в ы р а з и т е л ь н о -
изобразительные
образы
литературных
героев. Приобщение к миру разнообразной
художественной
культуры
через
сказки,
сказы, легенды, мифы народов, творчество
известных
писателей
литературных
произведений
для
детей.
Р а з в и т и е
понимания
н р а в с т в е н н о - э т и ч е с к и х
отношений
героев
художе ствен н ых
произведений.
Центр
занимательной
математики
Познавательное развитие
(развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации)
Речевое развитие
(
владение речью как средством общения и культуры)
Социально-коммуникативное развитие
(формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества)
Художественно-эстетическое развитие
(реализацию самостоятельной конструктивно-
модельной деятельности детей)
Физическое развитие
(развитие равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук)
Формирование
у
детей
интереса
к
э л е м е н т а р н о й
м а т е м а т и ч е с к о й
деятельности.
Воспитание
у
д е т е й
потребности
занимать
свое
свободное
время
не
только
интересными,
но
и
требующими
умственного
напряжения,
интеллектуального усилия играми.
Центр
«Лесовичок»
Познавательное развитие
(формирование представлений о малой родине и
отечестве, о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях её природы, многообразии стран и
народов мира)
Речевое развитие
(обогащение активного словаря)
Социально-коммуникативное развитие
(формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ
Формирование у детей интереса к природе,
растительному и животному миру страны.
Формирование
интереса
к
уходу
за
растениями и т.д.
безопасного поведения в быту, социуме, природе)
Художественно-эстетическое развитие
(развитие предпосылок Ценностно-смыслового
восприятия и понимания мира природы)
Физическое развитие
(развитие равновесия, координации движения,
крупной ьи мелкой моторики обеих рук)
Центр «В
гостях у
сказки»
Художественно-эстетическое
развитие
(становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей
)
Социально-коммуникативное развитие
(
развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения)
Познавательное развитие
(развитие воображения и творческой активности)
Речевое развитие
(обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха)
Физическое развитие
(развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны)
Театрализованная
деятельность
помогает
ре а лизовать
потребно сти
р е б ё н к а -
дошкольника
в
положительных
эмоциях,
новых
впечатлениях,
знаниях,
умении
чувствовать себя уверенно в общении со
в з р о с л ы м и
и
с в е р с т н и к а м и ,
взаимопонимании
и
сопереживании,
с о о т в е т с т в и и
п о л о ж и т е л ь н о м у
нравственному герою.
Центр
народных игр
Познавательное развитие
(развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации)
Речевое развитие
(
владение речью как средством общения и культуры)
Социально-коммуникативное развитие
(развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения)
Художественно-эстетическое развитие
(развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия )
Физическое развитие
(развитие равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук)
Развитие
интереса
к
народным
играм.
Приобщение детей к миру разнообразной
культуры через легенды, мифы народов и
традиционные народные игры.
Центр
безопасности
Познавательное развитие
(развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации)
Речевое развитие
(
владение речью как средством общения и культуры)
Социально-коммуникативное развитие
Помогает
детям
в
ознакомление
с
правилами
и
нормами
бе зо па с но го
поведения,
и
формированию
ценностей
здорового образа жизни. Помогает понять
необходимость соблюдения правил ПБ, ДБ.
(формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.)
Художественно-эстетическое развитие
(предполагает развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия )
Физическое развитие
(становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами)
Центр
строительно-
конструктивны
х игр
Познавательное развитие
(формирование представлений о свойствах и
отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.)
Речевое развитие
(
владение речью как средством общения и
культуры)
Социально-коммуникативное развитие
(формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества)
Художественно-эстетическое развитие
(реализацию самостоятельной
конструктивно-модельной деятельности детей)
Физическое развитие
(развитие равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук)
Р а з в и т и е
с а м о с т о я т е л ь н о с т и
и
воображения
при
реализации
своих
замыслов
используя
схемы
и
модели
построек.
Центр
дополнен
мелкими
игрушками для обыгрывания. Мобильность
д а н н о го
ц е н т р а
п о з в о л я е т
д е т я м
разворачивать
сюжет
игры
за
е го
пределами. Это позволяет детям комфортно
чувствовать себя в любом уголке группы.
Игровой центр
Познавательное развитие
(развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации)
Речевое развитие
(
владение речью как средством общения и
культуры)
Социально-коммуникативное развитие
(формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества)
Художественно-эстетическое развитие
(реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей)
Физическое развитие
(развитие равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук)
Основным
видом
с а м о с т оя т е л ь н о й
деятельности
дошкольника
являет ся
сюжетная
игра.
Атрибуты
к
играм
подобраны так, чтобы создать условия для
реализации интересов детей в разных видах
игр.
Эстетичность
и
изы сканно сть
оформления,
современность
материалов
вызывают
у
детей
желание
играть.
Подобранный игровой материал позволяет
детям
комбинировать
различные
сюжеты,
создавать новые игровые образы.
Центр
«Разноцветная
палитра»
Познавательное развитие
(развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации)
Речевое развитие
(
владение речью как средством общения и
культуры)
Социально-коммуникативное развитие
(формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества)
Художественно-эстетическое развитие
(реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей)
Физическое развитие
(развитие крупной и мелкой моторики обеих рук)
Р а з в и т и е
с а м о с т о я т е л ь н о с т и
и
воображения
при
реализации
своих
замыслов
Развитие
интереса
к
рисованию,
лепки.
Воспитание
привычки
к
аккуратному
обращению
с
материалами.
Воспитание
эмоционального отношения к творчеству.
Уголок
уединения
Познавательное развитие
(развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации)
Речевое развитие
Помогает
реализовать
пот р еб но ст и
ребёнка-дошкольника
в
положительных
эмоциях,
новых
впечатлениях,
знаниях,
умении
чувствовать
себя
уверенно,
(
владение речью как средством общения и
культуры)
Социально-коммуникативное развитие
(формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества)
Художественно-эстетическое развитие
(реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей)
Физическое развитие
(развитие крупной и мелкой моторики обеих рук)
развивает самостоятельность.
Оборудование центров развития активности
Центр развития
активности
Оборудование центра
Центр «Читаем сами»
Подбор художественной литературы по жанрам , тематике соответствующей
перспективному плану.
Портреты писателей.
Энциклопедии, аудио - видео энциклопедии.
Книжки-малышки, книжки-раскраски, книжки-самоделки.
Подбор иллюстраций по профессиям взрослых.
Книги, иллюстрации, знакомящие с историей страны.
Юмористические книги, журналы.
Подбор материалов для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно
печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Центр занимательной
математики
Счетные палочки, мозаика.
Магнитные цифры, пазлы.
Мелкие игрушки.
Карточки со схематическими заданиями.
Настольно-печатные игры. И т.д.
Центр «Лесовичок»
Муляжи фруктов, овощей, ягод, грибов.
Энциклопедии, аудио - видео энциклопедии.
Книжки-малышки, книжки-раскраски, книжки-самоделки.
Глобус, атлас для детей.
Цветные карандаши, фломастеры.
Комнатные растения, лейки, лопатки для рыхления земли и т.д.
Экологическая тропа (на участке детского сада).
Центр «В гостях у сказки»
Энциклопедии, аудио - видео энциклопедии.
Книжки-малышки, книжки-раскраски, книжки-самоделки.
Настольный театр.
Ширма, персонажи сказок, маски, сказочные костюмы.
Пальчиковый театр.
Цветные карандаши, фломастеры
«Деревенский дворик» (на участке детского сада).
Центр народных игр
Подбор иллюстраций знакомящие с народными играми.
Подбор картин, иллюстраций с народными костюмами.
Куклы в народных костюмах.
Атрибуты для проведения игр.
Аудио - видео энциклопедии.
Центр безопасности
Подбор иллюстраций, плакатов.
Аудио - видео энциклопедии.
Мультфильмы, презентации.
Цветные карандаши, фломастеры.
Костюмы ПДД, ПБ.
«Дорога безопасности» (на участке детского сада).
Ц е н т р
с т р о и т е л ь н о -
конструктивных игр
Различные виды конструктора, лего.
Схемы и модели построек.
Мелкие игрушки для обыгрывания.
Цветные карандаши, фломастеры.
Различные постройки из снега (на участке детского сада).
Игровой центр
Различные машины, корабли, солдатики.
Куклы, коляски, кроватки для кукол, посуда и т.д.
Костюмы (фартук, халат доктора, продавца и т.д.)
Муляжи продуктов, касса, сумки и т.д.
Комплект доктора
«Паровозик из Ромашкино» (на участке детского сада).
Ц е н т р
« Р а з н о ц в е т н а я
палитра»
Подбор иллюстраций по различным видам живописи, лепки и т.д.
Портреты художников.
Энциклопедии, аудио - видео энциклопедии.
Книжки-малышки, книжки-раскраски.
Раскраски, кисти, карандаши, краски и т.д.
Пластилин, дощечки для пластилина, стеки, формочки и т.д.
Уголок уединения
Настольно-печатные игры.
Мелкий конструктор, мозаика.
Карандаши, раскраски.
Детские книжки, энциклопедии.
Альпийская горка (на участке детского сада).
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного
подхода
к
каждому
центру
в
группе
способствуют
эмоционально-коммуникативному
и
интеллектуальному развитию воспитанников.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной
самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что
обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения
материалов.
Ожидаемые результаты
1.
Повышение эффективности процесса обучения.
2.
Активизация познавательной деятельности детей.
3.
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
4.
Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
5.
Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.
6.
Реализация личностно- профессионального роста педагогов.
7.
Активизация
педагогического
и
культурного
сознания
родителей,
педагогов
и
других
специалистов, для создания единой развивающей среды.
8.
Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
9.
Повышение педагогической культуры родителей
.
Возможные риски
Личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети),
препятствующие достижению оптимально результата.
Возникновение дополнительных расходов на содержание технической базы, препятствующих
обновлению и обслуживанию компонентов .
Недостаток методического, программного и дидактического обеспечения по работе с детьми.
Планируемый
результат
для
воспитанников :
активно
развиваются,
усваивая
информацию
об
окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности; проходят через закономерные стадии
развития;
обеспечены
социальным
взаимодействием
направленным
на
эмоциональное
и
всестороннее
развитие
ребенка;
развивают
умение
общаться
со
сверстниками,
и
взрослыми
независимо от их национальности, развивают умение проявлять свои эмоции через различные виды
продуктивной деятельности.
Планируемый
результат
для
ДОУ
Обеспечение
всестороннего
развития
детей
дошкольного
возраста.
Высокое
качество
дошкольного
образования,
его
доступность,
открытость
и
привлекательность
для
детей
и
их
родителей
(законных
представителей)
и
всего
общества,
воспитание
толерантности
к
детям
и
взрослым
независимо
от
их
национальности.
Охрана
и
укрепление
физического
и
психологического
здоровья
воспитанников.
Комфортное
состояние
воспитанников и педагогических работников.