"Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"
Автор: Гаврилова Тамара Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ "СОШ №54" Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область Наименование материала: статья Тема: "Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку" Раздел: полное образование
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОБУ «СОШ №54» г. Оренбурга
Гаврилова Тамара Николаевна
Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда
будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С
пользой ли были потрачены на учебу время и усилия? Соответствуют ли
приобретенные знания тем задачам, которые человек поставил перед собой?
На эти и многие другие вопросы можно получить ответы, по меньшей мере,
двумя путями. Один путь — самостоятельно проанализировать качество
затраченных усилий, проверить себя с помощью контрольных заданий, тестов
и т. п. Другой — стать участником специальной, особым образом
организованной процедуры, называемой ЕГЭ или ОГЭ.
Для меня как учителя русского языка и литературы 2015-2016 учебный год
стал годом поиска разнообразных форм и методов обучения для успешной
сдачи ЕГЭ, который, внес существенные коррективы в работу учителя,
заставил работать и мыслить по-новому.
И первое правило, которое я использовала в работе, - «Учись учиться!»
Это правило, прежде всего, касается личности учителя. По-моему, нельзя
добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена,
особенности заданий, трудные темы. Мне пришлось прорешать не один
десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех
нюансах предлагаемых заданий.
Вначале я тщательно изучила нормативную документацию
образовательных Интернет-сайтов, материалы экзаменов предыдущих лет,
проанализировала содержание учебников, по которым предстоит работать. И
выяснила, что ни один из ныне действующих учебников для
общеобразовательных школ не отвечает требованиям ЕГЭ полностью. Тогда я
стала искать: обращалась за методической помощью к статьям Интернета,
прослушала ряд вебинаров , проштудировала большое количество
методической литературы. И постепенно система подготовки к ЕГЭ по
русскому языку стала вырисовываться.
Передо мной стояла важная задача: целенаправленное обобщающее
повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Я понимала, что многие
знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто
психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь
быстро и без ошибок заполнять бланки.
Для решения этой задачи из всего калейдоскопа методик я выбрала
технологию сотрудничества, основанную на принципах личностно-
ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Мое педагогическое
кредо - развивая креативность и успешность обучающихся, воспитать
учеников, способных превзойти своего учителя. Я всегда стремлюсь к
тому, чтобы мои ученики полюбили мой предмет . Стараюсь создавать на
уроках благоприятные условия для пробуждения и развития познавательного
интереса к учению: ситуацию поиска, исследования, ситуацию успеха.
А слово успех, как вам известно, произошло от слова успеть. И
действительно, для подготовки к ЕГЭ нужно было многое успеть сделать не
только ученикам, но и учителю. Но обо всем по порядку.
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я начинаю с информационного
этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы,
демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках
русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой
проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями
оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь
учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и
рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может
воспользоваться.
Когда начинаю работу в 10 классе, в сентябре провожу диагностический
тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области
орфографии, пунктуации, теории языка.
Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они
посмотрели на свои пробелы в знаниях и пришли к выводу о необходимости
серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной
домашней работе.
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех
учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года
организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.
Ими стали сборники И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой, В.В.
Львова.
Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание
целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему
позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку
Знания сведений теоретического характера из области фонетики,
словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и
пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий
ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые
теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю,
что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по
определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более
эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или
иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в
каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную
информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются
представить тему.
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям
(части 1 ) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать
быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40
раз, только тогда появится уверенность и четкость.
Каждый тематический блок завершается проверочной работой . Работы
детей анализирую после каждого тестирования.
Материалы собираются в электронном варианте (мониторинг). Это
помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с
учащимися.
Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем.
И снова работаем над ошибками.
На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений
по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе
с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах
посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и
отдельные задания, используемые в ходе занятия.
Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы
помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная
«разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над
произношением и лексическим значением слов; задания по
словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и
синтаксический разбор предложений; работа по исправлению
грамматических ошибок. Таким образом, разнообразные практические
задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем
состоянии знаний и умений по русскому языку.
Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на
берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения.
Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках
уже с 7-го класса. А с тестами начинаю работать с 5 класса.
Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися
после уроков, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав
разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить
внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить,
понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем
частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно
использование во время работы справочных лингвистических материалов,
таблиц и схем, алгоритмов.
Особое внимание уделяю части С. При подготовке к написанию
сочинения учащиеся пользуются учебно-методическим пособием Е.А.
Сениной, А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки».
Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания
ответа на задание части С, затем продолжаю обучению правилам построения
текста сочинения.
Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это
уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где
пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе
текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при
рецензировании.
А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять
тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию
автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем
является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих
сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии
оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится
анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему,
изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.
Следующий этап - репетиционный ( контрольные работы за полугодие в
форме ЕНЭ, пробный экзамен) и последний этап – аналитический. На
данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.
И самое главное – учу детей не бояться! Очень важно, чтобы дети
усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд,
результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную
подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной
подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и
важность подготовки к этому экзамену.
Мне удалось остановиться на основных моментах своей работы, а
результаты говорят, что она эффективна. На мой взгляд, составляющие
успеха учеников – это, прежде всего, целеустремленность, упорный труд и
вера в себя, в свои силы. Хочется верить в то, что выпускники на экзамене
улучшат свой результат и оправдают наши надежды.
Дорогие коллеги, я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой
энергии, уважения и поддержки коллег, успешного воплощения самых
смелых творческих замыслов.