"Социоигровые технологии с детьми дошкольного возраста"
Автор: Ягиш Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ "Колокольчик" Населённый пункт: г Куйбышев, Новосибирская область Наименование материала: Конспект Тема: "Социоигровые технологии с детьми дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
В условиях введения ФГОС ДО современному педагогу просто необходимо
наличие нового взгляда на ребёнка, как на партнёра по совместной деятельности.
Сегодня
существует
множество
педагогических
концепций
и
технологий.
Социоигровая
технология
одна
из
них
-
это
игры
детей
в
микрогруппах,
позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные
пути
решения,
проявлять
самостоятельность
при
решении
возникших
проблем.
Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей
в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию
коммуникативных навыков, самоорганизации у дошкольников.
Основные характеристики
социоигровых
технологий можно раскрыть в
основных правилах и условиях.
1 . Используется работа малыми группами или, как их ещё называют «группы
ровесников». Оптимальны объединения малыми группами: в младшем возрасте -
пары и тройки, в старшем- по 5-6 детей. Главной в деятельности выступает связь «
ребёнок-
ребёнок»,
а
не
«педагог-
ребёнок».
Сам
процесс
деления
на
группы
представляет
собой
интересную,
захватывающую
игру
и
способствует
возникновению дружеских отношений между детьми, умению договориться.
- по цвету волос, глаз, одежды;
-чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т.д.
2 . Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение
всей группы выражает один человек - лидер.
3 . Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизацен, что
способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных
уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любом уголке группы и т.д.
4 . Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание,
имеет свои начало и конец и требует определённой сосредоточенности.
5 . Интеграция всех видов деятельности. Обучение проходит в игровой форме,
для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух,
мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 . Ориентация на принцип полифонии « За 133 зайцами погонишься, глядишь и
наловишь с десяток».Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более
интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать, доверять им.
Социоигровая технология - это прежде всего развитие ребёнка в игровом
общении
со
сверстниками
средствами
грамотного
педагогического
руководства,
идущего от возможностей и потребностей детей.
Главный
принцип
социоигровой
технологии
-
снятие
с
воспитателя
судейской роли и организации занятий или другой деятельности как игры - жизни
между микрогруппами, в
которой ребёнок сам определяет цель своих действий,
ищет
возможные
пути
решения,
проявляет
самостоятельность
при
решении
возникших проблем.
Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности,
что наиболее
ценно в рамках
ФГОС ДО. Она наиболее интенсивно развивает
коммуникативные и интеллектуальные способности по сравнению с традиционными
методами обучения, способствует гармоничному всестороннему развитию ребёнка.
Один из главных компонентов занятия с использованием социоигровых технологий -
движение.
Второй, менее важный компонент - вариативность. На социоигровом занятии
просто обязательно должно быть не менее 2 - 3 смен ролей как в различных видах
деятельности,
так
и
мизацен.
Это
позволяет
снять
напряжение
,обеспечить
двигательную активность
детей, профилактику переутомления, поддержать их
интерес к предстоящей деятельности, задействовать в деятельности всех участников.
Ну
и,
наконец,
третий
компонент
такого
занятия
-
работа
детей
в
микрогруппах,
которая
способствует
развитию
деловой
компетенции,
коммуникативных
навыков,
сплочению
детского
коллектива
для
достижения
результата, закреплению дружеского стиля общения.
Варианты
использования
приёмов
социоигровых
технологий
достаточно
многообразны разделяют на следующие группы:
-игры - задания для рабочего настроя;
- игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых
выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми детей друг с другом;
- игровые разминки, характеризующие своей всеобщей доступностью, быстро
возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует
механизм деятельного и психически подразумевает художественно-исполнительский
результат.
Игры - задания для создания у детей рабочего настроения могут использоваться
педагогами практически во всех видах образовательной деятельности с детьми для
сплочения детского коллектива, создание атмосферы раскрепощённости и успеха в
предстоящей деятельности. Наиболее используемые и любимые в практике работы
с детьми следующие: - «Волшебные палочки»; « Спрятанное слово»; «Письмо из
букв»; «Горелки».
Обязательное условие применения социоигровой технологии - объединение
детей в микрогруппы(команды, малые группы) для приобщения к общему делу и
достижение общего результата. Для объединения можно использовать различные
считалки, жеребьёвки, приём « Разрезанная картинка» (Берутся 4 или 5 почтовых
открыток
(одинаковых
или
разных);
лучше
большого
формата.
Каждая
из
них
разрезается на 6,4 и 5 частей. Все части перемешиваются. Каждый из участников
вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались
фрагменты,
необходимые
для
составления
целой
картинки.
Собрав
открытку,
команда выбирает себе командное место. Если нужно оборудует его (сдвигает и
раздвигает столы, готовит» необходимые для задания» - книжки, карандаши и ручки,
листы бумаги и т. п.). Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о
своём названии. Также в одну группу можно объединяться по различным признакам,
заданным педагогом, например: у кого сестра (брат),
по времени года, на какое
приходиться день рождения, названию улиц, количеству слогов в слове. Данный
приём позволяет педагогу объединить детей в микрогруппы, избегая детских обид
способствует выработке саморегуляции поведения и развитию дружеских чувств.
«Игровые разминки - снятие физического и психического напряжения. Задания
такого вида становятся мостиками, по которым дети будут переходить от одного
вида к другому(например, от очень понравившегося к тому, что сначала им кажется
менее привлекательным).
Игровые разминки характеризуются всеобщей доступностью. В детском саду
таким игровым разминкам относятся:
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
-
парные
и
групповые
упражнения
и
формирование
навыков
совместной
деятельности: «Кенгуру»; «Шарики»; «Ниточка»; « Волна»;
- народные игры ( игры- хороводы; игры в парах ,например»Золотые ворота»;
«Заинька».)
Ещё один пример игровой разминки «Руки-ноги». Один хлопок-команда рукам:
их надо или поднять, или опустить; два хлопка - команда ногам: их надо поднять или
опустить: два хлопка ногам: нужно
встать или сесть. Моментальное включение
детей
в
упражнение
заставляет
их
на
ходу
уяснить
задание,
используя
сообразительность и находчивость. Это упражнение очень эффективно собирает
внимание.
Работа
в
микрогруппах
всегда
подразумевает
принятие
общих
решений
в
зависимости от поставленной цели, проблемы, что в свою очередь, на достижение
определённого результата. Наиболее ярким, для дошкольников, конечно, становится
результат
какой-
либо
творческо-продуктивной
деятельности.
Например,
в
совместной, самостоятельной или организационной образовательной деятельности
по конструированию и ручному труду, лепке, рисованию и аппликации педагоги
могут предложить детям коллективные задания: «Построй свою улицу», «Осенний
коллаж», «Любимые сказки», где дети совместно обсуждают сюжет своего творения,
составляют план работы, выбирают необходимый материал и презентуют результаты
своего совместного коллективного творчества.
На начальном этапе ознакомления с новыми грибами и вообще вхождения в
социоигровые
технологии,
следует
остановиться
игре
«Волшебная
палочка»,
которая поможет детям научиться внимательно выслушивать друг друга. Приём
«Волшебной палочки» можно включать во многие организованные виды детской
деятельности, так как к нему можно подобрать широкий спектр заданий по всем
разделам общеобразовательной программы детского сада.
Рассмотрим его подробнее. Какой – нибудь предмет - ручка, карандаш, линейка
и т.д,
превратившись по общему уговору в волшебную палочку, в произвольном
порядке передаётся друг другу детьми, которые сидят полукругом (на стульчиках
или ковре). Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-либо
заранее установленному правилу-заказу. Например передающий называет предмет, а
принимающий действие-глагол (ковёр лежит). Или передающий называет «живое»,
а принимающий его характеристику (птичка маленькая, крокодил зелёный). Можно
попросить передающего называть сказку, а принимающего одного из персонажей
сказки. Если получающий не ответил, палочка остаётся у передающего повторно
«идёт»
к
другому
собеседнику
(например,
через
одного)
и
вообще
меняет
направление своего пути.
Используя методы и приёмы социоигровых технологий на школьной ступени
образования,
педагоги
косвенно
способствуют
накоплению
выпускниками
дошкольного учреждения достаточного социального опыта, чтобы осознать себя в
будущем активными участниками жизни класса, что в свою очередь позволит им
легко адаптироваться к условиям новой, школьной жизни.