Автор: Гусева Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ детский сад №2 Населённый пункт: п.Чунский, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Роль семьи в формировании личности ребенка" Раздел: дошкольное образование
«Роль семьи в формировании личности ребенка»
Для маленького
ребенка семья- это целый мир . мир в котором он
живет, учится любить, ненавидеть ,радоваться, сочувствовать, в семье
ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить
среди людей, усваивает нормы поведения.
приобретает убеждения,
общественно одобряемые формы поведения, необходимые для
нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в
наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний
мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить
эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами,
склонностями, волей, определенными способностями. Однако
уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и
устремления, социальные связи, семейные традиции имеют
решающее значение в развитии личности ребенка. Традиционно
семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в
семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность
семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение
значительной части своей жизни. В семье закладываются основы
личности. Семья создаёт у человека понятие дома не как
помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его
ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит
основная роль в формировании нравственных начал, жизненных
принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во
власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее
членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно
препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные
потребности. Семья структурирует возможности достижения
безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает
границы идентификации, способствует появлению у личности
образа своего “Я”.
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями,
сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у
ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура
личности .В семье формируется личность не только ребенка, но и
его родителей.Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким
влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
растущего в ней ребенка Семья для ребёнка является
одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на
много превышает другие воспитательные процессы. По данным
исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой
информации, общественные организации, трудовые коллективы,
друзей, влияние литературы и искусства. Чем лучше семья и чем
лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического,
нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в
формировании личности определяется зависимостью: какая семья ,
такой вырастет в ней человек.
Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу
достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в
какой семье он воспитывается.Точно так же не составит труда ,
пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут
дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты
становления личности, то именно семье должны уделять
первостепенное значение общество и государство в организации
правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые,
духовные семьи- мощное государство. Родители - первые
воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Им самой
природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение
семейного воспитания, его содержательные и организационные
аспекты являются вечной и очень ответственной задачей
человечества.Глубокие контакты с родителями создают у детей
устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и
надежности. А родителям приносят радостное чувство
удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны
естественными повседневными контактами. Это такое тесное
общение между ними, в результате которого возникает душевное
единение, согласованность основных жизненных устремлений и
действий. Природную основу таких отношений составляют
родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые
проявляются в родительской любви и заботливой привязанности
детей и родителей.Ребенок видит семью в качестве окружающих его
близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер.
В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам
семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир
положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит
свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также
на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по
какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый
жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается
ребенок.