Напоминание

"Дикие животные"


Автор: Иманова Елена Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ ИМРСК "Детский сад № 41"
Населённый пункт: ПГТ Солнечнодольск
Наименование материала: краткосрочный проект
Тема: "Дикие животные"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРОЕКТ

«Дикие животные»
в подготовительной логопедической группе

Название проекта
: «Дикие животные наших лесов»
Краткое описание проекта:
данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию бережного отношения к природе.
Цель проекта

:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Сформировать целостное представление о диких животных, их характерных отличительных способностях, закрепить понятие «дикое животное». Задачи проекта:
Образовательные:
1. Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу. 2. Обогатить словарь за счет имен существительных ( дупло, берлога, логово, нора), существительных с суффиксом ИЩ. (усищи, ножищи, лапищи и т.д.); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.), Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий, длинноухий, длинноногий и т. д.), притяжательных прилагательных (лосиный, ежиный, лисий, волчий и др.) 3. Согласование числительных с существительным 4 . Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. 2. Способствовать развитию просодической стороны речи. 3. Способствовать развитию фонематического восприятия. 4. Развитие навыка связной речи. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников. 2. Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
Вид проекта:
творческий По - методу информационный, фронтальный По - содержанию – лес и его обитатели По - количеству участников – групповой По - продолжительности краткосрочный
.
Характеристика проекта по длительности
: краткосрочный (1 неделя)


1. Введение
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому мы педагоги – практики включилась в активную поисковую, инновационную деятельность. В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Мы, считаем, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно- образовательном процессе детских садов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике мы решили использовать: нормативную проектную деятельность. В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Таким образом
, актуальность
данного проекта обусловлена: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова, аграмматизмы в речи.
Задачи для детей:
 Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.  Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.
Задачи для родителей:
 создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка,  использовать знания детей, приобретенные на занятиях в детском саду,
 уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Задачи для педагогов:
 развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта:
1. Педагоги: логопед, воспитатели группы. 2. Дети подготовительной группы. 3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта:
1 неделя
Ожидаемый результат в

процессе взаимодействия педагог – дети -

родители в реализации проекта:

Дети:
 овладевают знаниями о диких животных; обогащение пассивного и активного словарного запаса;  проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе ;  возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности,
Родители:
 обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;  повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги:
проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Сроки реализации
: 3-я неделя ноября Основные направления реализации проекта: 1) Познание: «Дикие животные наших лесов»; 2) Чтение художественной литературы «Теремок» 3) Аппликация « 4) Рисование « 5) Логопедическое фронтальное занятие «Дикие животные», с использованием драматизации сказки «Теремок; 6) Домашнее задание для детей и родителей – совместное рисование (разукрашивание) в нетрадиционной технике животного леса с составлением описательного рассказа о нем. Лексико-грамматические игры по лексической теме.
Предварительная работа: 1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатная игра с элементами драматизации сказки «Теремок» , дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр. 2)Подготовка к итоговому фронтальному логопедическому занятию «Дикие животные наших лесов». Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей Участие родителей в проекте: 1) Разучивание стихотворений с детьми, работа по заданию логопеда в индивидуальных дневниках по карточкам с речевым материалом. 2) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование – разукрашивание дикого животного в нетрадиционной технике). Участие логопеда и воспитателей группы в проекте: 1) Сбор информации; 2) Поиск методической литературы; разработки конспектов занятий, бесед; пополнение группы игровым материалом , подготовка к занятиям с использованием сюрпризных моментов. 3) Работа с родителями: 1. Привлечь родителей к сбору информации для создания красочной странички « Наши друзья-дикие животные» в индивидуальных дневниках . 2. Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о лесных животных. 3. Консультация для родителей «Дикие животные». 4. Папка-передвижка «Логопед советует» 4) Работа с детьми : Форма постановки: -использование сюрпризного момента, загадки, игры, настольный театр , инсценированние сказки о животных. Дидактические игры: 1. «Чья мама? »; 2. ««Угадай, кто я? »;
3. «Кто где живет? »; 4. «У кого какое жилище? »; 5. «Помоги животным подготовиться к зиме»; 6. «Собери картинку»; Подвижные игры: 1. «У медведя во бору»; 2. «Зайка беленький сидит»; 3. «Лиса в курятнике»; 4. «Волк и зайцы»; Рассказ воспитателя о диких животных «В зимнем лесу» «Как животные готовятся к зиме». Выставка работ детей Чтение художественной литературы: А. Прокопьев «Белка»; «Сказка про храброго Зайца – длинные уши», С. Козлов; «Приключение Мишки – Ушастика», И. Янчарский; «Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»; «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»; «Лиса Патрекеевна», р. н. с., обр. К. Ушинский; «Волчишко», Е. Чарушин: «У страха глаза велики», р. н. с. Продукты используемы воспитателями группы в проектной деятельности: 1) Лепка «Грибочки и орешки для белочки» 2) Рисование «Медвежата» 3) Рисование «Колосок для мышки»
4) Рисунки «Кто что ест?», «Узнай по контуру» 5) Аппликация «В лесу» Этапы работы над проектом: Понедельник: 1) Познание «Дикие животные наших лесов» 2) Гость группы белка 3) Физминутка «Медвежата» 4) Физкультминутка «Звериная зарядка» 5) Игры «Кто где?», «Кто спрятался?», «Четвёртый лишний» Вечером: 1) Игра «Кто что ест?» 2) Игра «Угощение для наших друзей!» 2) Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка» Вторник: 1) РЭМП «Сравнение по высоте» - упражнять в счете в пределах 3, сравнение диких животных по высоте, учить составлять елку из 3- х треугольников (высокую и низкую) 2) Настольно – печатная игра «Кто где живет?» Вечером: 1) Дидактическая игра «Назови жилище» 2) Сюжетно – ролевая игра «Строим дом для зайчика» Среда: 1) Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», беседа по содержанию рассказа; 2) Игра «Прятки» (ориентировка в пространстве) Вечером: Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям Четверг:
1) Познание «Теремок» (пересказ сказки) – упражнять детей в умении драматизировать сказку, пересказывать близко к тексту. 2) Конструирование «Теремок для всех зверей» Вечером: 1) Беседа «Разная осень» Рассматривание картин. 2) Беседа по картине «Золотая осень» Пятница: 1) Фронтальное логопедическое занятие «Дикие животные наших лесов» с приглашением родителей для просмотра занятия. Вечером: 1) Чтение рассказа «» автор (беседа по содержанию) 2) Игра с массажными шариками «Мой колючий ёж» 2) Игровая ситуация «Медвежата потерялись»
Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:  возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки диких животных и пытаются осуществлять ролевой диалог;  считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать перспективу проекта “Животные жарких стран” , создать «Книгу джунглей» с условными цветовыми или иными рисунками и обозначениями.

Приложение 1

Конспект фронтального логопедического занятия

в подготовительной группе

Лексическая тема :
« Дикие животные наших лесов.»
Цель:
Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.
Задачи:

Образовательные:
1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ. 2. Согласование числительных с существительным 3 . Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. 2. Способствовать развитию просодической стороны речи. 3. Способствовать развитию фонематического восприятия. 4. Развитие навыка связной речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников. 2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок», игровое поле, демонстрационный материал :рисунки частей животных.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Теремок» 2. Рассматривание иллюстраций о животных 3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края
ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент:
- Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы. Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней. (Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.) 1. Живёт в норке, грызёт корки Короткие ножки, боится кошки(мышь) 2. Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой(медведь)
3.Кто зимой холодной Ходит злой, голодный(волк) 4.Что за зверь лесной Встал как столбик под сосной И стоит среди травы- Уши больше головы?(заяц) 5. Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней(лиса) 6.Скачет зеленая зверушка Не рот, а ловушка Попадут в ловушку И комар и мушка(лягушка) Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»
2.

Сообщение темы занятия
- Из какой сказки эти герои? Теремок. - Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка)
3.

Расширение словаря по теме.
ЛОГОПЕД : Стоит в поле теремок Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает: РЕБЕНОК : -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить? ЛОГОПЕД : - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж. (
Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т.д.)
- Вошла мышка и стала там жить.
4. Согласование существительных с числительными
ЛОГОПЕД : Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала:
РЕБЁНОК:
- ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 2, 32 (
1 лось, лиса и т.д.)
- Вошла лягушка и стала там жить. 5.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными

суффиксами.
ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД : Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково. (
Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось….,


кабан…)
- Вошёл зайчик и стал там жить.
6. Физминутка:
Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка» Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы) Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку) Весною он проснулся, (тянут руки вверх) Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются) -здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы) -здравствуй, белочка-сестричка! -здравствуй, серенький волчонок! -здравствуй, беленький зайчонок! -и колючий брат-ежонок.
7.Образование притяжательных прилагательных
ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты. (
Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т.д. (по картинкам))
- Вошла лисичка и стала там жить. 8.
Употребление сложных прилагательных
ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.
Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий.
- Вошел волк и стал там жить.
9. Образование существительных с суффиксом –ищ
Работа над просодикой речи ЛОГОПЕД: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в норках словно мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где искать – не знал.
Увидел теремок и прорычал: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята скажут у кого что?
У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…
- Вошёл медведь в теремок и стал там жить.
10
.
Составление рассказа-описания
ЛОГОПЕД: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.
Медведь дикое животное.

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

11.

Итог занятия

Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке. Понравилась

вам сказка?

Давайте споём песню о дружбе (приглашаем родителей в круг)


В раздел образования