Напоминание

"Доброе кино"


Автор: Бастрыгина Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Карагайлинская ООШ"
Населённый пункт: Кемеров. обл., Прокопьевский район, с. Карагайла
Наименование материала: статья
Тема: "Доброе кино"
Раздел: среднее образование





Назад





Размышления о фильме «Баллада о солдате»

Автор: Бастрыгина

Наталья Николаевна

Адрес: 653202

Кемеровская область,

Прокопьевский район,

с. Карагайла,

улица Светлая, дом 7, кв. 1.

Тел. 89069211161

От автора

От автора
1

2016год объявлен в России годом кино. А совсем недавно мы отметили

70-летний юбилей со дня Победы в Великой Отечественной войне,

поэтому я сразу вспомнила фильмы о войне. Их у нас много. Это яркие

талантливые произведения, но мне хочется рассказать о свей любимой

кинокартине «Баллада о солдате». И еще меня всегда волновала тема –

война и добро. Если война справедливая, значит на ее фронтах

защищается добро. Можно ли фильм о войне «Баллада о солдате»

назвать добрым? Вот об этом я написала.
«Баллада о солдате»-художественный фильм великого кинематографиста Григория Чухрая. На экране совсем юная девушка и молодой солдат, улыбаясь, влюблённо смотрят в глаза друг другу. Волосы девушки развеваются на ветру, солнечные лучи озаряют лица молодых.


Алёша Скворцов (Владимир Ивашов) и Шура (Жанна Прохоренко)
Это сцена в вагоне, когда Шура и Алёша, герои фильма, вновь нашли друг друга. Они продолжают свой путь: Алёша - к матери, Шура – к тёте. 2
… Когда я училась в школе, вместе с одноклассниками сбегала с последних уроков, чтобы посмотреть этот кинофильм. Долго мы потом спорили о том, что такое подвиг, способны ли мы на героические поступки. Не раз я смотрела этот фильм. И всегда в его незамысловатом сюжете открывала что-то новое для себя: в игре актёров, в музыке, в особенностях сценария, в работе операторов! Прежде чем писать, мне очень захотелось вновь увидеть эту кинокартину. Каждую сцену я смотрела со слезами, и светлыми, и грустными... И оценивала фильм уже с высоты своего жизненного и материнского опыта. Сюжет фильма прост. Тем не менее, это один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, добрый, очень светлый и в то же время пронзительно грустный. Девятнадцатилетний русский солдат Алёша Скворцов совершает подвиг на поле боя. Случайно попавшееся ему на глаза противотанковое ружьё не только спасает ему жизнь, но и даёт возможность подбить два вражеских танка. Бойца вызывают в командный блиндаж и обещают ему орден, но вчерашний школьник, мальчишка со светлым, добрым лицом, детским взглядом, с припухлыми по-юношески губами, отказывается от почётной награды и просит взамен отпустить его в отпуск – повидаться с мамой и помочь ей отремонтировать крышу. Теперь это будет несколько дней без войны, несколько дней на пути к дому, к родному селу. Это и составляет сюжет фильма. По пути к своей маме он встречается с разными людьми, расстаётся с ними, впервые влюбляется. Для нас он остался навсегда девятнадцатилетним юношей, солдатом, отказавшимся от награды ради встречи с мамой. А какой добротой проникнута сцена, где Алёша Скворцов получает разрешение на отпуск. Лицо Алёши дано крупным планом. На лице быстро сменяется одно чувство другим: растерянность – смятением, удивление - искренней радостью. Он снова увидит маму, с которой не успел проститься перед отправкой на фронт. 3
Кстати, роль Алёши Скворцова исполняет Владимир Ивашов, в то время девятнадцатилетний второкурсник ВГИКа. Эта роль принесла ему всемирную славу. Г. Чухрай не ошибся, приняв на главную роль этого юношу. Часами способен был Ивашов репетировать каждый эпизод, отрабатывать детали, подробности, ритм, пластику движений – так рождалась будущая роль. Владимир Ивашов играет своего ровесника, поэтому даже в титрах к фильму написано – Володя Ивашов. … И вот первая встреча на вокзале с офицером-инвалидом, который и не надеялся, что его дома ждут, что его ждёт жена-красавица, которую он однажды обидел ревностью. Алёша опоздал на свой поезд, но не оставил офицера, всё ждал, встретят его или нет, поддерживал его. Офицер нервно курил, переживал. Вокзал опустел…. Казалось бы, всё, он остался один, идти ему некуда.


Алёша и офицер-инвалид (Евгений Урбанский)
Вдруг радостный женский возглас: «Вася!... Васенька!». И тут на экране крупным планом оператор показывает лицо офицера -инвалида, оно вдруг наполнилось и радостью, и растерянностью. Это мастерски удалось донести до зрителя Евгению Урбанскому, известному в то время артисту. Оказывается, солдата всё-таки ждала жена. Она кинулась в его 4
объятья, прижалась к нему. И сердце его, мы это видим, оттаяло. И мы, зрители, верим, что любовь, верность, преданность и, конечно же, женская доброта помогут бойцу вновь обрести себя и стать полезным своей семье, своей стране. Это всего лишь небольшая сцена в фильме, но она наполнена глубоким внутренним содержанием. Эту глубину показал талантливый актёрский дуэт Евгения Урбанского и Эльзы Леждей. Слов в эпизоде немного, зато чувства – в мимике, жестах, взглядах. Прекрасна здесь и операторская работа Савельевой Эры Михайловны, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, которой удалось всё это показать на экране. А Алёша, дождавшись этой встречи, побежал искать свой поезд. Ему надо было спешить к своей маме, не стал он ждать благодарности за свой добрый поступок. Далее – эшелоны, станции, новые встречи, первая любовь, расставания и потери – круговерть жизни подхватила солдата по пути в родную деревню. Раскрывается и мужает характер Алёши. Бежит и бежит солдат к заветной цели. Композитор Михаил Зив нашёл к картине интересное музыкальное оформление – стоккато – дающее возможность по-разному извлекать музыку, сопровождающую героя, события и украшающую, обогащающую кинофильм. То это грустная и печальная музыка, то радостная и весёлая, но всегда добрая. Кажется, и она помогает добраться Алёше до родного дома. Ивашов дал своему герою юношескую непосредственность, обаяние и светлую искренность побуждений. Это было принципиально новое воплощение героического пафоса, что соответствовало замыслу режиссёра картины. «Я – зяблик!» - повторяет связист Скворцов, пытаясь прикрыться трубкой полевого телефона от наступающих танков. И в самом деле – зяблик, беззащитный человек, убегающий от танков-чудовищ. Мальчишка испуганно плачет, но вдруг на его плачущем лице проступает ненависть и решимость. 5
Мальчик на наших глазах стал воином, он совершает подвиг – подбивает два фашистских танка. Или вот ещё эпизод. Он приносит женщине в тылу подарок от мужа с фронта – мыло. Поняв, что женщина изменяет мужу, спешит уйти. Подлость поразила его, он пытается беззаботно отмахнуться от увиденного. Но всё жёстче становится выражение его лица, он резко взбегает на лестницу, стучит в дверь, отстранив хозяйку, уверенно подходит к столу, где лежит мыло. И куски мыла, и обёртки он резко забирает со стола так, словно даёт пощёчину. Теперь он равноправный член солдатского братства и именем товарищей по оружию вершит суд над изменой любви. Так, раскрывая зрителям внутреннее мужание своего героя, играет Алёшу Ивашов. Любовь на войне, её будущее – одна из главных тем кинокартины. По дороге домой Алёша встречает в эшелоне чудную и славную девушку с тяжеленной для её маленькой стройной фигуры косой. Роль Шуры исполнила Жанна Прохоренко, в то время тоже молодая и талантливая актриса. Любовь Алёши и Шуры прекрасна тем, что они и не подозревают, что любят и любимы. Прохоренко создала живой образ простой, бесхитростной девушки, отличающейся непосредственностью, сердечной чистотой, прозрачной ясностью характера. Игра Жанны Прохоренко, это тоже её первая роль, создаёт в фильме лирическую атмосферу, раскрывает тему человечности, моральной чистоты, доброты среди ожесточённости и ужасов войны. Она раскрывает женственность, целомудрие, трепетность первого пробуждающегося чувства. 6



Алёша и Шура (кадр из фильма «Баллада о солдате»)
Вспоминается сцена, когда Алёша и Шура пытаются попасть в военный эшелон. Проводница спрашивает юношу: «Кто она тебе?». Он, быстро сообразив, отвечает: «Жена!». Шура в свою очередь, нисколько не колеблясь, вскрикнула: «Нет!». Ничто не смогло её заставить изменить своей девичьей чести, даже на словах. Пришлось Алёше одеть на неё свою шинель. Так удалось им попасть в эшелон. И вот они стоят рядом, совсем близко, всматриваясь друг другу в глаза и улыбаясь. Удивительна и здесь работа оператора: на фоне пробивающихся в вагон солнечных лучей – крупным планом лица молодых, светлые, чистые… И, кажется, нет войны. Но война идёт… Встретив Шуру, Алёша теряет свою спутницу, отстав от эшелона, чувствует, как её ему не хватает, ищет, находит её на высоком железнодорожном мосту. Они бегут навстречу друг другу. «Шурка ты моя…» - ласково говорит Алёша. Взявшись за руки, они весело побежали по лестнице вниз. Война свела их, война же скоро их разведёт. Навсегда. 7

Прощание (кадр из фильма)
После их прощания на экране опять же крупным планом мы видим лицо Шуры, её широко раскрытые глаза, слышим её признание в любви Алёше, а он так и не услышал ее слова. Да и сам он не сказал слов любви девушке, точнее не смел этого сделать, так как считал, что помогает ей добраться до госпиталя к жениху. Фильм построен как баллада. Одной из художественных особенностей баллады является воспевание героизма персонажей, их борьбу за победу добра. Баллада также имеет так называемое обрамление, некое кольцо, в котором заключается основное содержание произведения. «Балладу о солдате» начинают и завершают кадры с изображением солдатской матери, матери героя фильма, девятнадцатилетнего Алёши Скворцова. Она ещё молода и прекрасна. Мать каждый день выходит за околицу села, вглядывается в пыльную дорогу, уходящую далеко за горизонт. Дорогу, по которой увезли её Алёшу. Всего лишь две минуты длилась их встреча, пока гудел грузовик, подкинувший его на последнем отрезке по пути домой. Мать 8
и сын прильнули друг к другу, чувствуя биение сердец. За эти две минуты надо было успеть почувствовать всё, что каждый из них перенёс в разлуке. Но грузовик торопится, гудок зовёт... «Я вернусь, мама!» - это последние слова Алёши. И мать ждёт своего сына… В начале фильма навстречу матери погибшего солдата идёт молодая мать, несущая на руках младенца. Эта встреча символична. Зрители надеются, что ребёнок вырастет и будет счастлив, будет таким же добрым, отзывчивым, любящим свою мать, свою Родину Человеком, каким был Алёша Скворцов. Очень хочется сказать об актрисе, исполнившей роль матери солдата – Максимовой Антонине Михайловне. Это одна из её лучших ролей.




Мать Алёши (Максимова А.М.)
Я не перестаю восхищаться её актёрским мастерством Действительно, судьба героини прошла через её сердце. Стоит только увидеть её лицо в конце фильма, увидеть грустные, ждущие, верящие глаза, увидеть скорбь её фигуры. Максимовой А.М. удалось передать все психологические нюансы этой небольшой, но очень важной роли. Невольно преклоняешься перед её талантом. Мать, трепетное отношение к ней – тоже главное в фильме. 9
Мне кажется, фильм этот – баллада не только о солдате, а просто о человеке, который волей истории стал солдатом. Поэтому в кинофильме присутствует мотив светлой печали об утратах военного времени и военного поколения. Учитывая жанр баллады, Г. Чухрай заботится о том, чтобы Алёшина дорога вошла в сердца зрителей не только монтажом кадров, музыкой, её ритмом, игрой актёров, а поэзией самых простых вещей, элементарных нравственных истин: верности, преданности, любви, патриотизма и добра. Г. Чухрай в содружестве с В. Ежовым, оба они участники Великой Отечественной войны, сумели проникновенно рассказать об Алёше Скворцове, который получил отпуск и по дороге домой повстречал разных людей, всем постарался помочь. Так вот каждая встреча – как своеобразная притча, наполненная обилием пережитого. Алёшин путь домой с фронта – это поистине путь добра, на котором мужает его душа. И Алёша, и люди, окружающие его, творят добро. Это и лейтенант, начальник эшелона, в котором ехали Алёша и Шура, и женщина-шофёр, добросившая его на своей полуторке до станции, и другой шофёр, который, рискуя попасть под трибунал, всё-таки довёз Алёшу до его родной Сосновки… Фильм пронизан правдой, сердечным юмором, ответственностью живых перед павшими, подлинно человеческой моралью. «Баллада о солдате» - это фильм о войне, трагичный фильм, ведь Алёша погиб, и в то же время фильм светлый, он пропитан добром.… И ещё. Может быть, благодаря этой доброте и была одержана нашим народом Победа в Великой Отечественной войне
.
«Баллада о солдате» - доброе кино. Оно прежде всего учит любить свою мать, а если человек любит свою мать, ему будут дороги люди, природа и, конечно же, Родина. Фильм приобрёл всемирную известность сразу, как вышел на экраны и был удостоен различных премий и наград. Их много, и, наверное, не стоит их все перечислять. Но одну из них мне хочется назвать: XIII 10
Международный кинофестиваль в Каннах, награда за лучший фильм для молодёжи «За высокий гуманизм и исключительно художественные качества». И вот уже почти полвека зрители Земли с благодарностью смотрят это замечательное кино. К сожалению, в настоящее время создаётся мало фильмов, похожих на «Балладу о солдате» хотя бы в идейном плане. Но всё-таки я бы отметила кинокартину для молодёжи и не только. Это «Костяника. Время лета». Фильм создан по мотивам одноимённой повести Т. Крюковой. Хочется за пристальное внимание к молодому поколению, к его проблемам поблагодарить писательницу, а также весь творческий коллектив, создавший этот фильм. «Костяника. Время лета» тоже пронизан добром. Это тоже доброе кино. Но это может быть темой другого размышления. Вот и написала о кино, которое я считаю добрым. Кино, которое учит искренности, бескорыстию, патриотизму, мужеству, любви…
А

вообще,

если

кино

оберегает

ростки

добра

и

духовной

щедрости, которые есть в каждом, - это доброе кино.
11


В раздел образования