"Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"
Автор: Проценко Валентина Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Населённый пункт: пгт. Подгоренский, Воронежской области Наименование материала: статья Тема: "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы" Раздел: полное образование
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках
русского языка и литературы
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить
во время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшем в жизни.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать
у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению
Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или
физических дефектов.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков,
наркотических веществ);
положительные эмоции.
Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы
на внеурочные модули : элективные курсы, спецкурсы, факультативы, классные часы,
многоуровневые воспитательные проекты и т.д. Однако перегруженность сегодняшнего
школьника, активно вовлечённого в дополнительное образование, нередко оборачивается
проблемами,
на
решение
которых,
собственно,
и
направлены
здоровьесберегающие
технологии: усилением интеллектуальной нагрузки, психоэмоциональной усталостью,
повышенной
утомляемостью
ребёнка
и,
как
следствие,
снижением
его
учебной
и
социальной
мотивации. Это обращает учителя-предметника к поиску возможностей
использования здоровьесберегающих технологий именно в процессе урока .
Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего,
учитель
не
должен
допускать
перегрузки
учеников,
определяя
оптимальный
объём
учебной
информации
и
способы
её
предъявления,
учитывать
интеллектуальные,
физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика.
Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие
эмоционального
напряжения. Использование
игровых
технологий,
игровых
обучающих
программ,
оригинальных
творческих
заданий,
введение
исторических экскурсов (н-р при изучении «Песни о вещем Олеге» дается историч.
справка о герое).
Использование интеграции различных видов искусства на занятиях
помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное
состояние учащихся. (Например, сопоставление произведений литературы и живописи
или музыки). Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных
задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего
и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к
активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним
из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время
урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому
высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку
зрения,
тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение
к
самостоятельной
мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление
—
вот
далеко
не
весь
арсенал,
которым
может
располагать
педагог,
стремящийся
к
раскрытию способностей каждого ребенка. С одной стороны, таким образом решается
задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный
стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Комплексное
использование
личностно-ориентированных
технологий. Среди
здоровьесберегающих
технологий
можно
особо
выделить
технологии
личностно-
ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные
на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии
проектной
деятельности,
дифференцированного
обучения,
развивающего
обучения,
разнообразные игровые технологии, ТРКМ.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания
учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ , прежде всего использование компьютера на
уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся
можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует
ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий
характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические
сказки, разного рода презентации, работу с ЦОР. Использование компьютера не только
позволяет
демонстрировать
наглядность,
но
дает
возможность
изменять
темп
урока,
форму
подачи
материала,
осуществлять
дифференцированный
подход
к
ученику.
Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное
задание на тренажерах по русскому языку. Использование компьютера для тестирования
учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а
разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и
мультимедиа материалов
создает
у
учащихся
эмоциональный
подъем,
повышенный
интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
В
рамках
технологии
развивающего
творческого
обучения
я
предлагаю
следующий метод, способствующий развитию воссоздающего воображения и снятию
напряжения на уроках, психологической разгрузки.
Создание ассоциаций: «Когда я произношу слово ..., то представляю...». Лучше,
конечно, если данная работа будет проводиться письменно, но можно и устно. Тогда
ассоциации
записываются
на
доске
в
виде
солнца,
цветка
и
т.п.
Результаты
не
обсуждаются,
а
просто
заслушиваются.
Естественно,
необходима
словесная
оценка.
Ребятам очень важно услышать об уникальности их ответа, многим достаточно просто
услышать:
«Хорошо,
интересно,
необычно».
Большим
плюсом
является
именно
зачитывание полученного текста. Таким образом можно избавиться от отрицательных
эмоций, с которыми ребенок пришел на урок. Но если у ребенка нет желания делиться
публично, то настаивать не надо.
Система
творческих
заданий
включает
в
себя
сочинения-миниатюры,
дифференцированные задания, составление схем, раскрытие смысла эпиграфа, цитаты,
составление характеристик героев, составление вопросов автору (герою), создание своих,
оригинальных текстов. Например, составьте анкету литературного героя, изучите две
части речи и выпишите общие и особенные признаки, составьте страницу энциклопедии о
творчестве писателя, поэта, внедрите героя из одного произведения в другое, поместите
героя в необычное место действия, измените финал рассказа.
Главным условием ТРКМ является свободное самовыражение, внутренняя
независимость личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит в ней
и вне ее. А не это ли является залогом создания психологического комфорта на уроке.
Когда ученик может высказать свою точку зрения, прийти к решению только известным
ему способом, поделиться с другими. Ценность новой технологии состоит в наличии
разных точек зрения, создании творческой работы, формировании культуры мыслей и
действий.
Приемы работы по ТРКМ
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы,
на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и
заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации,
конкретные исторические сведения, предположения). После изучения темы соотносят
полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать.
Использование
приемов «Верные
–
неверные
утверждения»
и
приемов
прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к
изучению материала.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале
используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление
кластера» .
При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть
анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети
делают
предположения
о
содержании,
рассказывают
о
своих
ассоциациях,
чувствах,
ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои
ответы.
Использование
этого
приема
открывает
возможности
для
прогнозирования,
эмпатии, целостного видения произведения.
Приемы
устной
и
письменной
рефлексии
( Синквейн -
самая
легкая
форма
стихотворений по алгоритму)
Каким же тогда критериям должен отвечать урок с точки зрения здоровьесбережения?
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни
гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
Критерии здоровьесбережения
Характеристика
Обстановка и гигиенические условия в
классе
Температура
и
свежесть
воздуха,
освещение
класса
и
доски,
монотонные
неприятные
звуковые раздражители
Количество видов учебной деятельности
Виды
учебной
деятельности:
опрос,
письмо,
чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы,
решение примеров, рассматривание, списывание
и т.д.
Средняя
продолжительность
и
частота
чередования видов деятельности
Продолжительность деятельности – 3-10 минут.
Потом рекомендуется сменить деятельность.
Количество видов преподавания
Виды
преподавания:
словесный,
наглядный,
самостоятельная
работа,
аудиовизуальный,
практическая работа, самостоятельная работа.
Чередование видов преподавания
На усмотрение учителя.
Н а л и ч и е
и
м е с т о
м е т о д о в ,
способствующих активизации
Метод
свободного
выбора
(свободная
беседа,
выбор
способа
действия,
свобода
творчества).
Активные
методы
(ученик
в
роли:
учителя,
исследователя,
деловая
игра,
дискуссия).
Методы,
направленные
на
самопознание
и
развитие
интеллекта,
эмоций,
общения,
самооценки, взаимооценки.
Место и длительность применения ТСО
Умение учителя использовать ТСО как средство
для дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза учащегося, чередование позы
Правильная
посадка
ученика,
смена
видов
деятельности требует смены позы.
Н а л и ч и е ,
м е с то ,
с од е р ж а н и е
и
продолжительность на уроке моментов
оздоровления
Физкультминутки,
динамические
п ау з ы ,
дыхательная
гимнастика,
гимнастика
для
глаз,
массаж активных точек.
Наличие
мотивации
деятельно сти
учащихся на уроке
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка,
соревновательный
момент.
Ст и м ул я ц и я
в н у т р е н н е й
м о т и в а ц и и :
стремление
больше
узнать,
радость
от
активности, интерес к изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке
Взаимоотношения
на
уроке:
учитель
–
ученик
(комфорт
–
напряжение,
сотрудничество
–
авторитарность, учет возрастных особенностей);
у ч е н и к
–
у ч е н и к
( с о т р уд н и ч е с т в о
–
соперничество,
дружелюбие
–
враждебность,
активность – пассивность, заинтересованность –
безразличие).
Эмоциональные разрядки на уроке
Ш у т к а ,
ул ы б к а ,
ю м о р и с т и ч е с к а я
и л и
поучительная
картинка,
поговорка,
афоризм,
музыкальная минутка, четверостишие.
Момент
наступления
утомления
и
снижения учебной активности
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию
двигательных
или
пассивных
отвлечений
в
процессе учебной деятельности.
Темп окончания урока
Не скомкан. Позитивный настрой на следующие
уроки.
Важными
условиями,
способствующими
реализации
здоровьесберегающей
технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и
соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых,
общий
настрой
школы
на
создание
рационального
режима
и
благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
На сегодняшний день состояние педагогов оставляет желать лучшего:
1.
Они не могут позволить себе такого отдыха, которого бы хотели;
2.
Учитель часто испытывает стресс, он постоянно думает, переживает, прежде всего,
за детей, может быть, испытывает психологическую несовместимость в коллективе, в
результате кровеносная система расшатывается, сосуды головного мозга сужаются – это
ведет в конечном итоге к деградации головного мозга, поэтому учителя должны научиться
правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.
ПРАВИЛА для учителя:
1.
научиться правильно, реагировать на сложившуюся ситуацию;
2.
не требовать от ребенка чего-то сверхъестественного;
3.
позитивный настрой, хорошее настроение;
4.
уверенность учителя, спокойствие;
5.
научиться быть наблюдателем ситуации.
Планирование работы классного руководителя, составление программы
воспитательной работы, я начала с направления «Здоровье». (Не думаю, что нужно
объяснять почему.) Были запланированы диагностика физического состояния учеников,
беседы, походы, экскурсии по родным местам, участие в различных соревнованиях. Много
говорим с ребятами о здоровом образе жизни и о том, как он помогает быть человеку
успешным. Готовясь к классному часу «Мы выбираем жизнь!», ученики подготовили
презентации, рисунки о вреде курения и алкоголя.
Группа мальчиков из моего класса достаточно долго занимается в футбольной секции.
Ребята показывают хорошие результаты, встречаясь с серьёзными соперниками. Их
целеустремлённость, азарт, интерес к любимому делу – хороший пример для
одноклассников, убедительно доказывающий, что они выбирают спорт как альтернативу
пагубным привычкам. О достижениях наших юных футболистов мы рассказываем в
нашей классной газете. В ней же помещаем материалы о пребывании ребят в санаториях,
об участниках туристических походов на Кавказ (в настоящее время трое учеников из
моего класса в составе школьной группы идут по новому маршруту).
Интересы ребят в спорте самые разнообразные. Одни с увлечением занимаются
баскетболом в школе, другие осваивают навыки греко-римской борьбы, карате. Главное,
что ребят волнует собственное здоровье, что их свободное от учёбы время заполнено
полезными делами.
В общешкольных мероприятиях мои ученики также принимают активное участие. В
эстафете, проводимой в ноябре в День здоровья, мальчики моего класса пришли к финишу
первыми, обойдя другие команды на полтора круга. Очень старались показать хорошие
результаты в военно-спортивной игре «Зарница», несмотря на плохие погодные условия.
Второй год мои ученики трижды в неделю получают молоко. Многие питаются в
школьной столовой. Конечно, развитие здоровья ученика невозможно усилиями только
одного классного руководителя - большая роль отводится в этом вопросе и родителям.
Нельзя не отметить окружающий социум посёлка: недостаток рабочих мест в
существующих рабочих организациях, отъезд одного из родителей в другие регионы на
работу, пьянство, маленький выбор культурного досуга молодежи и семьи. Всё это играет
не последнюю роль в воспитании здорового образа жизни, скорее, в разрушении этого
воспитания.
Хочу помочь моим ученикам сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни
и постараюсь приложить все усилия, чтобы дети после окончания школы имели прочные
знания и не имели приобретённых хронических заболеваний.