"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе"
Автор: Никитина Полина Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с №89 Населённый пункт: Тюмень Наименование материала: конспект Тема: "Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе" Раздел: дошкольное образование
Программные задачи: продолжать знакомить детей с представителями живой природы:
насекомыми. Установить отличия и сходства у бабочки и жука. Развивать зрительное внимание и
любознательность. Воспитывать доброе отношение к представителям живой природы.
Материал: картинки с изображением насекомых, шапочки бабочек и жуков по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
(весна).
Посмотрите в окно! Весной просыпается вся природа деревья, кустарники, трава, цветы. Ребята, что
за цветок расцвёл на полянке?
Дети: Это одуванчик!
Воспитатель: А расскажите, как выглядит этот цветок?
Дети: Цветок жёлтого цвета, у него есть длинный стебелёк и листья зелёного цвета .
Воспитатель: А на что похож этот цветок?
Дети: На солнышко.
Воспитатель: Правильно, на солнышко, и он всё время поворачивает свою головку за солнышком,
всегда смотрит на солнышко, и если солнышко спряталось, то одуванчик закрывает свои лепестки,
которые похожи на лучи солнышка.
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Пригрело солнышко, зазеленела травка, на деревьях набухли почки, зажелтели одуванчики, пригрело
солнышко. Но от солнышка просыпаются не только травка, деревья, цветы, медведь и ёжик. Весной
просыпаются все букашки. Посмотрите, какие картинки я вам принесла!
(Дети рассматривают картинку с изображением бабочки)
Ребята, что вы можете сказать о бабочке?
( Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что у бабочки есть крылья, усики, глазки, лапки и
т.д.)
Воспитатель: У бабочки на крыльях есть красивая, нежная пыльца. Если взять бабочку руками,
пыльца сотрётся и бабочка не полетит.
Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Ребята, а какие у бабочки крылья?
Дети: У бабочки крылья мягкие, красивые.
Воспитатель: Когда бабочка летает, мы её не слышим. А кто же ещё нарисован тут на картинке?
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому, что я жужжу.
Что есть у жука, ребята?
(Дети обсуждают и приходят к выводу что у жука есть лапки, глазки, головка, крылышки, которые
жук выпускает ).
Ребята, как может передвигать жук?
Дети: Жуки ползают и летают с помощью крыльев.
Воспитатель: А когда жуки летают они жужжат. Давайте попробуем пожужжать. Теперь я предлагаю
вам поиграть в подвижную игру «Бабочки и жуки» Воспитатель одевает детям шапочки жуков и
бабочек. По сигналу воспитателя: «На поляну прилетели жуки!» - выбегают дети в шапочках жуков и
начинают махать крыльями и жужжать. На сигнал: «На поляну прилетели бабочки!» - выбегают дети
в шапочках бабочек и летают неслышно.
После игры предлагаю детям отгадать загадки про насекомых, которые нарисованы на других
картинках:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки.
(божья коровка)
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её….
(стрекоза)
Сок цветов душистых пьёт.
Дарит нам и воск и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её …..
(пчела)
Вот и познакомились мы с вами с некоторыми представителями насекомых.
Программные задачи:
1. Активизировать и стимулировать цветоразличительные способности зрения.
2. Развивать зрительное внимание, память.
3. Учить бережно относиться к природе.
4. Учить зрительным способом соотносить цветной силуэт с силуэтом в прорези.
Словарная работа:
Предметы: жук, бабочка, гусеница.
Признаки: красная, желтая, зеленая, большая, маленькая.
Действия: ползает, летает.
Материал к занятию:
Демонстрационный материал: игрушка Лунтик, картина с изображением поляны.
Раздаточный материал: плоскостные изображения гриба, цветка, листика, цветные изображения бабочки,
жука, гусеницы, трафареты насекомых.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за бабочкой и жуком.
2. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
3. Разучивание пальчиковых игр.
4. Раскрашивание картинок «Насекомые».
5. Просмотр 1-ой серии мультсерила «Лунтик».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура.
Ход занятия
Организационный момент. Дети стоят около педагога, который сообщает, что в гости сегодня к ним
прилетел Лунтик.
- Ребята, я прилетел к вам, чтобы рассказать, что я видел. Никогда не думал, что есть такие чудеса на
свете! Жил себе да жил на своей луне, думал, что я сверху все уже увидел, все уже узнал.
- Лунтик, ну скорее расскажи нашим ребятам, где и какие чудеса ты видел.
Основная часть.
Дидактическая игра «Угадай кто это? »
Лунтик показывает картинку, на которой изображена поляна. Сообщает, что на этой поляне он увидел
разных насекомых, только не знает, как они называются. Эти насекомые быстро спрятались, когда он к
ним подлетел. Лунтик предлагает их отыскать и подсказать ему, как они называются. Эти насекомые ему
очень понравились.
Педагог предлагает детям пройти на свои места и отыскать спрятавшихся насекомых.
У детей на индивидуальных фланелеграфах находятся плоскостные изображения гриба, цветка, листика.
Педагог предлагает заглянуть под грибок. Под грибком находится жук.
- Кто это? (Жук)
- Давайте рассмотрим жука. Какого цвета жук? (черный) .
Педагог предлагает назвать и показать части тела (голова, спинка, крылья, лапки). Дети называют и
показывают части тела жука.
- Куда спрятался жук? (Под грибок.)
- Что умеет делать жук? (летать, ползать, жужжать) .
Лунтик сообщает, что он видел на поляне еще одно чудо, похожее на цветок. Только почему-то этот
цветок улетел.
- Ребята, разве цветы умеют летать? (предположения детей) .
Педагог успокаивает Лунтика и предлагает ему и детям заглянуть под цветок. Под цветком оказывается
бабочка.
- Ребята, кто находится под цветком?
- Какая бабочка?
Педагог называет и показывает части тела бабочки, дети обводят части тела бабочки пальчиком. - Что
умеет делать бабочка? (порхать, сидеть, летать) .
Лунтик шепчет на ухо педагогу, что ему хочется заглянуть под листочек. Дети поднимают листочек, под
листочком оказывается гусеница; называют цвет, части тела гусеницы, показывают их. Педагог обобщает:
жук, бабочка, гусеница - это насекомые
Физкультурная минутка «Веселые насекомые».
Дети встают в круг, приглашают Лунтика.
Я веселый майский жук. Дети хлопают в ладоши.
Знаю все сады вокруг. Разводят руки в стороны.
Над лужайками кружу, Кружатся.
А зовут меня Жужу.
Не кусай, комарик злой! Грозят пальчиком.
Я уже бегу домой. Бег на месте.
Дидактическая игра «Вложи в прорези насекомых» с использованием трафарета.
Педагог предлагает детям и Лунтику найти «домики» дли насекомых (выполнены из трафаретных
изображений насекомых). Дети выполняют задание.
Педагог, при необходимости, помогает, подключая мануальные обследовательские действия ребенка,
затем поощряет детей и просит ответить их на несколько вопросов.
Итог занятия.
- Кого увидел Лунтик на поляне?
- Кто спрятался под грибком (цветком, листиком?
- Почему насекомые спрятались, когда Лунтик подлетел к ним?
- Что нужно делать, чтобы насекомые радовали нас?