"Конспект занятия по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром "Ознакомление со свойствами стекла"
Автор: Марковская Нина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №5 "Дюймовочка" Населённый пункт: г. Лангепас, ХМАО Наименование материала: методическая разработка Тема: "Конспект занятия по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром "Ознакомление со свойствами стекла" Раздел: дошкольное образование
по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром
«Ознакомление со свойствами стекла»
в старшей группе
Программные задачи:
Познакомить
детей
с
материалами,
из
которых
делают
различные
вещи;
помочь
выявить
свойства
стекла
(прозрачность,
водопроницаемость,
гладкость,
толщина,
температура,
хрупкость
и
т.д.);
развивать
память,
воображение, мышление, речь.
Материал: предметы из стекла, покрывало, фишки.
Ход занятия
Воспитатель (В):
В : - Здравствуйте дети, у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, это
письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем!
Текст письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны
из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и
активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать
наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые
слова».
В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда
давайте выполним задание Королевы.
А теперь я загадаю вам загадки про «Вежливые слова»
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «Привет…»
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик,Здравствуй …»
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «До свиданья…»
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «Извини…»
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «Спасибо…»
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «Добрый день…»
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «Добрый вечер…»
Дети отгадывают вежливые слова.
В : Вы
столько
много
назвали
вежливых
слов,
что
Королева
наверняка
разрешит
нам
попасть
в
её
страну. (Воспитатель подходит к столу, на
котором
лежат
предметы
из
стекла,
накрытые
салфеткой).
Давайте
скажем
«Раз,
два,
три!»,
и
откроем
салфетку (дети
говорят
вместе
с
воспитателем).
Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из
стекла:
тонкие
и
гранёные
стаканы,
вазы,
бутылочки,
салатницы,
различные флаконы и т.д. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти
вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг
на друга, так как все они – «родственники».
В : Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте
узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку). Дети, что в
стакане?
А
как
вы
узнали,
что
в
стакане
цветная
фишка?
Да,
стекло
прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к столу и проверьте
прозрачность стекла (дети опускают в стаканы цветные фишки, смотрят
друг
на
друга
через
стакан).
Почему
мы
видим,
что
лежит
в
стакане?
(Потому,
что
стекло
прозрачное). Стекло
прозрачное,
поэтому
из
него
делают
оконные
стёкла.
Где
ещё
используют
это
свойство? (Стёкла
в
машинах,
градусниках,
аквариумах
и
т.д.За
правильные
ответы
дети
получают фишки)
В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из
цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан,
синий графин и т.д.).
Затем ребята берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло
на
ощупь:
гладкое,
холодное,
скользкое
и
т.д.).
Воспитатель
помогает
выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из
очень толстого.
Загадка:
Его не видишь,
А потрогать можно.
Ответ: Стекло
В: Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Значит,
стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.
Загадка:
Холод терпит, а палку нет.
Ответ: Стекло
Назовите
изделия
из
стекла,
в
которые
мы
можем
налить
воду .
(Воспитатель
предлагает
детям
налить
воду
в
стакан.) Пропускает ли
стакан
воду?
Значит
стекло
–
водонепроницаемое,
то
есть
в
любую
стеклянную посуду мы можем налить воду. Есть у стекла ещё одно свойство.
Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (ударяет карандашом
по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает
детям
повторить
опыт). Вот,
ребята,
с
какими
свойствами
стекла
мы
сегодня
познакомились.
А
теперь
поиграем
в
игру
«Что
видел,
а
что
запомнил».
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы,
считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны
назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ
получают фишки. Игра повторяется три раза с заменой предметов.
Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Чего не стало». Дети
закрывают
глаза,
воспитатель
убирает
один
предмет,
дети
должны
назвать, что исчезло. Повторить два раза.
В : Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны?
Какими они обладают свойствами?
Дети
перечисляют
свойства
стекла,
затем
благодарят
Стеклянную
Королеву за интересное путешествие.
В:
А
теперь
давайте
посчитаем,
у
кого
сколько
фишек? (Победители
получают медали).