Напоминание

Дизайн развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.


Автор: Онос Мария Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 "Солнышко"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Дизайн развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дизайн развивающей

предметно-пространственной среды в ДОО.

Актуальность

данной

темы

заключается
в необходимости обеспечения современного качества дошкольного образования по информационной и материальной насыщенности (чего у нас очевидно не достаточно), осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду, а значит, развитие дошкольника во многом зависит от дизайнерской организации развивающей предметно – пространственной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: -охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. -формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности Дизайн среды имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Здесь всё имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками. Г.Н. Пантелеев указывает на то, что «детский дизайн» отвечает фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, развивающей предметно- пространственной среды. Рассмотрим, что такое развивающая предметно-пространственная среда: Так как дизайн интерьера, влияет на их психологическое развитие, мы поставили перед собой
задачу
сделать дизайн ярким, интересным, эмоциональным, мобильным, что бы он помог обеспечить психологическую защищенность, гармоничное развитие ребенка и его способностей, возможность овладения разными способами деятельности, создать эмоционально положительную атмосферу. Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. В нашем помещении организованы центры: Центр двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть массажные коврики, мячи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения
подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки Центр конструктивно-строительных игр. В зоне конструктивно-строительных собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания Игровой центр «Жилая комната». Так как основной вид деятельности у дошкольников — игровой в данном центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в самодеятельной игре – экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, происходит не только знакомство детей со свойствами различных предметов и материалов, но и идет закрепление элементарных представлений о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Центр расположен так, что дети могут к нему подходить со всех сторон. Центр развивающих игр (направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно- дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры. Центр чтения и рассматривания иллюстрации. Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в зоне любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных, сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию. Дошкольники любят, когда читают с ними книги и рассматривают картинки, поэтому здесь много книг по программе. Театрально – музыкальный центр. Дети в восторге от нашего музыкально-театральной центра . Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Мы стараемся знакомить с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Имеется фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча с куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу Центр художественно – творческой деятельности (лепка, рисование). Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. Центр (уголок) уединения. Любят дети уголок уединения, в котором можно посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.
Каждый предмет в наших зонах несет определенные сведения об окружающем мире. Наша группа – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда в определенном дизайнерском решении. В группе меняются, заменяются элементы интерьера, выставляются в уголках новые игрушки, привлекая тем самым внимание малышей к новым красивым вещам. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у них художественно-эстетического развития, инициативности, творческого воображения. Таким образом
«
Дизайн предметно-пространственной среды является главным средством формирования интереса у детей дошкольного возраста к эстетической стороне окружающей действительности
».


В раздел образования