"Зависимость расположения графиков квадратичных функций от коэффициентов"
Автор: Мезрина Марина Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Овгортская школа-интернат среднего общего образования" Населённый пункт: село Овгорт, ЯНАО Наименование материала: конспект Тема: "Зависимость расположения графиков квадратичных функций от коэффициентов" Раздел: среднее образование
«Зависимость расположения графиков квадратичной функции от коэффициентов»
Разработала учитель математики
МБОУ «Овгортская ШИСОО»
Мезрина Марина Владимировна
Цели урока:
Образовательные: повторение теоретического материала по теме: «Свойства
квадратичной функции»; отработка навыков построения графика квадратичной функции,
зависимость коэффициентов a
,
b
,
c
,
m,
n от расположения графика квадратичной функции,
проверка умений и навыков применять теоретический материал для отыскания
коэффициентов, подготовка к ОГЭ.
Развивающие: развитие умений выявлять закономерности, умение анализировать,
обобщать и делать выводы, развитие навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитание на уроке воли, внимания, упорства для достижения цели,
умения вести диалог, доказывать, аргументировать, умения работать в парах.
Тип урока : урок повторения и систематизации знаний.
Форма проведения : работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал
(карточки с заданиями), карточки-опоры.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Сообщение темы урока, целей и задач. Каждый учащийся получает карточку с заданием,
лист учета знаний с номерами заданий, в котором ставят знак «1» напротив правильно
выполненного задания и знак «0» за неверный ответ.
Лист учета Ф.И.О. ученика
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Задание
№5
Задание
№ 6
1
0
0
1
×
×
2.Актуализация знаний:
Учитель: Мы изучили тему «Квадратичная функция», научились строить график
квадратичной функции, находить ось симметрии параболы, координаты вершины
параболы, сдвиг графика вдоль ось абсцисс, сдвиг вдоль ось ординат. Сегодня мы в
течение одного урока повторим эту тему, обобщим и систематизируем полученные знания,
которые нам помогут научимся обратному действию (необходимого для успешного
выполнения задания №5 из тестов ГИА) – по графику квадратичной функции определять
знаки коэффициентов
а , в , с ,
сдвиг вправо, влево, точку пересечения с осью ординат.
1
Работать будем в парах сменного состава. Но, прежде , чем приступить к решению давайте
вспомним теоретический материал. (Два человека идут к доске и работают за доской ).
Слайд №1
Укажите координаты вершины параболы, направление ветвей, уравнение оси симметрии:
(ответ запишите в таблицу)
y=x
2
-1
y=-2x
2
+5
y=(x-2)
2
y=-3(x+1)
2
- 4
Укажите координаты вершины параболы, направление ветвей, уравнение оси симметрии:
1)y=x
2
-1 ; 2)y=-2x
2
+5; 3)y=(x-2)
2
; 4)y=-3(x+1)
2
- 4.
Ответ: 1) (0;-1); ветви направлены вверх; x=0;
2) (0;5); ветви направлены вниз; x=0;
3) (2;0); ветви направлены вверх; x=2;
4) (-1;-4); ветви направлены вниз; x= -1
Слайд №2
Сколько точек пересечения с осью абсцисс, если D>0, D=0, D<0.
Как вычислить D?
Слайд №3
Вопрос:
№4 Найдите точку пересечения графика функции с осью ординат ( y=c);
Слайд №5
Как найти координаты вершины параболы?
m=
¿
−
b
2a
¿
сдвиг влево на
b
2a
¿
; n=
−
b
2
+
4 ac
4 a
=
−
b
2
−
4 ac
4 a
;(Сдвиг вверх, вниз )
2
3. Работа в парах.
Учитель : Мы повторили необходимый теоретический материал, который поможет вам
при выполнении заданий по карточкам. Если у вас возникнут затруднения вы можете взять
карточку подсказку или обратиться ко мне за помощью.
Самостоятельная работа в парах
Установите соответствие между параметрами a, b, c и нулем и графиками квадратичных
функций. Заполните таблицу укажите ( например a
¿
0,b
<
0
, c
¿
0.
¿
a
b
c
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4 . Проверка самостоятельной работы : (через интерактивную доску)
№1
№2
№3
№4
№5
a
>
0
a
>
0
a
>
0
a
>
0
a
>
0
b
<
0
b
>
0
b
>
0
b
=
0
b
=
0
3
c
>
0
c
>
0
c
>
0
c
>
0
c
=
0
№6
№7
№8
№9
№10
a
<
0
a
<
0
a
<
0
a
<
0
a
<
0
b
=
0
b
<
0
b
<
0
b
>¿
b
>
0
c
>
0
c
=
0
c
>
0
c
>
0
c
<
0
Вопрос: В чем возникла трудность?
Ответ:- При определении знака перед коэффициентом b
Сдвиг квадратичной функции определяется через параметр m
m=
−
b
2a
, сдвиг вправо, если m положителен и
сдвиг влево, если m отрицателен
знак параметра a находится очень легко, зная, это остается только найти знак b
.
Вывод:
b
=…..?
b
=−
m ∙ 2a
Учитель: Итак Чтобы определить знаки коэффициентов квадратичной функции нужно:
карточка- опора.
карточка- опора.
1.
Определить направление ветвей ,
если ветви параболы направлены вверх, то a
¿
0
,
если ветви параболы направлены вниз, то a
¿
0.
2.
Определи точку пересечения параболы с осью (OY )- это коэфф. c
Если парабола пересекает ось (OY) выше оси абсцисс, то
c
>
0
,
Если парабола пересекает ось (OY) ниже оси абсцисс, то
c
<
0
,
3.
Определить сдвиг параболы вдоль оси(OX )вправо m
¿
0,влево m
<
0
m
=
−
b
2a
,
b
=−
m ∙ 2a
4
4.
Проверочная работа – Приложение №3.
Проверка проверочной работы в парах : учащиеся меняются тетрадями и по доске
проверяют ответы.
5.
Итог урока: Итак, сегодня мы повторили свойства графика квадратичной функции,
научились с помощью графика определять знаки коэффициентов a,b,c. Отработали
навыки нахождения координат вершины параболы, выражать из формулы одну
переменную через другую. Дома вы должны будите выполнить аналогичную
работу, а на следующем уроке мы будем выполнять задания из тестов ГИА.
Домашняя работа : Приложение №4.
5