"Развитие изобразительных и технических умений при использовании нетрадиционных приемов рисования"
Автор: Захарян Елена Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51 "Золотой орешек" Населённый пункт: Ставропольский край, город Пятигорск Наименование материала: Статья Тема: "Развитие изобразительных и технических умений при использовании нетрадиционных приемов рисования" Раздел: дошкольное образование
Захарян Елена Юрьевна, воспитатель, МКДОУ д/с № 51 «Золотой
орешек» г. Пятигорска
Рисование является одним из важнейших средств познания мира
и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с
самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение
двух взаимосвязанных задач:
во – первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную
отзывчивость
к
окружающему
миру,
родной
природе,
к
событиям нашей жизни;
во – вторых, сформировать у них изобразительные навыки и
умения.
В
процессе
рисования
у
ребенка
совершенствуют ся
наблюдательность,
эстетические
эмоции,
художественный
вкус,
творческие
способности,
эстетическое
восприятие,
умение
доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а
средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает
определенные
способности:
зрительную
оценку
формы,
ориентирование в пространстве, чувства цвета. Развиваются также
специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение
кистью руки.
Изобразительная
деятельность
приносит
много
радости
дошкольникам.
Потребность
в
рисовании
заложена
у
детей
на
генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его.
Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще
сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов
и традиционным способом передачи полученной информации. Но
учитывая огромный скачок к умственному развитию, и потенциал
нового поколения, этого не достаточно для развития творческих
способностей.
Нетрадиционные приёмы рисования – вот приемы, которые не
требуют от детей профессионального изображение тонких линии,
несущих важную художественную нагрузку.
В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно
используют нетрадиционные техники рисования .
Термин «нетрадиционный» (от
лат.
traditio
—
привычный)
подразумевает использование материалов, инструментов, способов
рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными,
широко известными.
Применение
нетрадиционных
техник
рисования
способствует
обогащению
знаний
и
представлений
детей
о
предметах
и
их
использовании, материалах, их свойствах, способах применения.
Детей
учат
рисовать
не
только
красками,
карандашами,
фломастерами,
но
и
подкрашенной
мыльной
пеной,
свечой,
показывают,
как
использовать
для
рисования
клей
и
т.д.
Дети
знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе
цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что
рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле.
Они
пробуют
рисовать
ладошкой,
пальцами,
кулачком,
ребром
ладони,
получать
изображения
с
помощью
подручных
средств
(ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев
деревьев).
В
непосредственно-образовательной
деятельности
с
использованием
нетрадиционной
техники
изображения
дошкольникам
предоставляется
возможность
экспериментировать
—
смешивать
краску
с
мыльной
пеной,
клейстером,
на
изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или
акварель.
Нетрадиционные
техники
позволяют
педагогу
осуществлять
индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Таким
образом,
использование
нетрадиционных
техник
изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка,
коррекции
психических
процессов
и
личностной
сферы
дошкольников.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
рисование
пальчиками,
оттиск
печатками
из
картофеля,
тычок
жесткой полусухой кистью. Детей среднего дошкольного возраста
можно знакомить с более сложными техниками: оттиск поролоном,
оттиск печатками из ластика, восковые мелки + акварель, свеча +
акварель,
отпечатки
листьев,
рисунки
из
ладошки,
волшебные
веревочки. В старшем дошкольном возрасте осваиваются еще более
трудные методы и техники: кляксографии, монотипии, печать по
трафарету, гратаж, тиснение.