Напоминание

"Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"


Автор: Проценко Валентина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Подгоренская СОШ №1
Населённый пункт: пгт. Подгоренский, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад





Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

русского языка и литературы
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить во время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшем в жизни. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый образ жизни:  благоприятное социальное окружение;  духовно-нравственное благополучие;  оптимальный двигательный режим (культура движений);  закаливание организма;  рациональное питание;  личная гигиена;  отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);  положительные эмоции.

Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на
внеурочные модули
: элективные курсы, спецкурсы, факультативы, классные часы, многоуровневые воспитательные проекты и т.д. Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополнительное образование, нередко оборачивается проблемами, на решение которых, собственно, и направлены здоровьесберегающие технологии: усилением интеллектуальной нагрузки, психоэмоциональной усталостью, повышенной утомляемостью ребёнка и, как следствие, снижением его учебной и социальной мотивации. Это обращает учителя-предметника к поиску возможностей использования здоровьесберегающих технологий именно
в процессе урока
. Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные,
физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие

эмоционального

напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов (н-р при изучении «Песни о вещем Олеге» дается историч. справка о герое). Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. (Например, сопоставление произведений литературы и живописи или музыки). Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Комплексное

использование

личностно-ориентированных

технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно- ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии, ТРКМ. Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь
ИКТ
, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий
характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с ЦОР. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
В

рамках

технологии

развивающего

творческого

обучения
я предлагаю следующий метод, способствующий развитию воссоздающего воображения и снятию напряжения на уроках, психологической разгрузки. Создание ассоциаций: «Когда я произношу слово ..., то представляю...». Лучше, конечно, если данная работа будет проводиться письменно, но можно и устно. Тогда ассоциации записываются на доске в виде солнца, цветка и т.п. Результаты не обсуждаются, а просто заслушиваются. Естественно, необходима словесная оценка. Ребятам очень важно услышать об уникальности их ответа, многим достаточно просто услышать: «Хорошо, интересно, необычно». Большим плюсом является именно зачитывание полученного текста. Таким образом можно избавиться от отрицательных эмоций, с которыми ребенок пришел на урок. Но если у ребенка нет желания делиться публично, то настаивать не надо. Система творческих заданий включает в себя сочинения-миниатюры, дифференцированные задания, составление схем, раскрытие смысла эпиграфа, цитаты, составление характеристик героев, составление вопросов автору (герою), создание своих, оригинальных текстов. Например, составьте анкету литературного героя, изучите две части речи и выпишите общие и особенные признаки, составьте страницу энциклопедии о творчестве писателя, поэта, внедрите героя из одного произведения в другое, поместите героя в необычное место действия, измените финал рассказа.
Главным условием ТРКМ
является свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне ее. А не это ли является залогом создания психологического комфорта на уроке. Когда ученик может высказать свою точку зрения, прийти к решению только известным ему способом, поделиться с другими. Ценность новой технологии состоит в наличии
разных точек зрения, создании творческой работы, формировании культуры мыслей и действий.
Приемы работы по ТРКМ

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
- это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать. Использование приемов
«Верные



неверные

утверждения»
и приемов
прогнозирования
поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы
«Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление

кластера»
. При
чтении с остановками
чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения. Приемы устной и письменной рефлексии (
Синквейн
- самая легкая форма стихотворений по алгоритму) Каким же тогда критериям должен отвечать урок с точки зрения здоровьесбережения?
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни

гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика
Обстановка и гигиенические условия в классе Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители Количество видов учебной деятельности Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Продолжительность деятельности – 3-10 минут. Потом рекомендуется сменить деятельность. Количество видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный,
самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа. Чередование видов преподавания На усмотрение учителя. Н а л и ч и е и м е с т о м е т о д о в , способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки. Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Н а л и ч и е , м е с то , с од е р ж а н и е и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические п ау з ы , дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Наличие мотивации деятельно сти учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Ст и м ул я ц и я в н у т р е н н е й м о т и в а ц и и : стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); у ч е н и к – у ч е н и к ( с о т р уд н и ч е с т в о – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие). Эмоциональные разрядки на уроке Ш у т к а , ул ы б к а , ю м о р и с т и ч е с к а я и л и поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. Момент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. Темп окончания урока Не скомкан. Позитивный настрой на следующие уроки.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства: во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью. На сегодняшний день состояние педагогов оставляет желать лучшего: 1. Они не могут позволить себе такого отдыха, которого бы хотели; 2. Учитель часто испытывает стресс, он постоянно думает, переживает, прежде всего, за детей, может быть, испытывает психологическую несовместимость в коллективе, в результате кровеносная система расшатывается, сосуды головного мозга сужаются – это ведет в конечном итоге к деградации головного мозга, поэтому учителя должны научиться правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.


ПРАВИЛА для учителя:
1. научиться правильно, реагировать на сложившуюся ситуацию; 2. не требовать от ребенка чего-то сверхъестественного; 3. позитивный настрой, хорошее настроение; 4. уверенность учителя, спокойствие; 5. научиться быть наблюдателем ситуации. Планирование работы классного руководителя, составление программы воспитательной работы, я начала с направления «Здоровье». (Не думаю, что нужно объяснять почему.) Были запланированы диагностика физического состояния учеников, беседы, походы, экскурсии по родным местам, участие в различных соревнованиях. Много говорим с ребятами о здоровом образе жизни и о том, как он помогает быть человеку успешным. Готовясь к классному часу «Мы выбираем жизнь!», ученики подготовили презентации, рисунки о вреде курения и алкоголя. Группа мальчиков из моего класса достаточно долго занимается в футбольной секции. Ребята показывают хорошие результаты, встречаясь с серьёзными соперниками. Их целеустремлённость, азарт, интерес к любимому делу – хороший пример для одноклассников, убедительно доказывающий, что они выбирают спорт как альтернативу пагубным привычкам. О достижениях наших юных футболистов мы рассказываем в нашей классной газете. В ней же помещаем материалы о пребывании ребят в санаториях, об участниках туристических походов на Кавказ (в настоящее время трое учеников из моего класса в составе школьной группы идут по новому маршруту). Интересы ребят в спорте самые разнообразные. Одни с увлечением занимаются баскетболом в школе, другие осваивают навыки греко-римской борьбы, карате. Главное,
что ребят волнует собственное здоровье, что их свободное от учёбы время заполнено полезными делами. В общешкольных мероприятиях мои ученики также принимают активное участие. В эстафете, проводимой в ноябре в День здоровья, мальчики моего класса пришли к финишу первыми, обойдя другие команды на полтора круга. Очень старались показать хорошие результаты в военно-спортивной игре «Зарница», несмотря на плохие погодные условия. Второй год мои ученики трижды в неделю получают молоко. Многие питаются в школьной столовой. Конечно, развитие здоровья ученика невозможно усилиями только одного классного руководителя - большая роль отводится в этом вопросе и родителям. Нельзя не отметить окружающий социум посёлка: недостаток рабочих мест в существующих рабочих организациях, отъезд одного из родителей в другие регионы на работу, пьянство, маленький выбор культурного досуга молодежи и семьи. Всё это играет не последнюю роль в воспитании здорового образа жизни, скорее, в разрушении этого воспитания. Хочу помочь моим ученикам сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни и постараюсь приложить все усилия, чтобы дети после окончания школы имели прочные знания и не имели приобретённых хронических заболеваний.


В раздел образования