Напоминание

"Формирование коммуникативной компетенции как фактор развития личности ребенка на уроках иностранного языка"


Автор: Цветкова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ СОШ 15
Населённый пункт: Светлый
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетенции как фактор развития личности ребенка на уроках иностранного языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование коммуникативной компетенции как фактор развития личности ребенка на уроках иностранного языка. Обязательным видом деятельности человека является общение, образующее взаимосвязь людей. Общение признается в современных науках одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Общение как вид человеческой деятельности выделилось из труда, который потребовал совместной деятельности людей, необходимости в трудовом процессе обмена деятельностью, ее способами, возможностью осуществлять ее более продуктивно. В процессе общения отражается, передается и усваивается социальный опыт. Велика познавательная ценность коммуникации для процессов обучения и воспитания в школе. Она позволяет всматриваться в другого человека и при помощи этого оценивать собственные мотивы, стремления, человеческие качества. Другими словами, общение побуждает и к самопознанию. В процессе обучения иностранному языку в школе перед учителем одной из поставленных целей является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Она в свою очередь представляет собой совокупность ее составляющих: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция – о вл а д е н и е н о в ы ми я зы ко в ы ми с р ед с т ва ми ( ф о н е т и ч е с к и м и , орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Окончившие школу должны обладать достаточными и довольно прочными умениями, навыками и основами знаний в области иностранного языка, которые они смогли бы использовать в своей практической деятельности и которые были бы достаточными, чтобы без особого труда и с минимальной затратой времени приобрести недостающие умения и навыки, необходимые каждому индивиду для устного общения с иностранцами за рубежом или для чтения книг или периодической прессы. Говорение неразрывно связано с личностью, и эта связь достаточна очевидна. Психологи выделяют много компонентов, присущих личности: потребности, интересы, идеалы, моральные качества, способности, интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства, темперамент, опыт, умения и навыки. Все эти компоненты личности проявляются в деятельности. Б.Г. Ананьев писал, что « Человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей», «любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений , т.е. социальных связей и взаимоотношений, которые образуют человека как общественное существо – личность». Общение есть тоже одна из форм общественного поведения, одна из форм проявления субъектно-объектных отношений. И если говорение
обслуживает все другие деятельности и является средством общения, то компоненты личности не могут не проявляться в нем. Говорение во многом обусловлено всеми компонентами личности. Например, потребности определяют мотивированность говорения, его смысловой аспект, как например, узнать дорогу до необходимого места впервые оказавшись в незнакомом зарубежном городе; интересы и интеллект – его содержательный аспект, как например, беседа о понравившемся просмотренном фильме; эмоции и темперамент – его выразительность, как например, поздравление с днем рождения нового зарубежного друга по скайпу. Вне этих компонентов говорение немыслимо как таковое, ибо из него выхолащивается вся его сущность как вида деятельности, как средства общения. Личность всегда индивидуальна, характеризуется неповторимым сочетанием особенностей, проявляющихся в способностях, характере, интеллекте, в чувствах, в протекании психических процессов, в потребностях, идеалах и интересах. Будучи включенной в общественные отношения, личность проявляет свою активность в своей жизненной позиции, которую она может выразить в речи на иностранном языке. Проявления личности в коммуникации индивидуальны, как и она сама. Несомненно, что развитие коммуникативной компетенции должно происходить в условиях максимального подключения всех сфер сознания, всех компонентов личности, что в свою очередь, приведет к разностороннему и качественному ее развитию. 1. Обучение связной иноязычной речи в средней школе./ под ред. И.Ф. Камкова. Мн.:Нар.асвета, 1970. – 160 с. 2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранного языка. М.: Просвещение, 1985.- С. 12-13 3. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке: уч. пособие. – Библиотека преподавателя. М.: Высшая школа, 1980. – С. 10-19
4. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. – С. 38-42 5. Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания./ Воспитание школьников. -№9. – 2013. – С. 3-12


В раздел образования