"Особенности работоспособности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях"
Автор: Семёнова Ирина Сергеевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 34" г. Орла Населённый пункт: г.Орел Наименование материала: консультация для педагогов Тема: "Особенности работоспособности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях" Раздел: дошкольное образование
Особенности работоспособности детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Семёнова Ирина Сергеевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №34
компенсирующего вида»
компенсирующего вида
На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те
методические приемы, которые дают наиболее ощутимые результаты и в
музыкальном воспитании, и в коррекции недостатков, свойственных детям с
проблемами
в
развитии.
Для
того,
чтобы
развивать
в
д е тя х
самостоятельность,
умение
творчески
мыслить,
применять
знания,
полученные
на
музыкально-ритмических
занятиях,
музыкальный
руководитель должен тщательно отбирать музыкальный репертуар.
Основные особенности детей с нарушением ОДА можно свести к
следующим:
1.
Помимо собственных нарушений, у них наблюдаются нарушения и
других видов деятельности (изобразительной, музыкальной и др.).
2.
Отмечается нарушение психических процессов и свойств восприятия,
внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении
процессов возбуждения и торможения, их регуляции.
3.
Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознание,
самооценка, взаимоотношение с окружающими людьми).
Исходя
из
особенности
детей,
мы
работаем
над
решением
коррекционных задач и общих задач по музыкальному воспитанию.
1.
Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем
развития музыкального восприятия и музыкального слуха.
2.
Обогащать
ребенка
музыкальными
впечатлениями,
знакомя
его
с
разнообразным материалом.
3.
Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности.
4.
Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на
основе первоначальных впечатлений от музыки.
5.
Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все
виды
музыкальной
деятельности
(пение,
слушание,
музыкально-
ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и
все
формы
организации
музыкальной
деятельности
(занятия,
праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность
детей, музыка в повседневной жизни).
Это довольно сложная задача для детей с нарушением ОДА, но очень
важная: ее решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести
свободу движений и восприятия. Особенности функционального состояния
наблюдающихся
в
нашем
ДОУ
детей
обусловлены
клиническими
проявлениями
отдаленных
последствий
поражения
спинного
и
нижних
отделов головного мозга, повреждения позвоночника. В нескольких случаях
проявления усугубились бытовыми травмами в результате ушибов ( падений
с
высоты,
качелей),
чрезмерных
в
тот
момент
физических
нагрузок.
Клинические
проявления
складываются
из
изменений
костно-мышечной,
нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Одним из ведущих
функциональных
отклонений
является
нарушение
осанки.
Из-за
несостоятельности мышц, движения рук становятся неловкими, недостаточно
координированными,
неточными,
руки
быстро
устают.
Любые
мелкие
движения
трудны
и
зачастую
недоступны
детям
в
отличии
от
здоровых
сверстников.
Поражение
грудных
мышц
изменило
функцию
руки
таким
образом, что ребенок не может поднять руку выше горизонтали. Отсюда
вычурная поза при удержании в руке флажка, мяча и т. д..
Среди детей с нарушением осанки есть группа так называемых леворуких.
Если более выражено снижение силы в правой руке, ребенок предпочитает
пользоваться более сильной – левой. У наших детей нарушена функция
внешнего дыхания. У таких детей мышечный тонус снижен настолько, что
появляются
симптомы
складывания,
ребенок
буквально
складывается
пополам, эти дети необычно гибкие.
Благодаря целенаправленным занятиям музыкой и физкультурой,
упражнения по технике движения, дети старшего возраста выполняют более
правильно
и
осознанно.
Они
уже
способны
дифференцировать
свои
мышечные усилия, а это означает, что проявляют доступность в умении
выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к
более
быстрым
движениям,
менять
темп.
У
дошкольника
ритмическое
чувство
развивается
независимо
от
общения
с
музыкой.
Случайные
совпадения движения с момента наступления долей в музыке оставляют
многих детей равнодушными. При марше они могут идти «не в такт», делая
шаги где-то между началом и концом одной доли и другой, хлопки и прыжки
невпопад.
Поэтому усвоение детьми равномерной пульсации долей в музыкальном
произведении, равномерного течения времени музыки я начинаю с первого
же занятия и самым доступным способом – от простого к сложному. В начале
года детям в силу особенностей их нервно-психического развития еще не
доступны четкие пространственные ориентировки. Ребенок не может учесть
последствия своих действий. К середине учебного года мы заметили: дети
стали лучше слушать музыку, хорошо согласовывать движения. Если в начале
занятий мы не наблюдали у детей при движениях ярко выраженных эмоций
при восприятии музыки, то с течением времени у них все заметнее стало
выявляться удовлетворение от слаженности своих движений с музыкой. Это
выражалось в их мимике, жестах, радостных возгласах, желаний повторять то
или иное движение, упражнение, игру, в вопросах после окончания занятия:
«А когда у нас еще будет занятие?», «А когда опять будем играть?» и др.
В процессе музыкальной деятельности дети начинают фантазировать,
развивается любознательность. Я учу детей двигаться не автоматически, а
вслушиваться в музыку. Особенность нервно- психического развития ребенка
с нарушением опорно- двигательного аппарата в том, что при нормальных
умственных
способностях
они
развиваются
позже,
до
них
надо
«достучаться», «пробиться» через их психику. Приемы обучения должны
быть наиболее яркими, образными, настойчивыми, но не утомлять детей.
Этим детям нужно давать отдохнуть, даже полежать. Оценивая состояние
наших детей, с позиции современной детской классической неврологии и
нейроортопедии мы проводим комплексное лечение, включающее в себя и
физиолечение,
и
массаж,
и
лечебную
физкультуру,
общеразвивающую
физкультуру.
Этот
весь
комплекс
лечения
способствует
улучшению
работоспособности наши детей, в том числе и на музыкально-ритмических
занятиях.
Вот
почему
так
важно
учитывать
уровень
развития
детей,
их
психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем
видам деятельности, которыми они владеют на данный момент. Используя те
или
иные
приемы,
работая
над
развитием
восприятия
музыки,
над
формированием певческих навыков или навыков выразительного движения, а
также решая какие-то коррекционные задачи, желательно фиксировать для
себя, какие из этих приемов помогают достичь хороших результатов, создавая
своеобразную «копилку полезных приемов».
Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу, -
внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных
особенностей и потребностей.