Автор: Иманова Елена Павловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ ИМРСК "Детский сад № 41" Населённый пункт: ПГТ Солнечнодольск Наименование материала: краткосрочный проект Тема: "Дикие животные" Раздел: дошкольное образование
«Дикие животные»
в подготовительной логопедической группе
Название проекта : «Дикие животные наших лесов»
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по
ознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект
направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по
воспитанию бережного отношения к природе.
Цель проекта
:
Создать условия для развития познавательных и творческих
способностей детей в процессе проекта. Сформировать целостное
представление о диких животных, их характерных отличительных
способностях, закрепить понятие «дикое животное».
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни,
питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
2. Обогатить словарь за счет имен существительных ( дупло, берлога, логово,
нора), существительных с суффиксом ИЩ. (усищи, ножищи, лапищи и т.д.);
имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой,
голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.),
Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий,
длинноухий, длинноногий и т. д.), притяжательных прилагательных
(лосиный, ежиный, лисий, волчий и др.)
3. Согласование числительных с существительным
4
.
Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
2. Способствовать развитию просодической стороны речи.
3. Способствовать развитию фонематического восприятия.
4. Развитие навыка связной речи. Развивать связную речь через составление
описательного рассказа о животных.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
2. Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое
отношение к животным, окружающей природе.
Вид проекта: творческий
По - методу информационный, фронтальный
По - содержанию – лес и его обитатели
По - количеству участников – групповой
По - продолжительности краткосрочный
.
Характеристика проекта по длительности : краткосрочный (1 неделя)
1. Введение
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного
процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам.
Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог
– исследователь, поэтому мы педагоги – практики включилась в активную
поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность,
создание нового педагогического опыта. Мы, считаем, что метод проектов –
один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-
образовательном процессе детских садов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей,
педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном
пространстве, организовывать процесс познания, который должен
завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике мы
решили использовать: нормативную проектную деятельность.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие
требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития.
Таким образом , актуальность данного проекта обусловлена:
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни,
повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они
готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют
описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют
образовывать сложные слова, аграмматизмы в речи.
Задачи для детей:
Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные,
речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности
ребенка.
Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное
отношение к природе.
Задачи для родителей:
создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных
процессов ребенка,
использовать знания детей, приобретенные на занятиях в детском
саду,
уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные
цели.
Задачи для педагогов:
развивать социально-профессиональную компетентность и личностный
потенциал.
Участники проекта:
1.
Педагоги: логопед, воспитатели группы.
2.
Дети подготовительной группы.
3.
Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта: 1 неделя
Ожидаемый результат в
процессе взаимодействия педагог – дети -
родители в реализации проекта:
Дети:
овладевают знаниями о диких животных; обогащение пассивного и
активного словарного запаса;
проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе ;
возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности,
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и
сотрудничества с ребенком в семье;
повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве
возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения
стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Сроки реализации : 3-я неделя ноября
Основные направления реализации проекта:
1) Познание: «Дикие животные наших лесов»;
2) Чтение художественной литературы «Теремок»
3) Аппликация «
4) Рисование «
5) Логопедическое фронтальное занятие «Дикие животные», с
использованием драматизации сказки «Теремок;
6) Домашнее задание для детей и родителей – совместное рисование
(разукрашивание) в нетрадиционной технике животного леса с составлением
описательного рассказа о нем. Лексико-грамматические игры по лексической
теме.
Предварительная работа:
1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатная игра с
элементами драматизации сказки «Теремок» , дидактических игр, игрушек
диких животных, материалов для игр.
2)Подготовка к итоговому фронтальному логопедическому занятию «Дикие
животные наших лесов». Подбор методической литературы, художественной
литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей
Участие родителей в проекте:
1) Разучивание стихотворений с детьми, работа по заданию логопеда в
индивидуальных дневниках по карточкам с речевым материалом.
2) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование –
разукрашивание дикого животного в нетрадиционной технике).
Участие логопеда и воспитателей группы в проекте:
1) Сбор информации;
2) Поиск методической литературы; разработки конспектов занятий, бесед;
пополнение группы игровым материалом , подготовка к занятиям с
использованием сюрпризных моментов.
3) Работа с родителями:
1. Привлечь родителей к сбору информации для создания красочной
странички « Наши друзья-дикие животные» в индивидуальных дневниках .
2. Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о лесных
животных.
3. Консультация для родителей «Дикие животные».
4. Папка-передвижка «Логопед советует»
4) Работа с детьми :
Форма постановки:
-использование сюрпризного момента, загадки, игры, настольный театр ,
инсценированние сказки о животных.
Дидактические игры:
1. «Чья мама? »;
2. ««Угадай, кто я? »;
3. «Кто где живет? »;
4. «У кого какое жилище? »;
5. «Помоги животным подготовиться к зиме»;
6. «Собери картинку»;
Подвижные игры:
1. «У медведя во бору»;
2. «Зайка беленький сидит»;
3. «Лиса в курятнике»;
4. «Волк и зайцы»;
Рассказ воспитателя о диких животных
«В зимнем лесу»
«Как животные готовятся к зиме».
Выставка работ детей
Чтение художественной литературы:
А. Прокопьев «Белка»;
«Сказка про храброго Зайца – длинные уши», С. Козлов;
«Приключение Мишки – Ушастика», И. Янчарский;
«Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»;
«В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»;
«Лиса Патрекеевна», р. н. с., обр. К. Ушинский;
«Волчишко», Е. Чарушин:
«У страха глаза велики», р. н. с.
Продукты используемы воспитателями группы в проектной деятельности:
1) Лепка «Грибочки и орешки для белочки»
2) Рисование «Медвежата»
3) Рисование «Колосок для мышки»
4) Рисунки «Кто что ест?», «Узнай по контуру»
5) Аппликация «В лесу»
Этапы работы над проектом:
Понедельник:
1) Познание «Дикие животные наших лесов»
2) Гость группы белка
3) Физминутка «Медвежата»
4) Физкультминутка «Звериная зарядка»
5) Игры «Кто где?», «Кто спрятался?», «Четвёртый лишний»
Вечером:
1) Игра «Кто что ест?»
2) Игра «Угощение для наших друзей!»
2) Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»
Вторник:
1) РЭМП «Сравнение по высоте» - упражнять в счете в пределах 3, сравнение
диких животных по высоте, учить составлять елку из 3- х треугольников
(высокую и низкую)
2) Настольно – печатная игра «Кто где живет?»
Вечером:
1) Дидактическая игра «Назови жилище»
2) Сюжетно – ролевая игра «Строим дом для зайчика»
Среда:
1) Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как звери готовятся к
зиме», беседа по содержанию рассказа;
2) Игра «Прятки» (ориентировка в пространстве)
Вечером:
Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям
Четверг:
1) Познание «Теремок» (пересказ сказки) – упражнять детей в умении
драматизировать сказку, пересказывать близко к тексту.
2) Конструирование «Теремок для всех зверей»
Вечером:
1) Беседа «Разная осень» Рассматривание картин.
2) Беседа по картине «Золотая осень»
Пятница:
1) Фронтальное логопедическое занятие «Дикие животные наших лесов» с
приглашением родителей для просмотра занятия.
Вечером:
1) Чтение рассказа «» автор (беседа по содержанию)
2) Игра с массажными шариками «Мой колючий ёж»
2) Игровая ситуация «Медвежата потерялись»
Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на
самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры
различные игрушки диких животных и пытаются осуществлять ролевой
диалог;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия
педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации
проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать перспективу проекта “Животные жарких стран” , создать
«Книгу джунглей» с условными цветовыми или иными рисунками и
обозначениями.
Приложение 1
Конспект фронтального логопедического занятия
в подготовительной группе
Лексическая тема : «
Дикие животные наших
лесов.»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных
прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.
2. Согласование числительных с существительным
3
.
Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
2. Способствовать развитию просодической стороны речи.
3. Способствовать развитию фонематического восприятия.
4. Развитие навыка связной речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок»,
игровое поле, демонстрационный материал :рисунки частей животных.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Теремок»
2. Рассматривание иллюстраций о животных
3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент:
- Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы. Сегодня мы
получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней.
(Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.)
1. Живёт в норке, грызёт корки
Короткие ножки, боится кошки(мышь)
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой(медведь)
3.Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный(волк)
4.Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы?(заяц)
5. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней(лиса)
6.Скачет зеленая зверушка
Не рот, а ловушка
Попадут в ловушку
И комар и мушка(лягушка)
Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»
2.
Сообщение темы занятия
- Из какой сказки эти герои? Теремок.
- Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад.
Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка)
3.
Расширение словаря по теме.
ЛОГОПЕД
:
Стоит в поле теремок
Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:
РЕБЕНОК : -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?
ЛОГОПЕД : - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка,
медведь, заяц, еж. ( Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т.д.)
- Вошла мышка и стала там жить.
4. Согласование существительных с числительными
ЛОГОПЕД
: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и
проквакала:
РЕБЁНОК: - ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе
жить.
ЛОГОПЕД: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом
1, 2, 32 ( 1 лось, лиса и т.д.) -
Вошла лягушка и стала там жить.
5.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и
спрашивает:
РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.
ЛОГОПЕД : Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково.
( Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось….,
кабан…)
- Вошёл зайчик и стал там жить.
6. Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»
Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)
Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)
-здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)
-здравствуй, белочка-сестричка!
-здравствуй, серенький волчонок!
-здравствуй, беленький зайчонок!
-и колючий брат-ежонок.
7.Образование притяжательных прилагательных
ЛОГОПЕД:
Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и
спрашивает:
РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.
ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты.
( Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т.д. (по картинкам))
- Вошла лисичка и стала там жить.
8. Употребление сложных прилагательных
ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и
спрашивает:
РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.
ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.
Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,
У зайца уши длинные – длинноухий,
У белки рыжий хвост – рыжехвостая,
У медведя короткий хвост – короткохвостый.
У ежа острый нос – остроносый,
У зайца косые глаза – косоглазый,
У лося длинные ноги – длинноногий.
-
Вошел волк и стал там жить.
9. Образование существительных с суффиксом –ищ
Работа над просодикой речи
ЛОГОПЕД: Теперь садимся тише, тише –
Притихнем в норках словно мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где искать – не знал.
Увидел теремок и прорычал:
РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе.
ЛОГОПЕД: пущу, если ребята скажут у кого что?
У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,
У медведицы лапы, у…
У зайчихи уши…
У лисицы хвост…
у лосихи рога…
у ежихи когти…
у волчицы зубы…
- Вошёл медведь в теремок и стал там жить.
10 . Составление рассказа-описания
ЛОГОПЕД:
Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось
помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме
Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.
Медведь дикое животное.
Медведь живет в берлоге.
У медведя детёныши – медвежата.
Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.
11.
Итог занятия
Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке. Понравилась
вам сказка?
Давайте споём песню о дружбе (приглашаем родителей в круг)