Напоминание

"Мировой океан и его части"


Автор: Жадан Ирина Валерьевна
Должность: учитель геграфии
Учебное заведение: МБОУ "Подсинская СШ"
Населённый пункт: Алтайский район, Подсинее
Наименование материала: конспект
Тема: "Мировой океан и его части"
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта

урока географии в 5 классе

Тема урока_

«Мировой океан и его части»

Тип урока
_ изучение и первичное закреплениенового материала.
Задачи урока
:Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы, Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов; Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;
Технологии обучения:
личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока:
актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД:
формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД:
формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД:
формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД:
формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Основные понятия
: океан, море, залив, пролив, течения. Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно- деятельностного подхода, формируемые УУД. 1.
Организац

ионный

момент
Цель: мотивирован ие учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональн ой обстановки; Приветственное слово учителя: - Здравствуйте ребята!!! -Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. Приветствуют учителя, Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализа

ция

знаний
- Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? Диалог с учителем. Работают с информацией, Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Постановка учебной цели. ( Это багаж наших знаний ). Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю) Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах) Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов) Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги) Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский) В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий) Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан)Вспомните, что такое гидросфера? Что является основной частью гидросферы? Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь. представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. 3.
Этап

изучения
-Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). Слушают музыку. Принцип деятельности. УУД:

новых

знаний и

способов

действий
Поискинфор мации. -Открываем глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан) -Итак, тема нашего урока
« Мировой океан и

его части»
. И в путешествие мы отправимся по Мировому океану.
Подумайте, какова цель нашего

путешествия? Как вы

думаете, вам в вашей дальнейшей жизни

пригодятся эти знания?
Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: 1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры. 2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?? 3. Из каких частей состоит Мировой океан? 4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться. 5. Почему вода в океане солёная. Ответить на главный вопрос:
Имеет ли границы Мировой океан?
-Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму. Общая
площадь
поверхности
Земли
составля ет 510 миллионов квадратных километров,
¾

планеты - это вода361 млн. км.2
-Сколько же приходится на сушу? (149 млн. км. 2) -Во сколько раз воды больше чем суши? (2.4) -Как вы думаете, какие части Мирового океана Целеполагание. Записывают в тетрадь Работают с информацией, представленной учителем. Отвечают на вопросы. коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
мы посетим? Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы). -А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку. В сто морей тот великан, Он зовётся…….. (океан) -Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников. -Современное понятие
“Океан – водное

пространство земного шара вне суши”
дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника. -Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части. Работают с картой атласа. Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) Представитель каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём. Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица. Работа с атласом. Нанести на контурную карту. (Название океана, площадь, какие материки омывает, глубины, отличительные особенности). Формулируют собственное мнение и аргументируют его. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять
Физкульт-ка -Сколько океанов на планете? (4, 5) -Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана. Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу. -Молодцы! Все с заданием справились. Поработаем с картой в атласе стр. 14-15. – Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски. -Итак, ребята, сколько всего океанов-4, Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный? -Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения) - А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся, отгадывают загадку слушают Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают с текстом учебника . Привести примеры, показать на карте. познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Личностные: формирование мотивации
Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька и солона (Море) -Ребята, объясните что значит ,День и ночь о берег бьётся( Волны) А что является причиной волн? (ветер). А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл. -Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море.
Море-
часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира. -А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс .м) -Отметили это море в контурных картах -Ребята подготовили опережающее задание(сообщения Саргассовом море).
Встаньте пожалуйста.
А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. (машут руками) (плавательные движения руками) (ходьба на месте) Отгадывают загадку. Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Веселее загребай И дельфинов догоняй. Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. -Наше путешествие продолжается. - Куда же мы движемся дальше? -Для этого вновь загадка. Он ведёт из моря в море Не широк - всего верста И в нём как в школьном коридоре, И шум, и звон и теснота. (пролив) Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив.
Пролив -
узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей. ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ Найдите на карте проливы. Определите, что они разделяют и что соединяют? Что вы можете рассказать о нём? Нанесите на карту.
Гибралтарский пролив
Работа в контурных. Работа погруппам Работа в контурных. Отвечают на вопросы.

пролив Дрейка

Беренгов пролив

Магелланов пролив
-А наше путешествие продолжается и вновь загадка. Он у моря - как язык Он берега лизать привык, И пляж в часы он вылизал на диво (залив) Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив.
Залив –
часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу. Сравните с определением в учебнике. Самый крупный залив - Бенгальский. А чем отличается море от залива? (Залив это часть море, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.).
4. Этап

информации

о домашнем

задании
П.19. вопр стр.102, Отметить на контурной карте по 5 объектов Мирового океана. По желанию Составить кроссворды по теме « Мировой океан» Записывают д/з.
5.Этап

закрепления
Цифровой диктант, -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0) 2-й по величине океан- Индийский Воспринимают информацию. сообщаемую учителем. Выполняют задания ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать

изученного,

обобщения и

систематизац

ии
Тихий океан –самый неспокойный и грозный Самый маленький океан- Южный Марианский желоб расположен в Тихом океане Узкое водное пространство. ограниченное берегами островов , материков - это залив Самый широкий в мире пролив-Дрейка Реки в океане - это течения Причина образования волн - ветер Обменялись тетрадями и проверили друг друга. 0101100111 письменно в тетради Осуществляют: взаимопроверку имеющиеся знания. Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез.
6.Этап

подведения

итогов
Выставление оценок за урок
7.Этап

рефлексии
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я приобрел… я научился… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


В раздел образования