Напоминание

"Обучение слепых детей в условиях инклюзивного образования"


Автор: Горбунова Ольга Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: ГКОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12"
Населённый пункт: город Шадринск
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение слепых детей в условиях инклюзивного образования"
Раздел: среднее образование





Назад





Обучения слепых детей математике

в условиях инклюзивного образования.
С переходом школ к инклюзивному образованию педагоги могут столкнуться с рядом проблем, связанных с обучением математике детей- инвалидов по зрению.
Инклюзивное образование
— это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. На данный момент России существуют и прекрасно функционируют коррекционные учебные заведения для таких детей. Однако инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. Дети-инвалиды, в том числе и по зрению, неизбежно будут обучаться в массовых школах. Работаю учителем математики в коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей, а с 2015 начала работу в 5 классе по ФГОС и обучаю помимо 8 слабовидящих обучающихся трех детей по системе Брайль. Так как школа, в которой я работаю коррекционная, то и инклюзии вроде нет, но определенные трудности возникли и у нас.
1.
Работа по ФГОС, написание технологических карт, причем, отдельной карты для каждой группы обучающихся.
2.
Использование двух типов учебников для разных групп.
3.
Темп обучения и усвоения материала для двух групп учащихся одного класса.
4.
Трудности при письме и отсутствие единых требований написания математических выражений по системе Брайль.
5.
Отсутствие дидактического, раздаточного материала и наглядных пособий. Хотелось бы поделиться небольшим опытом решения данных проблем.
1.
Работа по системе ФГОС стала намного легче с выпуском технологических карт уроков по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. с подробными сценариями уроков и их
презентационным сопровождением. Использование пособия обеспечивает высокую эффективность, ИКТ-компетентность образовательного процесса, позволят учителю содержательно и качественно подготовиться к уроку, творчески и рационально организовать и использовать учебное время, заинтересовать учащихся и сформировать у них предметные умения и универсальные учебные действия. Основу урока я беру из этих сборников, причем, все ребята класса справляются с намеченным планом.
2.
Все было бы хорошо, если бы у детей, занимающихся по системе Брайль, были идентичные учебники. Учебник по математике слепых состоит из 9 книг, те же, что и для зрячих, но отличаются лишь тем, что плоский шрифт в них заменён выпуклым точечным шрифтом, а планиметрические и стереометрические чертежи заменены рельефными чертежами и не совпадением номера задания, так как некоторых заданий в брайлевских учебниках вы не найдете. Прочитать такой учебник вы сможете только после того, как изучите алфавит, цифровые знаки и математические символы. Изначально «переведя» карандашом каждое задание в брайлевском учебнике, проблема быстрого поиска нужного номера решилась.
3.
Как сэкономить время на уроке и добиться усвоения материала? Незрячие дети должны устно решаться не только примеры, но и задачи с условиями, в которых данные числа не вызывают затруднений при устном решении. Упражнения на закрепление правила не должны отнимали слишком много времени. Поэтому типы упражнений должны быть хорошо продуманы. Вынужденный количественный недостаток письменных упражнений должен быть возмещён их качеством и при этом должны быть использованы случаи, когда упражнения могут быть предложены в устной форме. При планировании материала, слепым ребятам предлагаю меньшее количество номеров, но взамен требую качество выполнения. При работе с учебником, поиск нужной страницы, номера из учебника, написанного по системе Брайль, я диктовала ребятам, а слабовидящим детям записывала план намеченных упражнений и домашнее задание на доске. Тем самым экономя немного времени, не повторяя одно и то же.

4.
Письмо по системе Брайль достаточно трудоемко и затрачивает много времени, требует большего внимания, так как случайный недокол или перекол одной лишь точки или неясность её искажает смысл всей математической записи. Практически невозможно осуществить контроль правильности выполнения действий в процессе письма со стороны педагога и самого ребенка. Растянутость письма приводит к тому, что брайлевская математическая запись, в особенности алгебраическая, становится мало наглядной, это затрудняет быстрый охват всего математического выражения и ясность восприятия его основных частей. Это особенно заметно, если сравнить брайлевскую запись дробных алгебраических выражений с записью у зрячих. Большим недостатком письма по системе Брайль - невозможность исправления ошибки, как у зрячих, если пропустили знак, нельзя зачеркнуть лишний знак и над ним поставить правильный. А поэтому, все письменные операции у слепых требуют значительно большей затраты времени и энергии, чем у зрячих. Еще одна проблема – написание математических символов. Учебные пособия 1976 года предлагаю одно написание, программа для брайлевского принтера переводит другие символы, в учебниках – третьи… как быть? Мы используем обозначения взятые из учебника написанного по системе Брайль.
5.
И ещё одна особенность обучения математике слепых – невозможность использования классной, интерактивной доски. Всем известно, что классная и интерактивная доска является ценным пособием в массовой школе. Этот недостаток можно возместить за счёт наглядных пособий, дидактического раздаточного материала. При транслировании презентации к уроку с новыми формулами и записью новых символов для слепых детей изготавливаю отдельные карточки для тактильного восприятия. В этом помогает брайлевский принтер. Если такого принтера нет, то процесс подготовки таких карточек будет достаточно трудоемким для учителя. Вообще, в школе слепых наглядность приобретает особое значение. Специфика наглядности обусловливается пособиями, которые воспринимаются с помощью осязания. При помощи осязания, в отличие от зрения, можно воспринимать только близкие предметы. Необходим отдельный комплект наглядного материала для каждого ребенка, отсутствие лишних деталей, пособия должны быть приятны для рук, отполированы, прочными и легкими. Для работы со слепыми обучающимися вам понадобятся:  Тетради для письма по Брайлю, грифель и прибор.
 Для построения углов и отрезков используем тактильный транспортир, линейку, угольник  Имеется прибор для работы с координатной прямой и плоскостью. С его помощью можно смоделировать любую плоскую геометрическую фигур и графики функций.  Прибор «Графика» также предназначен для построения на плоскости различных математических геометрических фигур.
 Прибор для работы с окружностью и отрезками окружности  Объемные тела и их развертки  Различные тактильные альбомы с рельефными изображениями, готовыми чертежами и т.д. Все поставленные проблемы носят негативный характер, положительным является то, что в классе может быть максимум 12 человек (в коррекционной школе), а это обеспечивает возможность индивидуализации процесса обучения. Помимо изучения тифлопедагогических требований к уроку, организации рабочего места, зрительной нагрузке, педагогам можно также рекомендовать уделить особое внимание устным вычислительным преобразованиям. В силу повышенной роли памяти у слепых, особое значение приобретают способы подачи материала, которые облегчали бы
запоминание математических правил. В этих целях каждое сложное правило должно быть разбито на составные части и усваиваться по частям.


В раздел образования