"Условия для музыкального развития ребенка в семье"
Автор: Кашаева Альфия Наилевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "Радость" Населённый пункт: г.Губкинский, ЯНАО Наименование материала: консультация Тема: "Условия для музыкального развития ребенка в семье" Раздел: дошкольное образование
МАДОУ « РАДОСТЬ»
Консультация для родителей:
« Условия для музыкального развития ребенка в семье»
Выполнила муз-ый рук-ль:
Кашаева А.Н.
2015
Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания
ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому
родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот
период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом
возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей
музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них
положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы,
формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение
музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок
и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и
образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной
деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с
уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта,
часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка,
которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость
и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им
музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с
очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической
пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких
семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к
«серьезной» музыке его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально
- образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным
воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых
дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых
развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома
ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном
исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных
инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые
он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих
семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа,
дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами
умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах
лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за
исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут
творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично
стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную,
убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных
инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном
дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же
дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если
ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет
успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы
музыкальной культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи,
ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их
домашнее музыкальное окружение.
Задачи музыкального воспитания детей в семье.
Используемый репертуар
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от
их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными за-дачами
музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в до-
школьном учреждении, а именно:
· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать инте-
рес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музы-
кальной культуры;
· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музы-
кально-образовательная, деятельность);
· способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо
заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают
важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье,
музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты,
музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными
впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от
музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для
развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной
культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на
шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать
народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными
традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народ-
ные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными
интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно про-
чувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, раз-
личить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру-
ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрос-
лую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства,
доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения
или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармо-
низацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-
ковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство
восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.
Методы обучения в семье
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический)
применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если
ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и
классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию,
накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности
(активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой
и использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В
детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру
репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же
имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая
об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах,
познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание
репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке,
обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики
взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают
возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание
ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально
поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают
и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению,
музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть
определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и
музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей,
терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших
результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно
заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не
справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод
неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.
К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими
детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний
и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети
теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят на
долго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые
порождают затем негативное отношение к музыке.
Педагог должен суметь убедить родителе и , что только заинтересованностью
можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко
использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети
не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники
не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной
деятельности, применение разных ее видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он
увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение
красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же
взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень
важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок
должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном
положительными эмоциями окружении.
Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения
необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном
ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более
свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она
может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль
взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки,
совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах,
музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание
грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное
музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь
чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок
должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки
одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие
музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для
других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся
беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений
дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое
слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям
различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно
подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для
разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее
полно использовать его возможности.