Дизайн развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Автор: Онос Мария Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 "Солнышко" Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Дизайн развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Раздел: дошкольное образование
заключается в
необходимости
обеспечения
современного качества дошкольного образования по информационной и материальной
насыщенности
(чего
у
нас
очевидно
не
достаточно),
осуществление
полноценного
развития и эмоциональное благополучие каждого ребенка, получение воспитанниками
опыта
широкого
эмоционально-практического
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Большую
часть
времени
ребенок
проводит
в
детском
саду,
а
значит,
развитие
дошкольника во многом зависит от дизайнерской организации развивающей предметно –
пространственной среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
направлен на решение следующих задач:
-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
-формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности
ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности
Дизайн среды имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка –
это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды
деятельности.
Здесь
всё
имеет
значение:
цвет
стен,
мебель,
разделение
пространства
на
функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка,
уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Г.Н.
Пантелеев
указывает
на
то,
что
«детский
дизайн»
отвечает
фундаментальным
педагогическим
задачам:
они
формируют
эстетику
среды,
окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Таким
образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, развивающей
предметно- пространственной среды.
Рассмотрим, что такое развивающая предметно-пространственная среда:
Так как дизайн интерьера, влияет на их психологическое развитие, мы поставили перед
собой задачу сделать дизайн ярким, интересным, эмоциональным, мобильным, что бы он
помог обеспечить психологическую защищенность, гармоничное развитие ребенка и его
способностей,
возможность
овладения
разными
способами
деятельности,
создать
эмоционально положительную атмосферу.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
является
основным
средством
развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
В нашем помещении организованы центры:
Центр двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей
при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть
массажные
коврики,
мячи,
мячи
для
метания,
кольца,
атрибуты
для
проведения
подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики –
флажки, погремушки
Центр конструктивно-строительных игр. В зоне конструктивно-строительных собраны
технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать
кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки,
коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных
цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания
Игровой центр «Жилая комната». Так как основной вид деятельности у дошкольников
— игровой в данном центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими
их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и
учатся
действовать
с
ними.
А
затем
переносят
полученные
знания
и
навыки
в
повседневную жизнь
Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в самодеятельной игре –
экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя
игры с песком и водой, происходит не только знакомство детей со свойствами различных
предметов и материалов, но и идет закрепление элементарных представлений о форме,
величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Игры с водой вызывают
положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Центр
расположен так, что дети могут к нему подходить со всех сторон.
Центр развивающих игр (направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой
моторики,
воображения.
Комплектация:
матрёшки
с
вкладышами,
вкладыши
разной
формы,
набор
палочек
разных
цветов,
игрушки-шнуровки
разного
вида,
сюжетно-
дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным
темам, настольно-печатные игры.
Центр чтения и рассматривания иллюстрации. Так как развитие активной речи является
основной задачей развитие детей, то в зоне любимой книги и развития речи подобраны
наборы предметных, сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию.
Дошкольники любят, когда читают с ними книги и рассматривают картинки, поэтому
здесь много книг по программе.
Театрально – музыкальный центр. Дети в восторге от нашего музыкально-театральной
центра . Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много
радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у
малыша. Мы стараемся знакомить с различными видами театра, что бы каждый ребенок
мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Имеется
фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча с куклой
помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу
Центр художественно – творческой деятельности (лепка, рисование). Ранний возраст,
наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке
изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты,
пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти.
Центр (уголок) уединения. Любят дети уголок уединения, в котором можно посидеть с
любимой игрушкой и просто отдохнуть.
Каждый предмет в наших зонах несет определенные сведения об окружающем мире.
Наша
группа
–
это
не
только
игрушки,
но
и
вся
окружающая
ребенка
среда
в
определенном
дизайнерском
решении.
В
группе
меняются,
заменяются
элементы
интерьера,
выставляются
в
уголках
новые
игрушки,
привлекая
тем
самым
внимание
малышей
к
новым
красивым
вещам.
Внесение
элементов
новизны
в
привычную
обстановку,
привлечение
к
ее
преобразованию
детей,
способствуют
развитию
у
них
художественно-эстетического развития, инициативности, творческого воображения.
Таким образом « Дизайн предметно-пространственной среды является главным
средством формирования интереса у детей дошкольного возраста к эстетической стороне
окружающей действительности
».