Автор: Салина Людмила Владимировна Должность: заведующий Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина" Населённый пункт: Ноябрьск Наименование материала: статья Тема: Адаптационный клуб "Гнездышко" (из опыта работы) Раздел: дошкольное образование
Адаптационный клуб «Гнездышко» МАДОУ «Мальвина»
Впервые переступая порог дошкольного учреждения, ребенок, попадает в совершенно но-
вый незнакомый мир. Трудности адаптации к новым условиям связаны, прежде всего, с разлу -
кой (пусть и кратковременной) с мамой – самым близким человеком. Кроме того, малыш испы -
тывает страх перед незнакомыми людьми, незнакомыми ситуациями общения, к иному режиму
организации жизни и деятельности, другой обстановке. Поэтому облегчение периода адаптации
малыша к условиям дошкольного учреждения является одной из первоочередных задач, стоя-
щих перед педагогами муниципального автономного дошкольного образовательного учрежде-
ния «Мальвина».
Чтобы облегчить процесс адаптации, предупредить возникновение адаптационного син-
дрома, а также поделиться с родителями педагогическими знаниями о воспитании и обучении
детей раннего и младшего дошкольного возраста, в муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении «Мальвина» был организован адаптационный клуб «Гнездышко»
для неорганизованных детей от 1,5 до 2 лет и их родителей, с целью обеспечения ранней социа -
лизации детей и адаптации их к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Педагогами МАДОУ «Мальвина» была разработана Программа дополнительного образо-
вания для детей раннего возраста, направленная на развитие и социализацию детей раннего до -
школьного возраста, и повышение педагогической культуры родителей, установление партнер-
ских отношений с семьей каждого ребенка, выработку целесообразных методов и единого стиля
воспитания малышей в дошкольном учреждении и семье.
Программа дополнительного образования способствует достижению цели: развитие ре-
бенка в условиях семейного и общественного воспитания в дошкольном учреждении.
В процессе реализации Программы решаются следующие задачи:
укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающих эмоцио -
нальное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей раннего возрас-
та;
формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрос-
лыми и сверстниками;
развитие познавательной сферы, соответствующее возрасту, расширение кругозора,
усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружа-
ющего мира, формирование навыков самообслуживания (раздевание, приветствие,
умывание, еда, прощание);
взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентно-
сти по отношению к собственным детям.
Первая встреча проходит без непосредственного участия детей. Педагоги ДОУ знакомятся
с родителями, заключают договор на предоставление образовательных услуг, проводят первич-
ное анкетирование. Знакомят родителей с образовательной программой дошкольного образова-
ния для адаптационного клуба «Гнездышко»», традициями учреждения, а также особенностями
осуществления воспитательно-образовательного процесса. Затем родителей вместе с детьми
приглашают на групповые встречи, которые проводят специалисты учреждения (музыкальный
руководитель,
воспитатель
по
изобразительной
деятельности,
инструктор
по
физической
культуре) совместно с воспитателями. Встречи проводятся на базе дошкольного образователь-
ного учреждения 2 раза в неделю, в дневное время. Организованная деятельность проводится в
игровой форме, каждые 8–10 минут обязательно следует смена деятельности, что не дает малы-
шам почувствовать усталость. Родители не просто приводят детей в клуб и наблюдают за педа -
гогическим процессом со стороны, а принимают непосредственное активное участие в органи-
зованной деятельности педагогов с детьми. Посещение клуба родителями чрезвычайно важно
как для них самих, так и для педагогов: таким образом родители ощущают личную при-
частность к педагогическому процессу и принимают часть ответственности за успехи малыша
на себя, они узнают больше о развитии своего ребенка, о работе педагогов дошкольного учре -
ждения, начинают испытывать к нему уважение. План мероприятий адаптационной группы со-
ставлен таким образом, чтобы дети и родители могли познакомиться с особенностями работы
по всем четырем направлениям развития малыша:
- физическое развитие: детей упражняют в ходьбе, удержании равновесия, бросании и
ловле, лазанье, прыжках, беге. Главной задачей педагогов является развивать положительный
настрой на занятия физкультурой, тренировать малышей правильно взаимодействовать во время
двигательной деятельности;
- познавательно-речевое развитие: малыши знакомятся с понятиями “количество, форма,
цвет”, учатся группировать предметы, учатся использовать вспомогательные средства, простей-
шие орудия. Действия взрослых направлены на то, чтобы вызвать интерес ребенка к различным
предметам и материалам, желание их исследовать, действовать с ними, учат малышей действо -
вать индивидуально и элементарно взаимодействовать с другими по поводу игрового материала.
Так же педагоги содействуют развитию понимания речи, а также вызыванию речевой реакции.
Пополняют активный словарь малыша на основе расширения представлений об окружающей
действительности;
- социально-личностное развитие: знакомство с правилами поведения в ДОУ; педагоги
знакомят детей с ритуалом приветствия, прощания, учат общаться с окружающими детьми и
взрослыми, при этом педагоги стараются вызвать положительное отношение детей и родителей
к соблюдению необходимых правил поведения в детском коллективе. Педагоги создают условия
для наглядного познания ребенком окружающего мира. Учат детей отражать в игровой деятель -
ности смысловые связи, обыгрывать доступные пониманию сюжеты под руководством взросло-
го, отражая в сюжете отдельные игровые действия;
- художественно-эстетическое развитие: малыши впервые знакомятся с музыкальными
инструментами, учатся слышать музыку, двигаться под музыку; педагоги побуждают детей к
элементарным музыкально-творческим проявлениям; в ходе продуктивной деятельности педа-
гог способствует развитию сенсорных ориентировок, содействует появлению ассоциативных
образов, вызывается интерес к художественному творчеству.
Кроме организованной деятельности педагоги МАДОУ «Мальвина» планируют, организу-
ют и проводят для воспитанников адаптационного клуба развлечения в соответствии с календа-
рем праздников: «Праздник осени», «Новый год», «8 Марта» и др.
Чтобы помочь родителям справиться с возможными трудностями адаптации малыша к
условиям дошкольного учреждения, педагоги муниципального автономного дошкольного об-
разовательного учреждения «Мальвина» дают советы по их предупреждению и преодолению.
При этом учитывается то, что необходимо не только познакомить родителей с теоретическими
аспектами, но научить практическим приемам организации детской деятельности и совместной
деятельности ребенка с взрослым. Педагоги учреждения планируют и используют в работе раз -
личные формы взаимодействия с родителями: анкетирование, устный журнал, круглые столы,
семейные гостиный, день открытых дверей, разрабатывают памятки и буклеты с рекомендация -
ми психологов, музыкальных руководителей, воспитателя по изобразительной деятельности,
инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов.
Работа адаптационного клуба «Гнездышко» проводится с сентября по май каждого года. В
мае подводятся итоги деятельности педагогов клуба, проводится анкетирование родителей (за -
конных представителей) детей, посещающих адаптационный клуб для анализа эффективности и
дальнейшей коррекции деятельности, если возникает необходимость.
Как показывает опыт прошлых лет, подобные группы очень полезны как для детей раннего
дошкольного возраста (для них значительно облегчается процесс адаптации к условиям до -
школьного учреждения) и их родителей, так и для педагогов образовательного учреждения, т.к.
посещая занятия клуба, родители осознают важность дошкольного образования, у педагогов по -
является возможность познакомиться с семьями будущих воспитанников и наладить контакт с
малышами и их родителями на подготовительном этапе. Хочется отметить, что в последнее
время значимость и пользу адаптационных групп, клубов осознают не только работники образо-
вания, но и родители будущих дошколят. И если несколько лет назад сотрудники дошкольного
учреждения «Мальвина» прилагали много сил, чтобы найти семьи, рассказать об адаптацион-
ном клубе, пригласить на ознакомительную встречу, то последние два-три года родители малы -
шей сами ищут возможность посещать адаптационный клуб «Гнездышко», что говорит об эф-
фективности и востребованности данной услуги.
Авторы: Заведующий МАДОУ «Мальвина» Салина Людмила Владимировна, заместитель
заведующего МАДОУ «Мальвина» Каймалова Динара Мурзагалиевна.
Приложение № 1
Режим адаптационного клуба «Гнездышко»
Режимные моменты
Время
Прием детей
11.30-11.45
Игры
11.45-12.00
Организованная детская деятельность
12.00-12.08
12.18 – 12.24
Игры, самостоятельная деятельность. Уход домой.
12.24-13.00
Посещение адаптационного клуба «Гнездышко» осуществляется два раза в неделю: понедель -
ник, среда (с 01 сентября по 31 мая).
Непосредственно-образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю, 72 непосред-
ственно-образовательной деятельности в год.
Вся образовательная деятельность проводится в игровой форме.
Длительность организованной деятельности – не более 8 минут.
Приложение № 2
Учебный план
воспитательно-образовательной работы с детьми адаптационного клуба «Гнездышко»
(с 1,6 до 2 лет)
Образовательные области
Периоды НОД
Кол-во
НОД в
неделю
Длительность
(мин.)
«Физическое развитие»
Развитие движений
2
8
«Познавательное развитие»
Игры – занятия с дидактическим материалом
2
8
«Речевое развитие»
Развитие речи
2
8
«Художественно – эстетическое развитие»
Музыка
2
8
Итого:
8
64 мин.
Приложение № 3
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
с родителями адаптационного клуба «Гнездышко»
для неорганизованных детей раннего возраста
Месяц
Форма проведения
мероприятий
Тема
Ответственные
сен-
тябрь
Анкетирование роди-
телей
«Давайте познакомимся»
Воспитатель
Устный журнал
«Как подготовить ребенка в
детский сад»
Воспитатель
октябрь
Рекомендации
«Не боюсь детского сада»
Педагог-психолог
Рекомендации
«Гигиенические навыки
с малых лет»
Медицинская сестра
Буклет
«Режимные моменты в дет-
ском саду»
Воспитатель
ноябрь
Устный журнал
«Все начинается с игры»
Воспитатель
Буклет
«Играйте вместе с нами»
Инструктор
по физической культуре
декабрь
Круглый стол
«Музыка в жизни ребенка»
Музыкальный
руководитель
январь
Устный журнал
«Влияние уровня развития
мелкой моторики на
формирование речи у до-
школьников»
Воспитатель
февраль
Семейная гостиная
«Такие разные дети»
Педагог-психолог
Устный журнал
«Сенсорное воспитание детей
раннего возраста»
Воспитатель
по изобразительной
деятельности
март
Круглый стол
«Каким я хочу воспитать сво-
его ребенка?»
Воспитатель
апрель
День открытых дверей
«Наш детский сад»
Воспитатель
май
Буклеты
«Мой малыш»
Педагог-психолог
Буклеты
«Игры с водой»
Воспитатель