"Организация учебных ситуаций по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на уроках русского языка"
Автор: Касимова Ирина Юрьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГКОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12" Населённый пункт: город Шадринск Наименование материала: статья Тема: "Организация учебных ситуаций по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на уроках русского языка" Раздел: среднее образование
познавательных и учебно-практических задач на уроках
русского языка.
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов
устанавливает учебно-познавательные и учебно-практические задачи на
уроках.
Успешное
выполнение
этих
задач
требует
от
учащихся
овладения системой учебных действий с учебным материалом, и прежде
всего
с
опорным
учебным
материалом,
служащим
основой
для
последующего обучения.
1.
Учебно-познавательные
задачи,
направленные
н а
формирование и оценку умений и навыков, способствующих
освоению систематических знаний.
первичному
ознакомлению,
отработке
и
о сознанию
теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и
процедур;
выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых
объектов,
процессов
и
явлений
действительности
в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
выявление и анализу существенных и устойчивых связей и
отношений между объектами и процессами.
2.
Учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
направленные
на
формирование
ценностно-смысловых
установок.
знание норм;
наличие позитивного и негативного отношения к нормам;
принятие или не принятие этих норм.
3.
Учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
направленные на формирование и оценку навыка рефлексии.
Данный вид требует от обучающихся:
выявление
позитивных
и
негативных
факторов,
влияющих на результаты и качество выполнения задания;
самостоятельной
оценки
или
анализа
собственной
учебной деятельности.
Приемы рефлексии самые разные:
1)
устное обсуждение;
2)
письменное анкетирование;
3)
рисунки или графическое изображение.
4.
Учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
направленные
на
формирование
и
оценку
навыка
самоорганизации и саморегуляции. Как правило , такого рода
задания
–
это
долгосрочные
проекты
с
зарания
известными
требованиями.
5.
Учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
направленные
на
формирование
и
оценку
навыка
сотрудничества.
Формирование
способности
к
сотрудничеству
связано
с
выполнением
совместных
действий.
Это
требует
совместной работы в порах или группах с распределением ролей
или
функций
и
разделением
ответственности
за
конечный
результат.
6.
Учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
направленные
на
формирование
и
оценку
навыка
коммуникации. Формирование
коммуникативных
навыков
связано
с
ситуациями
очного
и
заочного
о б щ е н и я ,
предполагающими
вступление
в
диалог
со
сверстниками,
младшими и старшими школьниками.
7.
Учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
направленные на формирование и оценку навыка разрешение
проблем. Суть задания заключается в том, что от обучающихся
требуется принятия решения в ситуации неопределенности.
8.
Учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
направленные
на
формирование
и
оценку
навыка
самостоятельного
приобретения
знаний
как
результата
использования
логических
операций
и
анализа. Задания
строятся на основе:
исследования и преобразование известного;
использования познавательных и оценочных действий;
использование содержания других областей знания.
9.
Учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
н ап р а вл е н н ы е
н а
ф о рм и р ов а н и е
и
о ц е н ку
И К Т -
компетентности. Формирование ИКТ- компетентности связано с
использованием ИКТ в целях обучения:
для поиска и обработки данных;
для осуществления образовательного взаимодействия;
для
организации
и
образования
мониторинговой
деятельности.
В связи с тем , что в основе ФГОС лежит системно - деятельностный
подход,
простая
передача
суммы
знаний
не
может
обеспечить
достижения планируемых результатов . Слушая других и пересказывая
текст
параграфа,
ученик
никогда
не
научится
действовать
самостоятельно. Следовательно репродуктивные вопросы, которые чаще
всего
задают
ученикам,
следует
заменить
на
творческие
и
репродуктивные задания.
Т.о.
при
планировании
заданий
для
учащихся,
выполнение
которых
приведет к достижению запланированных результатов, рекомендуется
использовать
глаголы: составить,
предложить,
подготовить,
использовать, провести и другие.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе
особое место занимают учебные ситуации , которые специализированы для
развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном
содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций
в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует
оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать
умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается
в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация,
представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать
информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым
предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё
адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг
возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе
возможно использовать следующие типовые задачи:
Блок УУД
Составляющие УУД
Типовые задачи
Личностные
личностное
самоопределение
развитие Я-
концепции
смыслообразование
мотивация
нравственно-
этическое оценивание
участие в проектах
творческие задания
самооценка события, происшествия
самоанализ
ролевые игры в рамках тренинга
дневники достижений
подведение итогов урока
выразительное чтение
мысленное воспроизведение и
анализ картины, ситуации, книги,
фильма
зрительное, моторное, вербальное
восприятие живописи, музыки,
литературы
Коммуникати
вные
планирование и
осуществление
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
постановка
вопросов
-инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
учет позиции
партнера
разрешение
конфликтов
управление
поведением партнёра
— контроль,
коррекция, оценка его
действий
умение с
достаточной полнотой
составление задания партнеру
отзыв на работу товарища
парная работа по выполнению
заданий, поиску информации и т.д.
групповая работа по созданию
проекта, составлению кроссворда и
т.д.
диалоговое слушание
(формулировка вопросов для
обратной связи)
диспуты, дискуссии
задания на развитие диалогической
речи (обсуждение, расспрос,
и точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
передача
информации и
отображение
убеждение, приглашение и т.д.)
задания на развитие
монологической речи (составление
рассказа, описание, объяснение и
т.д.)
ролевые игры в рамках тренинга
групповые игры
тренинги коммуникативных
навыков
Познавательн
ые
самостоятельное
выделение и
формулирование
учебной цели;
информационный
поиск;
знаково-
символические
действия;
структурирование
знаний;
произвольное и
осознанное построение
речевого высказывания
(устно и письменно);
смысловое чтение
текстов различных
жанров; извлечение
информации в
соответствии с целью
чтения;
задачи и проекты на выстраивание
стратегии поиска решения задач
задания на нахождение отличий,
сравнение, поиск лишнего,
упорядочивание, цепочки,
оценивание и т.д.
задания на поиск информации из
разных источников
задачи и проекты на проведение
эмпирического исследования
задачи и проекты на проведение
теоретического исследования
задачи на смысловое чтение
составление схем-опор
рефлексия способов
и условий действия, их
контроль и оценка;
критичность
работа с планом, тезисами,
конспектами
составление и расшифровка схем,
диаграмм, таблиц
работа со словарями и
справочниками
Регулятивные
планирование
рефлексия
ориентировка в
ситуации
прогнозирование
целеполагание
оценивание
принятие решения
самоконтроль
коррекция
маршрутные листы
парная и коллективная деятельность
задания,нацеленные на оценку,
прикидку и прогнозирование
результата
задания на самопроверку
результата, оценку результата,
коррекцию (преднамеренные
ошибки)
задания, обучающие пошаговому и
итоговому контролю за
результатами, планированию
решения задачи и прогнозированию
результата
задания, содержащие элементы
проектной и исследовательской
деятельности
самоконтроль и самооценка
взаимоконтроль и взаимооценка
дифференцированные задания
выполнение различных творческих
работ, предусматривающих сбор и
обработку информации, подготовку
предварительного наброска,
черновой и окончательной версий,
обсуждение и презентацию
тренинговые и проверочные
задания
подготовка мероприятия
(праздника, концерта и т.д.),
включающая в себя планирование
этапов выполнения работы,
отслеживание продвижения в
выполнении задания, соблюдение
графика подготовки и
предоставления материалов, поиск
необходимых ресурсов,
распределение обязанностей и
контроль качества выполнения
работы
подготовка материалов для
школьного сайта, школьной газеты,
выставки
ведение читательских дневников,
дневников самонаблюдений,
дневников наблюдений за
природными явлениями
ведение протоколов выполнения
учебного задания
На смену репродуктивным заданиям, нацеленным лишь на предметные
результаты, приходят продуктивные задания, нацеленные также на
метапредметные результаты. Ход выполнения продуктивных заданий не
описан в учебнике, а даны лишь подсказки. Учащиеся должны знать порядок
выполнения продуктивного задания:
Осмыслить задание (что надо сделать?)
Найти нужную информацию (текст, рисунок, диаграмму и т.д.)
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти
причину, выделить главное, дать оценку и т.д.)
Сформулировать
мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…,
потому что …, во-первых…, во-вторых… и т.д.»
Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы
учителя
Существует несколько способов трансформации традиционных заданий в
продуктивные:
- вместо рассмотрения авторской позиции создателей учебника предложить
ученику самому оценить жизненную ситуацию, литературное произведение,
историческое событие и т.д.
- отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций
- перенести акцент с воспроизведения на анализ информации
- дать задание паре или группе, распределить роли участников и
организовать аргументированное обсуждение проблемы с разных точек
зрения.
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не
является жёстким, начальное освоение одних и тех же универсальных
учебных действий и закрепление освоенного может происходить в ходе
занятий по разным предметам. Распределение типовых задач внутри
предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем
освоения и временем использования соответствующих действий. При этом
особенно важно учитывать, что достижение цели развития УУД в основной
школе не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным
для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной
деятельности.