Напоминание

"Некоторые вопросы повышения профессионального уровня учителей иностранного языка в свете подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ"


Автор: Пасишниченко Владимир Антонович
Должность: учитель, тренер-преподаватель английского языка
Учебное заведение: МОУ Школа с.Белоярск
Населённый пункт: село Белоярск, Приуральского района, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Некоторые вопросы повышения профессионального уровня учителей иностранного языка в свете подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа села Белоярск Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа Статья «Некоторые вопросы повышения профессионального уровня учителей иностранного языка в свете подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ». подготовил тренер-преподаватель английского Пасишниченко Владимир Антонович Белоярск 2016 г.
«Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. В последние десятилетия внимание к андрагогике постоянно повышается в связи с повышением в обществе как потребности, так и возможности многократного (постоянного) повышения квалификации, переобучения или даже смены профессии для трудящихся граждан, а также возможностей и потребностей обучения и переобучения взрослых в связи с возросшими культурными запросами…». Американский ученый Малклом Ноулз определил андрагогику как «искусство и наука помощи взрослым в обучении». Принципы обучения взрослых, которые следует учитывать при обучении взрослых:  Взрослые всегда переживают, что, обучаясь в группе, они будут выглядеть слабее, или профессионально или личностно.  Взрослые привносят большую долю личного опыта и знаний в любую ситуацию обучения.  Взрослые сами принимают решения при обучении.  Взрослые мотивированы информацией и заданиями, которые значимы для них.  Взрослые ответственны и могут проявлять нетерпение, если их время будет потрачено зря. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах и отличается, прежде всего, тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности изменяются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретиче ского и технологического обеспечения данного процесса.
В центре любых инновационных процессов стоит фигура педагога, ведь от того, насколько личностно и нравственно развитыми выпускники будут оставлять стены различных учебных заведений, зависит будущее России. Человек формируется в такой природной структуре: человек - семья - нация (государство) - все человечество. Уже в семье человеку приходится в чем-то себя ограничивать, именно здесь учится преодолевать себя, из семейной жизни человек выходит в разнообразную общественную среду, тоже требует от нее определенного поведения, предполагает усвоение определенных ценностей. И, в конце концов, человек должен признавать уже общечеловеческие ценности наряду с тем, чтобы чувствовать себя все же причастным к своей нации, но признавая те общечеловеческие ценности, лежащие в основе морали. Особое значение эта проблема приобретает в связи с организацией школ нового типа, в частности, лицеев, гимназий, колледжей и т.д. и увеличением в них часов иностранного языка. В этих условиях обогащается статус учителя - воспитателя, который должен в своей деятельности совмещать функции учителя - предметника. Итак, творческое решение задач нравственного воспитания требует от уч ителя ино ст ранного я зыка по стоя нного с о в е р ш е н с т в о в а н и я профессиональной и морально - воспитательной подготовки. Профессиональная деятельность педагогических кадров является непрерывным процессом решения учебно-воспитательных задач, направленных на развитие личности ребенка. Ее эффективность в значительной степени определяется формированием ценностных ориентаций педагога. Реальные потребности гуманизации образования предусматривают творческую, свободную деятельность личности учителя, направленную на прогрессивное развитие нации. Язык - средство общения с другими людьми. Умение владеть иностранным языком рассматривается не только как получение преимущества с инструментальной точки зрения, поскольку увеличиваются возможности общения личности, но как действительное культурное и личное ее обогащения. Это означает, что гуманитаризация процесса усвоения иностранного языка поможет утвердить в сознании и поведении учеников нормы и правила общечеловеческой морали. Для эффективного применения непосредственных профессиональных функций педагогу необходимо обладать качествами личности, которые бы
обеспечили ему возможность как можно продуктивнее налаживать контакты со своими воспитанниками. Ведь никакое знание даже самых изощренных приемов психологического воздействия не поможет педагогу, если он выпустит из виду, что его личность является объектом постоянного наблюдения и обратного действия со стороны его воспитанников. Главная задача педагога заключается в том, чтобы помочь человеку найти то, что в нем заложено, а не учить его, "выливая" в определенную форму, придуманной кем-то другим ранее. Обучение, направляемое "извне", должно уступить обучению, направляемым "изнутри", благодаря чему открывается путь к самоактуализации личности. Главной целью современного образования является формирование человечной личности, стремящейся к самосовершенствованию и способной выйти за пределы своей культуры и стать гражданином мира. Итак, важным критерием современной педагогической науки и практики является не только совершенный уровень профессиональной социализации учителя, но и направленность его духовного сознания, нравственной культуры, выполняющей гуманизирующую, воспитательную функцию в обществе. Ценностно - ориентационная деятельность учителя иностранного языка, что обусловлена идейно - нравственными установками как разновидностями психологических свойств, является составной нравственно-духовного, аксиологического потенциала личности. Реализация ценностей учебной деятельности служит важным условием закрепления ценностных ориентаций, которые отражают отношение к трудовой деятельности. Уровень цивилизованности и социального развития любого общества определяется, прежде всего, глубиной и богатством его материальной и духовной культуры, вмещающей как исторические ценности так и ценности творческих усилий современников. Итак, учитель иностранного языка формирует новое поколение, которое осознает ценность каждой культуры, каждой личности и каждого природного организма в общей, глобальной жизни, благодаря чему происходит формирование гражданина России на общечеловеческих и национальных ценностях, в тесной связи образования с народным педагогическим опытом.
В современных условиях знание иностранных языков и их преподавания определяется как одно из приоритетных направлений образовательной деятельности государства. В подготовке учителя нового поколения необходимо учитывать все цивилизационные вызовы - гуманизацию и демократизацию современного общества, рост социальной роли личности, развитие ее интеллектуального и творческого потенциала, глубинные изменения в системе и структуре образования, позиционирование образования как движущей силы развития гражданского общества, динамику научной и технической модернизации, потребность в быстрой адаптации в условиях информационно- технологического общества. Поэтому целью развития профессионального педагогического образования становится создание такой системы, которая бы на основе накопленного опыта обеспечивала опережающую подготовку педагогов, способных осуществлять профессиональную деятельность на новых концептуальных основах, воплощать государственную политику развития личности, удовлетворения ее образовательных и духовно - культурных потребностей, потребности быть конкурентной на рынке труда. Современный учитель иностранного языка должен сочетать хорошо развитые языковые навыки и речевые умения с глубокими фундаментальными научно - предметными знаниями, теоретической и практической общепедагогической компетентностью, конкретно-научным методическим мастерством, сформированными профессиональными качествами, широким общекультурным и профессиональным мировоззрением. «Изучение программ повышения квалификации для учителей иностранных языков показало, что существуют общие, составленные для всех учителей иностранного языка вне зависимости от преподаваемого языка, и специальные, предназначенные только для учителей одного определенного языка (например, английского) программы. Повышение квалификации учителей иностранных языков по общим программам реализуется по пяти направлениям: «Модернизация обучения иностранным языкам», «Внедрение новых методов и средств изучения иностранных языков», «Методика обучения иностранным языкам», «Психолого-педагогическое обоснование процесса обучения иностранным языкам», «Обучение иностранным языкам в условиях межкультурного про странства». (Е.Г. Оршанская «Содержание д о п ол н и т е л ь н о й профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможности его совершенствования», Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. URL:
apkprocontent/view. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика».) В своей статье Е.Г. Оршанская говорит, что «среди выявленных направлений повышения квалификации учителей английского языка по специальным программам наиболее разработанными и распространенными являются курсы по методике обучения английскому языку и учебно-методическому обеспечению уроков английского языка. Проблемам внедрения активных средств изучения английского языка, форм контроля уровня владения английским языком, повышения профессионального мастерства учителя уделяется значительно меньшее внимание. Представляется, что специальные программы, разработанные с учетом особенностей преподаваемого языка, имеют большее профессионально ориентированное значение для педагогической деятельности учителя-билингва и предоставляют возможности для совершенствования уровня его методической и языковой подготовки применительно к конкретному иностранному языку. Данные программы позволяют учитывать специфику языка, своевременно информировать учителя об изменениях, происходящих в методике обучения, предлагать способы совершенствования его профессионально значимых умений, что, несомненно, оказывает положительное воздействие на качество его дополнительной подготовки». В связи с предстоящим включением иностранного языка в состав обязательных предметов к сдаче в форме ЕГЭ на Ямале прошел отбор претендентов в команду тренеров-преподавателей из числа учителей английского языка. В период до 20 апреля 2015 года во всех муниципальных образованиях автономного округа прошли мероприятия по сбору документов учителей английского языка для участия в отборе в команду тренеров- преподавателей. Во второй декаде апреля региональная комиссия определила, кто из претендентов войдет в команду. Комиссия предварительно рассмотрела документы претендентов, а затем провела собеседования с учителями английского языка, принимающими участие в отборе. В результате работы комиссии было выявлено 50 педагогов, которые затем прошли специальное обучение и стали тренерами-преподавателями. Сейчас тренеры-преподаватели проводят обучение своих коллег на курсах повышения квалификации без отрыва от производства по теме «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном п р о ц е с с е » . Предполагается, что в результате этого новшества все учителя английского
языка в округе получат возможность повысить свой профессиональный и методический уровень и на должном уровне готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по иностранному языку.

Список использованной литературы
1. Е.Г. Оршанская «Содержание дополнительной профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможности его совершенствования», Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика», 2010 г. 2. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, техноогии реализации // Весник ТюмГУ. 2004. № 2.


В раздел образования