Напоминание

Адаптационный клуб "Гнездышко" (из опыта работы)


Автор: Салина Людмила Владимировна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Адаптационный клуб "Гнездышко" (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад





Адаптационный клуб «Гнездышко» МАДОУ «Мальвина»
Впервые переступая порог дошкольного учреждения, ребенок, попадает в совершенно но- вый незнакомый мир. Трудности адаптации к новым условиям связаны, прежде всего, с разлу - кой (пусть и кратковременной) с мамой – самым близким человеком. Кроме того, малыш испы - тывает страх перед незнакомыми людьми, незнакомыми ситуациями общения, к иному режиму организации жизни и деятельности, другой обстановке. Поэтому облегчение периода адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения является одной из первоочередных задач, стоя- щих перед педагогами муниципального автономного дошкольного образовательного учрежде- ния «Мальвина». Чтобы облегчить процесс адаптации, предупредить возникновение адаптационного син- дрома, а также поделиться с родителями педагогическими знаниями о воспитании и обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста, в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Мальвина» был организован адаптационный клуб «Гнездышко» для неорганизованных детей от 1,5 до 2 лет и их родителей, с целью обеспечения ранней социа - лизации детей и адаптации их к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Педагогами МАДОУ «Мальвина» была разработана Программа дополнительного образо- вания для детей раннего возраста, направленная на развитие и социализацию детей раннего до - школьного возраста, и повышение педагогической культуры родителей, установление партнер- ских отношений с семьей каждого ребенка, выработку целесообразных методов и единого стиля воспитания малышей в дошкольном учреждении и семье. Программа дополнительного образования способствует достижению цели: развитие ре- бенка в условиях семейного и общественного воспитания в дошкольном учреждении. В процессе реализации Программы решаются следующие задачи:  укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающих эмоцио - нальное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей раннего возрас- та;  формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрос- лыми и сверстниками;  развитие познавательной сферы, соответствующее возрасту, расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружа- ющего мира, формирование навыков самообслуживания (раздевание, приветствие, умывание, еда, прощание);  взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентно- сти по отношению к собственным детям. Первая встреча проходит без непосредственного участия детей. Педагоги ДОУ знакомятся с родителями, заключают договор на предоставление образовательных услуг, проводят первич- ное анкетирование. Знакомят родителей с образовательной программой дошкольного образова- ния для адаптационного клуба «Гнездышко»», традициями учреждения, а также особенностями осуществления воспитательно-образовательного процесса. Затем родителей вместе с детьми приглашают на групповые встречи, которые проводят специалисты учреждения (музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре) совместно с воспитателями. Встречи проводятся на базе дошкольного образователь- ного учреждения 2 раза в неделю, в дневное время. Организованная деятельность проводится в игровой форме, каждые 8–10 минут обязательно следует смена деятельности, что не дает малы- шам почувствовать усталость. Родители не просто приводят детей в клуб и наблюдают за педа - гогическим процессом со стороны, а принимают непосредственное активное участие в органи- зованной деятельности педагогов с детьми. Посещение клуба родителями чрезвычайно важно как для них самих, так и для педагогов: таким образом родители ощущают личную при- частность к педагогическому процессу и принимают часть ответственности за успехи малыша на себя, они узнают больше о развитии своего ребенка, о работе педагогов дошкольного учре - ждения, начинают испытывать к нему уважение. План мероприятий адаптационной группы со-
ставлен таким образом, чтобы дети и родители могли познакомиться с особенностями работы по всем четырем направлениям развития малыша: - физическое развитие: детей упражняют в ходьбе, удержании равновесия, бросании и ловле, лазанье, прыжках, беге. Главной задачей педагогов является развивать положительный настрой на занятия физкультурой, тренировать малышей правильно взаимодействовать во время двигательной деятельности; - познавательно-речевое развитие: малыши знакомятся с понятиями “количество, форма, цвет”, учатся группировать предметы, учатся использовать вспомогательные средства, простей- шие орудия. Действия взрослых направлены на то, чтобы вызвать интерес ребенка к различным предметам и материалам, желание их исследовать, действовать с ними, учат малышей действо - вать индивидуально и элементарно взаимодействовать с другими по поводу игрового материала. Так же педагоги содействуют развитию понимания речи, а также вызыванию речевой реакции. Пополняют активный словарь малыша на основе расширения представлений об окружающей действительности; - социально-личностное развитие: знакомство с правилами поведения в ДОУ; педагоги знакомят детей с ритуалом приветствия, прощания, учат общаться с окружающими детьми и взрослыми, при этом педагоги стараются вызвать положительное отношение детей и родителей к соблюдению необходимых правил поведения в детском коллективе. Педагоги создают условия для наглядного познания ребенком окружающего мира. Учат детей отражать в игровой деятель - ности смысловые связи, обыгрывать доступные пониманию сюжеты под руководством взросло- го, отражая в сюжете отдельные игровые действия; - художественно-эстетическое развитие: малыши впервые знакомятся с музыкальными инструментами, учатся слышать музыку, двигаться под музыку; педагоги побуждают детей к элементарным музыкально-творческим проявлениям; в ходе продуктивной деятельности педа- гог способствует развитию сенсорных ориентировок, содействует появлению ассоциативных образов, вызывается интерес к художественному творчеству. Кроме организованной деятельности педагоги МАДОУ «Мальвина» планируют, организу- ют и проводят для воспитанников адаптационного клуба развлечения в соответствии с календа- рем праздников: «Праздник осени», «Новый год», «8 Марта» и др. Чтобы помочь родителям справиться с возможными трудностями адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, педагоги муниципального автономного дошкольного об- разовательного учреждения «Мальвина» дают советы по их предупреждению и преодолению. При этом учитывается то, что необходимо не только познакомить родителей с теоретическими аспектами, но научить практическим приемам организации детской деятельности и совместной деятельности ребенка с взрослым. Педагоги учреждения планируют и используют в работе раз - личные формы взаимодействия с родителями: анкетирование, устный журнал, круглые столы, семейные гостиный, день открытых дверей, разрабатывают памятки и буклеты с рекомендация - ми психологов, музыкальных руководителей, воспитателя по изобразительной деятельности, инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов. Работа адаптационного клуба «Гнездышко» проводится с сентября по май каждого года. В мае подводятся итоги деятельности педагогов клуба, проводится анкетирование родителей (за - конных представителей) детей, посещающих адаптационный клуб для анализа эффективности и дальнейшей коррекции деятельности, если возникает необходимость. Как показывает опыт прошлых лет, подобные группы очень полезны как для детей раннего дошкольного возраста (для них значительно облегчается процесс адаптации к условиям до - школьного учреждения) и их родителей, так и для педагогов образовательного учреждения, т.к. посещая занятия клуба, родители осознают важность дошкольного образования, у педагогов по - является возможность познакомиться с семьями будущих воспитанников и наладить контакт с малышами и их родителями на подготовительном этапе. Хочется отметить, что в последнее время значимость и пользу адаптационных групп, клубов осознают не только работники образо- вания, но и родители будущих дошколят. И если несколько лет назад сотрудники дошкольного учреждения «Мальвина» прилагали много сил, чтобы найти семьи, рассказать об адаптацион-
ном клубе, пригласить на ознакомительную встречу, то последние два-три года родители малы - шей сами ищут возможность посещать адаптационный клуб «Гнездышко», что говорит об эф- фективности и востребованности данной услуги. Авторы: Заведующий МАДОУ «Мальвина» Салина Людмила Владимировна, заместитель заведующего МАДОУ «Мальвина» Каймалова Динара Мурзагалиевна.
Приложение № 1
Режим адаптационного клуба «Гнездышко»

Режимные моменты

Время
Прием детей 11.30-11.45 Игры 11.45-12.00 Организованная детская деятельность 12.00-12.08 12.18 – 12.24 Игры, самостоятельная деятельность. Уход домой. 12.24-13.00 Посещение адаптационного клуба «Гнездышко» осуществляется два раза в неделю: понедель - ник, среда (с 01 сентября по 31 мая). Непосредственно-образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю, 72 непосред- ственно-образовательной деятельности в год. Вся образовательная деятельность проводится в игровой форме. Длительность организованной деятельности – не более 8 минут.
Приложение № 2
Учебный план

воспитательно-образовательной работы с детьми адаптационного клуба «Гнездышко»

(с 1,6 до 2 лет)
Образовательные области Периоды НОД Кол-во НОД в неделю Длительность (мин.) «Физическое развитие» Развитие движений 2 8 «Познавательное развитие» Игры – занятия с дидактическим материалом 2 8 «Речевое развитие» Развитие речи 2 8 «Художественно – эстетическое развитие» Музыка 2 8
Итого:

8

64 мин.

Приложение № 3
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

с родителями адаптационного клуба «Гнездышко»

для неорганизованных детей раннего возраста

Месяц

Форма проведения

мероприятий

Тема

Ответственные

сен-

тябрь
Анкетирование роди- телей «Давайте познакомимся» Воспитатель Устный журнал «Как подготовить ребенка в детский сад» Воспитатель
октябрь
Рекомендации «Не боюсь детского сада» Педагог-психолог Рекомендации «Гигиенические навыки с малых лет» Медицинская сестра Буклет «Режимные моменты в дет- ском саду» Воспитатель
ноябрь
Устный журнал «Все начинается с игры» Воспитатель Буклет «Играйте вместе с нами» Инструктор по физической культуре
декабрь
Круглый стол «Музыка в жизни ребенка» Музыкальный руководитель
январь
Устный журнал «Влияние уровня развития мелкой моторики на формирование речи у до- школьников» Воспитатель
февраль
Семейная гостиная «Такие разные дети» Педагог-психолог Устный журнал «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Воспитатель по изобразительной деятельности
март
Круглый стол «Каким я хочу воспитать сво- его ребенка?» Воспитатель
апрель
День открытых дверей «Наш детский сад» Воспитатель
май
Буклеты «Мой малыш» Педагог-психолог Буклеты «Игры с водой» Воспитатель


В раздел образования