Напоминание

"Применение проектного метода обучения на уроках технологии"


Автор: Лямина Алеся Олеговна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ№31 с УИП ХЭП"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Применение проектного метода обучения на уроках технологии"
Раздел: среднее образование





Назад





Применение проектного метода обучения на уроках технологии.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно - следственные связи. А это и есть ключевые компетенции учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Педагогические основания - свободное воспитание, опора на индивидуальный опыт ребенка, поисковая, исследовательская ориентация. Психологические основания - гуманистическая психология; естественная потребность ребенка в познании, исследовании окружающей среды и её преобразовании. Подход к ребенку – гуманно - личностный. Способ организации учебного процесса - коллективный, система малых групп, индивидуальная деятельность. Ведущие методы познания - экспериментальные, проблемно- поисковые, исследовательские, проективные. Содержание при проектном обучении - предметное, междисциплинарное, интегрированное, надпредметное знание (например, естествознание, обществознание, мировая культура, экология, география, и т. д.). Все они преследуют цель осознания учащимися связей между учебными предметами и окружающим миром посредством соединения знаний и опыта критического оценивания действительности.
Знание становится: - способом вхождения в культуру и осознания себя в культурном пространстве; - средством организации деятельностного творчества, социальной вовлеченности; - средством самоопределения личности. - ключевые компетенции – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту деятельности. - специальные компетенции описывают способность выполнять определенную деятельность внутри какой-либо области деятельности -компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Этапы выполнения проекта
I.
Поисково-исследовательский
: На этом этапе широко используются исследовательские методы: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждения методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. 1. Анализ проблемы или темы предложенного проекта. Краткая формулировка задачи. В проектной папке описываются обстоятельства, которые привели к осознанию проблемы и побудили проектанта искать новые знания или способы действия, решения проблемы. Обосновывается актуальность выбора темы, формулируется планируемый результат, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Кратко и четко формулируется задача, возникшая в проблемной ситуации и решаемая в ходе выполнения проекта. Учащимся необходимо ответить на следующие вопросы: • какое изделие планируется разработать и изготовить? • для чего оно предназначено? • какие потребности человека будут удовлетворены? • для кого предназначено изделие? 2. Определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и
навыков для осуществления проекта. В этой части учащиеся отвечают на вопросы: • что нужно знать? • что нужно уметь? • что нужно иметь для успешного выполнения проекта? Возможно использование метода мозгового штурма. 3. Составление плана работы. На этом этапе целесообразно составить с помощью учителя план работы по реализации проекта, четко определить обязанности и ответственность каждого за выполнение проекта в целом, если в проекте принимают участие несколько человек. 4. Сбор, изучение необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников. Описывается собранный, изученный и обработанный материал, необходимый для решения проблемы; можно представить историческую справку. Указываются различные источники информации. Определение критериев (характеристик), которым должно соответствовать проектируемое изделие, чтобы удовлетворить потребности пользователя. Составление дизайн-спецификации. Дизайн-спецификация – это перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы удовлетворить потребности пользователя.
Критерии:
Спецификация: Что это за изделие? Для кого предназначено? Функциональное назначение: Какие потребности будут удовлетворены? Из какого материала? Внешний вид (стиль, цвет, отделка и т.д.): Какие дополнительные материалы используются? Инструменты и приспособления; Сложность изготовления (способы изготовления); Какие требования охраны труда необходимо соблюдать при изготовлении?
Другие требования: Ориентировочная стоимость. 6. Исследование вариантов конструкции изделия, свойств материалов, их прочности, доступности, возможности обработки в условиях мастерских, технологии изготовления различных узлов и деталей изделия, отделки. Представляется разработка не менее трех вариантов решения проблемы. По каждому варианту дается: • эскиз или чертеж, • необходимые пояснения по конструкции, материалам, соединениям и т.п. На этом этапе можно использовать метод морфологического анализа, касающийся внешнего вида и строения проектируемого объекта. При применении этого метода в проектируемом изделии выделяется группа основных признаков внешнего вида и строения проектируемого объекта. Для каждого признака устанавливают возможные варианты его исполнения. Комбинируя между собой возможные варианты, можно получить множество решений, из которых будет выбрать несколько решений, представляющих наибольший интерес. 7.Можно подсчитать число возможных вариантов подушки: 4×4×4×4×4 = 1024. Суть метода заключается в построении таблицы возможных вариантов (так называемой морфологической таблицы) и в выборе из всего множества получаемых комбинаций наиболее подходящего и лучшего варианта. 8. Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия. Дается обоснование выбранного варианта на основе анализа разработанных идей. На этом этапе применяется дизайн-анализ нескольких, наиболее приемлемых вариантов изделия. Дизайн-анализ – это метод исследования позволяющий оценить изделия. Дизайн-анализу подлежат физические качества предмета (форма, цвет, размер, вкус и т.д.) и качества предмета на взгляд пользователя (удобство, назначение, внешний вид и т.д.). Все дизайн-решения – плод компромисса между 5 элементами: формой, назначением, используемыми материалами, способом изготовления, стоимостью
изготовления, последствиями для окружающей среды и социальными последствиями. 9.Критерии можно взять из дизайн-спецификации. Исследуя характеристики моделей, удобно использовать балльную систему. В конце подсчитывается количество баллов, набранных каждой идеей. Необходимо сравнить модели по предложенным характеристикам и сделать вывод. В результате дизайн-анализа делается вывод: что хорошо, что плохо, что следует изменить. Выбрать наиболее оптимальный вариант. Очень полезным является мнение других людей о предлагаемых идеях. II.
Технологический:
На этом этапе происходит практическая реализация проекта под руководством учителя, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями мастерских. Учителю необходимо иметь образцы конструкторской и технологической документации (чертежи, инструкционные, технологические карты). На создание изделия следует отводить примерно 70% времени. 1. Составление конструкторской и технологической документации. В описательной части проекта представляют: • эскизы, рисунки; • чертежи, шаблоны, лекала, схемы; • подбор материалов; • подбор инструментов и оборудования; • инструкции по охране труда; • технологические, инструкционные карты. Для большей наглядности, в инструкцию могут быть включены фотографии поэтапного выполнения всех операций. Документация должна быть представлена в таком объеме, чтобы по ней можно было изготовить обозначенное изделие. 2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия. 3. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. 4. Соблюдение технологической дисциплины, правил безопасной работы,
культуры труда. 5. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций. III
. Заключительный:
На этом этапе происходит оценка качества реализации проекта (изготовление объекта труда). 1. Экономическая оценка проекта. В экономической части представляется расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. В экономическом расчете необходимо определить себестоимость проектируемого изделия, рассчитать прямые материальные затраты на покупку основных и дополнительных материалов, а также рассчитать косвенные затраты на расход электроэнергии при работе на оборудование, на освещение, сравнив сумму затрат с ценой готового изделия такого же типа. В результате можно определить экономию средств. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия. Оформление листа расчета может быть выполнено в различных формах: • в виде текста; • в виде формулы; • в виде таблицы. 2.Экологическая оценка проекта. Задачей учителя на этом этапе является создание безопасной среды для экспериментирования и самостоятельного обучения. В проектной папке необходимо обосновать выбор всех используемых материалов с точки зрения экологии и валеологии, т.е. используемые материалы рассматриваются во взаимодействии с окружающей средой и со здоровьем человека. В экологической оценке проекта необходимо обосновать, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений жизнедеятельности человека. При этом рассматривается состав материала, гигиенические, технологические свойства, возможная утилизация отходов, упаковки, эксплуатация окружающей среды. 3. Анализ результатов выполнения проекта, испытание его на практике, защита.
При защите проекта учащиеся должны представить материалы, отражающие все этапы работы над проектом: дизайн – папку или альбом проектной деятельности, а также изделие в полном объеме. Для защиты проекта учащемуся необходимо составить небольшое выступление, в котором он коротко описывает и анализирует свой проект. Оценка проекта включает: • изложение полученных результатов; • вывод (насколько изделие удовлетворяет потребности, сформулированные в проблеме); • самооценку проделанной работы; • самоанализ достоинств и недостатков проекта; • оценку руководителя проекта (общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей). Анализируя свою работу, учащиеся отвечают на вопросы: Правильно ли сформулирована задача? Было ли исследование хорошо спланировано? Разнообразны ли были идеи? Обосновано ли было решение при выборе одной из них? Была ли полной проработка выбранной идей? Хорошо ли был спланирован процесс изготовления? Соответствует ли изделие запланированному варианту? Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше? Что могло бы быть сделано иначе, если бы вы снова начали разрабатывать это изделие? 4. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов. Работа над проектом – это творческий процесс и, естественно, в ходе работы над проектом на разных этапах в него могут быть внесены изменения, поправки, уточнения. Не стоит воспринимать учебное проектирование, как некий алгоритм, точно соблюдая этапы которого, можно автоматически достичь поставленных целей.
1. Громова Т. Проектная деятельность в учебном процессе / Т.Громова, О.Быкова / Учитель, 2006. 2. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть I / Под ред. П.Р.Атутова. – М.: ИОСО РАО, 1997. 3. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2 / Под ред. П.Р.Атутова. – М.: ИОСО РАО, 1998. 4. Карачаев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся / Школа и производство, 1997, №2. 5. Картер Ф. Развивайте интеллект: Упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта / Ф.Картер, К.Рассел. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.


В раздел образования