Автор: Братчикова Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №1519" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Конспект проектно - исследовательской деятельности Тема: "Какой бывает вода?" Раздел: дошкольное образование
«Какой бывает вода»
Занятие подготовила и провела
воспитатель
Братчикова Ольга Николаевна
Москва
«Какой бывает вода»
Цель:
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задача:
1. Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде
существует вода, рассказать о разнообразных состояниях воды.
2. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Развивающая среда:
Широкие и длинные полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком
мамочки «капельки».
Содержание занятия
Воспитатель загадывает детям загадку:
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
И летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)
Воспитатель:
- Где и какую дети, сегодня вы видели воду? (1- в помещении, 2 – на улице).
- Для чего нужна вода? Как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся,
стираем, моем пол, поливаем цветы).
- Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся
этой водой, а она все течет – течет и не кончается.
- В кране вода – реки.
- Те капельки которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они
плавали
в
реке,
потом
человек
направляет
их
в
трубу.
К
воде,
дети,
надо
относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
- А как же рождается речка? Хотите узнать? (Приглашает к себе, кладет самую
широкую и длинную голубую полоску ткани).
- На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда – то бегут.
Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
- Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани
превратится в главную речку, а остальные (можно использовать ленты) -
в
ручейки.
- Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.
Воспитатель просит детей подойти к столу, на котором стоят два стакана, один с
водой, другой с молоком.
Опыт №1 «Вода прозрачная»
Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В оба стаканчика положить ложечки.
- В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2: «У воды нет вкуса»
Воспитатель предлагает детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее
вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказываем, что у воды нет вкуса.
Опыт №3: «Вода бывает теплой и холодной»
Предлагаем опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и
морях вода бывает и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут
жить только в теплой воде, другие – в холодной.
Опыт №4: «Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лед – это твердая
вода).
- Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим
его в стакан, в миску, положим на ладошку? Нет, в любом месте он останется
кубиком (до тех пор пока не растает).
А жидкая вода. Пусть нальют в чашку, в тарелку, на поверхность стола. Что
происходит? Вода принимает форму того предмета в котором находится, а на
ровном растекается. Значит жидкая вода не имеет формы.
- А теперь ребята – я мама тучка, а вы детки капельки и им пора отправиться в
путь.
Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются,
танцуют. Мама тучка подсказывает, что им надо делать.
- Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало
поодиночке
играть.
Собрались
они
вместе
и
потекли
маленькими,
веселыми
ручейками (капельки составляют ручейки взявшись за руки парами). Встретились
ручейки и стали большой речкой (в одну цепочку соединяются). Плывут капельки
в большой реке (путешествие). Текла – текла речка и попала в большой океан
(дети делают круг и идут по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, но мама
Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали
капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем
руки вверх вытягивают). Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к
маме Тучке.
Воспитатель: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не
залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась, а потом
опять вас отпущу погулять.
Вода, у тебя нет ни вкуса,