Департамент образования и науки Тюменской области
ГАПОУ Тюменской области
«Ишимский сельскохозяйственный техникум»
Согласовано:
Методист
_____________/У.Н. Костина/
«____»___________2016
Утверждаю:
Зам директора по УМР
________________/Н.В. Осипенко/
«_____»______________2016
Дата проведения: 11.02.2016
Время проведения: 12.50-14.25
Место проведения: кабинет № 217
Группа: МЕХ-11.15.1
План открытого урока
Предмет: ОП.01 Инженерная графика
Тема : «Деталирование»
Цели урока:
Образовательные:
- систематизировать знания и умения по разделу «Машиностроительное черчение»
- создать условия для активизации практической деятельности и закрепления навыков
работы в программе «КОМПАС 3D»;
- организовать проверку знаний, умений и навыков студентов.
Развивающие:
- развивать навыки использования информационно-коммуникативных технологий и
профессиональной деятельности;
- развивать навыки участия в реализации технологического процесса по изготовлению
детали.
Воспитательные:
- воспитывать трудовую дисциплину, заинтересованность в профессии;
- воспитывать сплоченность в коллективе, взаимопомощь;
- воспитывать ответственность за результат профессиональной деятельности.
Формируемые компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и
механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов
машин и механизмов.
ПК 4.3. Организовать работу трудового коллектива.
Формируемые знания и умения:
знания:
- правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем,
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
- технику и принципы нанесения размеров;
- требования государственных стандартов Единой системы конструкторской
документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД).
умения:
- выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в
ручной и машинной графике;
- оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с
действующей нормативно- технической документацией;
-читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую
документацию по профилю специальности.
Форма урока – практическое занятие (2 часа в кабинете)
Тип урока - комбинированный
Методы обучения – индивидуальный, групповой, частично-поисковый
Межпредметные связи: общепрофессиональные предметы
Учебно-методическое обеспечение занятия: программа «КОМПАС 3D»
Наглядные пособия : информация на мультимедийном экране
Раздаточный материал : тесты, эскизы деталей, сборочные чертежи
Технические средства обучения : мультимедийная установка, персональные компьютеры.
Литература:
1.
Боголюбов С.К. Инженерная графика: Учебник для средних специальных
заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Машиностроение, 2011. –с. 392: ил
2.
Миронов Б.Г., Миронова Р.С., Пяткина Д.А., Пузиков А.А. / Инженерная и
компьютерная графика/ учебник-5-е изд., стер.- М.: Высш. Шк.-2010.-334с.: ил.
3.
Аверин В.Н. Компьютерная инженерная графика: учеб. Пособие для студентов
СПО М: «Академия», 2013.
Преподаватель ____________________/М.С. Криволапова/
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема «Деталирование»
Ход урока
Этапы
занятия
Цели этапов
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Ожидаемый
результат
уровень
освоения
(1,2,3)
1.Организационный
(5 мин.)
- настроить на
эффективную работу;
- создать
эмоциональный
настрой.
- приветствует;
- называет тему
занятия;
- называет
образовательную цель;
- ставит
образовательную
задачу;
- проводит инструктаж.
- приветствуют;
- настраиваются
на урок;
-выбирают
членов команды
- сотрудничают с
преподавателем
и друг с другом.
2
2.Контроль
исходного
уровня знаний
(15 мин.)
- определить уровень
знаний;
- настроить на
применение
изученного материала
при выполнении
практических
заданий.
- предлагает ответить
на вопросы теста
- отвечают на
вопросы теста
- актуализация
опорных знаний
2
3. Обучающий
этап (7 мин.):
- мотивировать работу
в группе;
- мотивировать
работать
индивидуально;
-составить алгоритм
выполнения рабочего
чертежа по эскизу.
- инструктирует по
выполнению заданий;
- задаёт вопросы;
- формирует беседу;
- ведёт диалог;
- составляет алгоритм
совместно со
студентами.
- слушают;
- отвечают на
вопросы;
- формулируют
этапы
выполнения
чертежа;
-конспектируют.
- умение
общаться с
преподавателем
и студентами
группы;
- составление
алгоритма
выполнения
чертежа.
2
4.Самостоятельная
работа
студентов
(40 мин)
- выполнить рабочий
чертеж детали
(Приложение 1);
- оформить документ
в соответствии с
требованиями ЕСКД.
- консультирует;
- проверяет
правильность
выполнения задания;
- корректирует
деятельность студентов.
- работают с
программой
КОМПАС 3D;
- выполняют
чертежи с
использованием
инструментов.
- систематизация
опорных знаний;
- выполнение
практического
задания.
2,3
5. Контроль
конечного
уровня усвоения
знаний
(10 мин.)
-систематизация
знаний.
- задаёт вопросы по
теме;
- оценивает
выполнение
индивидуального
задания.
- оценивают свои
работы;
- устно отвечают
на вопросы и
задают свои
вопросы.
- мотивация к
дальнейшему
изучению
требований
ЕСКД
2,3
6.Домашнее
задание
(5 мин.)
- развивать
способности
самостоятельной
работы.
- предлагает варианты
заданий (выполнить
рабочий чертеж детали
на выбор со сборочного
чертежа Прилож. 2);
проводит инструктаж
по его выполнению.
- выбирают
задания с учетом
индивидуальных
возможностей
- выполнение
домашнего
задания
2
7.Рефлексия
занятия,
подведение
итогов
(8 мин.)
- научить выражать
свои мысли;
- настроить на
систематическое
посещение занятий;
- сформировать
самооценку.
- предлагает
продолжить фразы:
«Я понял…»;
«Я научился…»;
«Я освоил…»;
«Я хотел бы узнать…»
и т.д.
говорят о том:
- что они узнали
нового;
- что они
запомнили.
- умение
выражать свои
мысли.
2,3
Приложение 1
Тесты для проверки уровня усвоения материала
Вариант 1
№
п/п
Вопрос
ответы
1
Какой из предложенных масштабов
отражает натуральную величину
1
1 : 2
2
2 : 1
3
1 : 1
4
1 : 5
2
В каких единицах измерения ставят
линейные размеры на чертежах?
1
м
2
мм
3
см
4
дм
3
На каком расстоянии между собой и от
контура детали ставят размерные линии?
1
5 мм
2
не более 10 мм
3
не менее 8 мм
4
не менее 10 мм
4
Какой символ необходимо ставить при
написании размера диаметра?
1
2
3
4
5
Какого из перечисленных масштабов не
существует?
1
2,5:1
2
5:1
3
1:3
4
1:4
6
Для чего предназначена штриховая
линия?
1
для проведения линий невидимого
контура
2
для проведения центровых и осевых
линий
3
для штриховки
4
для внешнего контура
7
Для какой цели применяются разрезы?
1
Показать внутреннее устройство и
форму конструктивных элементов
2
Показать внешнюю конфигурацию и
форму изображаемых предметов
3
Чтобы выделить главный вид по
отношению к остальным
4
Чтобы графически обозначить
материал
8
Какая резьба выполняется на
стандартных крепежных деталях?
1
трапецеидальная
2
метрическая
3
упорная
4
трубная
9
У какой резьбы шаг крупный?
1
М20х1LH
2
М16х1,5
3
М50LH
10
Вид снизу располагают….
1
сверху от главного
2
снизу от главного
3
слева от главного
4
справа от главного
11
Резьбы по назначению подразделяются
на…
1
ходовые
2
крепежные
3
уплотнительные
12
Правильно обозначена метрическая резьба
на рисунке…
1
2
3
13
Деталью называют…
1
изделие, которое входит в состав
какого-либо механизма
2
изделие, изготовленное из однородного
материала без применения сборочных
операций
3
изделие, которое чертят
4
любое изделие
14
Какое количество размеров должен
содержать чертеж?
1
размеры каждого элемента на всех
изображениях
2
минимальное, но достаточное для
изготовления детали
3
не имеет значения
4
количество размеров зависит от
сложности детали
15
Документ
временного
х а р а к т е р а ,
содержащий
изображение
детали
и
другие
данные
для
ее
изготовления
и
выполненный
от
руки
без
точного
соблюдения масштаба называется…
1
чертежом детали
2
эскизом
3
сборочным чертежом
4
техническим рисунком
Вариант 2
№
п/п
Вопрос
ответы
1
Какой из перечисленных форматов
можно располагать только вертикально?
1
А1
2
А2
3
А3
4
А4
2
Указывают ли размерность линейных
размеров на чертежах?
1
указывают
2
указывают только для габаритных размеров
3
не указывают
3
Какую толщину имеет сплошная тонкая
линия?
1
S/2
2
S/3
3
S/4
4
S
4
При построении разреза детали на
изображении показывают…
1
только то, что попало в секущую плоскость
2
только то, что находится за секущей
плоскостью
3
что попало в секущую плоскость и что
находится за ней
5
Вид сверху располагают
1
сверху от главного
2
снизу от главного
3
слева от главного
4
справа от главного
6
Какой символ необходимо ставить при
написании размера радиуса?
1
2
3
4
7
Какое минимальное расстояние нужно
оставлять между контуром изображения
и первой размерной линией?
1
20мм
2
10мм
3
5-7мм
4
не менее5
8
Что означает величина 1,5 в обозначении
М 26х1,5?
1
диаметр
2
крупный шаг
3
мелкий шаг
4
длину нарезанной части
9
К разъемным соединениям относится
1
паяное
2
сварное
3
резьбовое
4
соединение заклепками
10
Какой из указанных масштабов
является масштабом уменьшения?
1
М 1:1
2
М 1:2
3
М 2:1
11
Какое назначение имеет сплошная
волнистая линия?
1
линии сечений
2
линии обрыва
3
выносная линия
4
положение секущей плоскости
12
В каких случаях допускается заменять
стрелки на размерных линиях точками?
1
при большом количестве размеров на
чертеже
2
для выделения координирующих размеров
3
при недостатке места для стрелок
13
Как понимать надпись 8х45˚?
1
фаска, выполненная с помощью режущего
инструмента
2
фаска шириной 8 мм выполнена под углом
45˚
3
фаска длиной 8 мм выполнена под углом 45˚
4
фаска размерами 8х45˚ мм
14
Условности и упрощения на сборочных
чертежах применяют для …
1
облегчения выполнения сборочных работ
2
уменьшения трудоемкости работы
конструктора
3
выяснения принципа работы механизма
4
схематичного представления изделия
15
На каком рисунке диаметр окружности
нанесен правильно?
1
2
3
Вариант 3
№
п/п
Вопрос
ответы
1
Расстояние
между
параллельными
разме рными
линиями
бе ре т с я
в
пределах?
1
1…2 мм
2
6…10 мм
3
10…15 мм
4
15…20 мм
2
Указывают ли размерность линейных
размеров на чертежах?
1
указывают, если чертеж выполнен в
масштабе
2
указывают всегда
3
не указывают
4
указывают для габаритных размеров
3
Резьбы по назначению подразделяются
на ...
1
трапецеидальные и метрические
2
ходовые и крепежные
3
крепежные и уплотнительные
4
ходовые и уплотнительные
4
Документ, содержащий изображение
детали и данные для ее изготовления
выполненный в масштабе чертежными
инструментами или в программе
КОМПАС называется ..
1
чертежом детали
2
эскизом
3
сборочным чертежом
4
техническим рисунком
5
И з
п е р е ч и с л е н н ы х
с о е д и н е н и й
разъемным является соединение …
1
шлицевое
2
сварное
3
паянное
4
клепанное
6
Какой символ необходимо ставить при
написании размера квадрата?
1
2
3
4
7
При построении сечения детали на
чертеже показывают…
1
только то, что попало в секущую плоскость
2
только то, что находится за секущей
плоскостью
3
что попало в секущую плоскость и что
находится за ней
8
Какой шаг имеет резьба М 26х1,5?
1
по данной надписи невозможно определить
шаг
2
крупный
3
мелкий
9
Вид слева располагают
1
сверху от главного
2
снизу от главного
3
слева от главного
4
справа от главного
10
К стандартным изделиям относятся…
1
храповые механизмы
2
зубчатые колеса
3
винты, болты, гайки и т.д.
4
детали, сборочные единицы
11
Указать тип резьбы в приведенной
записи М20х2,5.
1
метрическая
2
трубная
3
круглая
4
трапецеидальная
12
Для чего служит спецификация к
сборочным чертежам?
1
определяет состав сборочной единицы
2
содержит габаритные размеры деталей
3
в спецификации указываются габариты
сборочной единицы
4
содержит информацию о взаимодействии
деталей
13
На каком чертеже размер длины детали
нанесен правильно?
1
2
3
14
На какую величину должны выходить
выносные линии за пределы размерной?
1
10…15 мм
2
1…5 мм
3
5…10 мм
4
не имеет значения
15
В каком случае размерное число
нанесено правильно?
1
2
3
4
Вариант 4
№
п/п
Вопрос
ответы
1
Какой символ необходимо ставить при
написании углового размера?
1
2
3
4
2
Определите сечение детали
1
2
3
4
3
Какой линией обводят видимый контур
детали
1
сплошная тонкая
2
сплошная основная
3
штриховая
4
штрихпунктирная
4
На каком чертеже размеры детали
нанесены правильно?
1
2
5
Для какой цели применяются сечения?
1
чтобы выделить главный вид по
отношению к остальным
2
показать внутреннее устройство и форму
конструктивного элемента
3
показать внешнюю конфигурацию и
форму изображаемых предметов
4
чтобы графически обозначить материал
6
Какое количество видов, разрезов,
сечений выполняется на чертеже?
1
3
2
4
3
1
4
зависит от конструкции детали
7
Документ, содержащий изображение
сборочной единицы выполненный в
масштабе чертежными инструментами
или в программе КОМПАС называется
..
1
чертежом детали
2
эскизом
3
сборочным чертежом
4
техническим рисунком
8
На каком рисунке размер радиуса дуги
проставлен правильно?
1
2
3
9
При выполнении разрезов и сечений
угол наклона штриховки составляет…
1
60˚
2
30˚
3
45˚
4
50˚
10
Какой масштаб является
предпочтительным при выполнении
чертежа?
1
М 1:1
2
М 1:2
3
М 2:1
4
М 1:5
11
Каким образом располагают
технические условия на чертеже?
1
слева от рамки с основной надписью
2
не имеет значения
3
над рамкой с основной надписью
4
в левом нижнем углу чертежа
12
Определите шаг у резьбы, обозначенной
М28х2
1
крупный
2
мелкий
3
для определения недостаточно данных
13
На каком рисунке изображена наружная
резьба?
1
2
3
14
Что означает знак
перед
размерным числом?
1
уклон
2
конусность
3
треугольная форма элемента
4
15
Какой символ необходимо ставить при
обозначении угловых размеров?
1
2
3
4
Вариант 5
№
п/п
Вопрос
ответы
1
На каком расстоянии между собой и от
контура детали ставят размерные
линии?
1
5 мм
2
не более 10 мм
3
не менее 8 мм
4
не менее 10 мм
2
При построении разреза детали на
изображении показывают…
1
только то, что попало в секущую
плоскость
2
только то, что находится за секущей
плоскостью
3
что попало в секущую плоскость и что
находится за ней
3
Резьбы по назначению подразделяются
на ...
1
трапецеидальные и метрические
2
ходовые и крепежные
3
крепежные и уплотнительные
4
ходовые и уплотнительные
4
На каком рисунке изображена
внутренняя резьба?
1
2
3
5
Каким образом располагают
технические условия на чертеже?
1
слева от рамки с основной надписью
2
не имеет значения
3
над рамкой с основной надписью
4
в левом нижнем углу чертежа
6
Для чего служит спецификация к
сборочным чертежам?
1
спецификация определяет состав
сборочной единицы
2
в спецификации указываются
габаритные размеры деталей
3
в спецификации указываются габариты
сборочной единицы
4
спецификация содержит информацию о
взаимодействии деталей
7
К разъемным соединениям относится
1
сварное
2
шлицевое
3
соединение заклепками
4
паяное
8
При выполнении разрезов и сечений
угол наклона штриховки составляет…
1
60˚
2
30˚
3
45˚
4
50˚
9
Какое количество видов, разрезов,
сечений выполняется на чертеже?
1
зависит от конструкции детали
2
3
3
2
4
1
10
Для какой цели применяются разрезы?
1
Показать внутреннее устройство и форму
конструктивных элементов
2
Показать внешнюю конфигурацию и
форму изображаемых предметов
3
Чтобы выделить главный вид по
отношению к остальным
4
Чтобы графически обозначить материал
11
В каких единицах измерения ставят
линейные размеры на чертежах?
1
1.м
2
мм
3
см
4
дм
12
Какой линией обводят видимый контур
детали
1
сплошная тонкая
2
сплошная основная
3
штриховая
4
штрихпунктирная
13
Какой символ необходимо ставить при
обозначении квадрата?
1
2
3
4
14
Какой из предложенных масштабов
отражает натуральную величину
1
1 : 2
2
2 : 1
3
1 : 1
4
1 : 5
15
Указать тип резьбы в приведенной
записи М20х2,5.
1
метрическая
2
трубная
3
круглая
4
трапецеидальная
Ключ к тестам
Вариан
т
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
3
2
4
1
3
1
1
2
3
1
1,2
2
2
2
2
2
4
3
1
2
2
2
2
3
3
2
2
3
4
2
1
3
4
3
2
1
1
3
1
3
4
3
1
1
2
2
2
4
4
2
2
1
2
4
3
1
3
1
3
2
3
2
4
5
4
3
2
1
3
1
2
3
1
1
2
2
3
3
1
Приложение 2
Домашнее задание: Выполнить деталирование со сборочного чертежа