Напоминание

"Технологическая карта урока технологии. 6 класс"


Автор: Осокина Галина Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №24"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта урока технологии. 6 класс"
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока

Ф.И.О. Осокина Галина Александровна, учитель технологии, МБОУ «ООШ№24», первая категория,

педагогический стаж-38 лет, г.Новокузнецк
,
Кемеровской области
.
Предмет:
технология
Класс:
6
Время:
90 минут.
Тип урока:
Урок первичного предъявления новых знаний, формирования, закрепления и применения первоначальных предметных умений.
Методы обучения
:  Словесные репродуктивные методы (рассказ, объяснение);  Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов)  Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет.)  Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль.)  Наглядно-образные методы и приемы (мультимедийная презентация, наглядные пособия.)  Практические методы (выполнение заданий, упражнения по закреплению знаний, кроссворд, лабораторная работа.)
Методы проверки ключевых компетенций учащихся
: устный опрос, тестирование, исследование и анализ лабораторной работы
Формы организации познавательной деятельности учащихся
: индивидуальная, фронтальная, групповая(дидактическая игра)
Тема

Натуральные волокна животного происхождения

Цель
Формирование у обучающихся умений анализировать познавательные объекты за счет расширения понятийной базы и синтеза новых способов действийпри изучении волокон животного происхождения.
Задачи:

Образовательная
– сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения; изучить свойства шерстяных и шелковых тканей; научить различать волокна по своему составу, познакомить с производством получения шерстяной и шелковых тканей.
Развивающая –
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по свойствам шерсти и шелка, работать самостоятельно и в группе.
Воспитательная–
обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении лабораторной работы.
Профориентационная –
обобщить знания учащихся о сферах трудовой деятельности и профессиях в процессе производства ткани, воспитывать уважение к работающему человеку.

УУД

Личностные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД.

Планируемые результаты

Предметные:
Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения; свойства шерсти и шелка; основные характеристики и свойства натуральных волокон шерсти и шёлка, образованные в процессе ткачества. Уметь: различать волокна животного происхождения по составу; сравнивать натуральные волокна шерсти и шёлка, распознавать натуральные ткани животного и растительного происхождения.
Личностные:
оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников;планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству.
Метапредметные:
Регулятивные: анализировать познавательные объекты;определять учебные задачи каждого этапа урока; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению лабораторной работы, кроссворда, теста, игры; выполнять сравнения, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Познавательные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую,выбирать наиболее удобную для себя форму. Коммуникативные: участвовать в диалоге (учитель-ученик, ученик-ученик), критично относиться к своему мнению, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции.
Основные понятия
Шерсть, руно, шелк-сырец, натуральный шелк, серицин, прочность, сминаемость, драпируемость , износостойкость, теплозащитные свойства, пылеёмкость , скольжение , осыпаемость, усадка.
Межпредметные связи
История, ИКТ, химия, биология, русский язык.
Ресурсы:
Учебник, дополнительная литература (справочник),рабочая тетрадь,интернет – ресурсы,презентации, плакаты, информационные карты (ИФК), образцы объектов труда (х/б, лен, шерсть, шелк), образцы волокон, мультимедийная установка, коллекции материалов«Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд»,карточки - задания, кроссворд, тесты,
ножницы, клей, свеча, лупа, пинцет, огнеупорная чашка.
Форма урока
Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г – групповая
Технология.
Личностно- ориентированная, технология сотрудничества, критического мышления, здоровье- сберегающая
Дидактическая

структура урока

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведет к достижению

запланированных

результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

Организационн

ый момент -
3 мин. мотивация к учебной деятельности.
Задача
: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. Визуально контролирует свою готовность к уроку. Приветствуют учителя. Дежурный отмечает отсутствующих. Поднимают вверх нужный смайлик- настроения.  Приветствие учеников,проверка явки на урок,  проверка внешнего состояния помещения,  проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся. Организация внимания,проверяет готовность к уроку, выдает карточки. Доведение до учащихся плана урока. Предлагает воспользоваться смайликами –настроения. Определить свое настроение на уроке поднятием смайлика. Приготовиться к уроку. Уметь: контролировать свою готовность к уроку Знать: правилаповедени я в кабинете"Техноло гия".
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать свои действия, прогнозировать, систематизировать деятельность на данном этапе уроке.
Проверка

домашнего

задания
-10 мин.
Задача:
выявить и закрепить уровень знаний по теме: « Натуральные Делятся на две группы и расшифровывают каждый своюанаграмму. Анализируют. Раздать карточки –задания. Подвести итог каждого пункта.Проанализировать ошибки. Расшифровать анаграмму -загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова. 1группа: ктнаь, оволнко, лхпоачитки, лхпоко, елн. 2группа: Знать: натуральные волокна растительного происхождения, их свойства, получение хлопчато-
Личностные:
умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге,
волокна растительного происхождения, их свойства и получение х/б и льняной ткани». рпжяа, туко, соонав, ктчасевто. Дать определения и перечислить этапы получения тканей, их свойства. бумажной и льняной ткани. Уметь: применять полученные знания при выполнениизадан ия. умение работать в группе, слушать и понимать друг друга.
Регулятивные:
использовать свои знания при проверке д/з, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Актуализация

знаний –
15 мин.
Задача:
способств овать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихсяк овладению новых способов деятельности. Обучающийся выбирает себе задания по изученным им темам в силу своих способностей и возможностей.Ставя т задачу дляконкретного задания. Взаимоконтроль. Анализ отметки. Предлагает разноуровневые задания. На слайде показаны критерии оценки. Комментирует критерии оценивания каждого задания. Кроссворд№1. По вертикали: 1.Волокна делятся на… и химические. 2.На стеблях белеют чашки, в них и нитки, и рубашки. 3.Ткань, изготовленная в 12 веке Батистом де Шабре во Франции. 4.Процесс получения нити из волокон… 5.Растение, волокна которого служат сырьём для получения грубой ткани. 6.Как называется ткань снятая с ткацкого станка. По горизонтали: 1.Ткацкое переплетение. 2.Назовите «русский шёлк». 3.Я вдоль ткани хожу. 4.Мой братец ходит поперёк ткани. 5.Сторона ткани с ярким, чётким рисунком. 6.Изделие, изготовленное на ткацком станке. 7.Хлопчатобумажная, ворсовая ткань 8.Из чего состоит ткань? Знать: свойства х/б и льняных тканей, способы получение хлопчато- бумажной и льняной ткани. Уметь: различать ткацкие переплетения, лицевую и изнаночные стороны тканей.процесс получения нити из волокон разновидность тканей.
Познавательная:
преобразование информации из одной формы в другую, ориентироваться и в своей системе знаний.
Регулятивные:
выбирать наиболее рациональную последовательность действий.
Личностные:
оценивать свои учебные способности и знания.
9.Хлопчатобумажная ткань, которую применяют для пошива постельного белья и пелёнок. Кроссворд№2.Приложение
Изучение нового

материала -
20мин.
Задача:
сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения; изучить свойства шерстяных и шелковых тканей; познакомить с производством получения шерстяной и шелковых тканей. При помощи учителя расшифровывают темузанятия. Определяют, что должен знать и уметь на уроке. На каждое действие ставится задача.Записывают тему занятия.Отвечают на поставленные вопросы. Заполняют таблицу «Сравнительная характеристика волокон животного и растительного происхождения» (двеколонки уже заполнены в5классе).Подготовл енные ученика делает сообщения: историческая справка; способы производства шерсти и шелка; используя приготовленную ими презентацию. Зарисовывают графическую схему производства шелка и шерсти, заполняют Подводит обучающихся к теме урока «
Натуральные

волокна животного

происхождения»,
к цели и задачам занятия. Анализирует ответы.Показывает слайд с названием темы. Беседует о волокнах.Слайд с таблицей и схемой натуральных волокон. Анализирует схемы. Для создания проекта Нужно выбрать ткани. В магазинах их так много- Выбирайте сами! А чтоб верно подобрать, Надо свойства тканей знать! Совместно с обучающимисязаполняется и анализируется таблица свойств.Дополняет сообщения обучающихся. Сформулировать тему урока, цель урока, задачи.По мере объясненияучителем нового материала, заполнить таблицу. Ответить на вводные вопросы: 1.Что такое пряжа? 2.Из чего получают шерсть и шелк? 3.Что такое руно? 4.В чем заключается первичная обработка шерсти и шелка? 5. Назовите одинаковые свойства ткани из шелка, шерсти, х/б, льна? 6. Перечислите виды шелковой ткани. 7.Найдите отличие волокон шерсти от волокон шелка. Использовать учебник, интернет - ресурсы.сообщения, презентации заполнить таблицы. Знать: Способы получения шелковых и шерстяных тканей, первичная обработка. Виды шерстяных и шелковых тканей. Признаки определения волокнистого состава тканей из натуральных волокон. Уметь: ставить определенные задачи для каждого этапа своего действия. Сравнивать волокна животного и растительного происхождения. Распознавать ткани по их свойствам.
Познавательная:
самостоятельное создания способа решения проблемы поискового характера.
Регулятивные:
Контроль, коррекция, оценка.
Личностные:
оценивать свои учебные способности и знания
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений
таблицу «Свойства шелковых и шерстяных тканей». Формулируют вывод по выполнению действий. Сравнивают свою таблицу с таблицей на слайде.
Динамическая

пауза

-
4мин. Задача: сменить вид деятельности. Дежурный проводит игру Хлопок». Задает вопрос и сам же отвечает. Если правильный ответ дети хлопают, неправильный – встают. Наблюдает и проверяет ответы обучающих. Хлопок - правильный ответ, неправильный – встать. Внимательно слушать условия и задания игры.
Личностные
: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на занятии.
Закрепление

нового

материала -
40мин
Задача:
применить полученные знания при выполнении определенных действий. Выявление и закрепление знаний по теме « Натуральные волокна животного происхождения»,п роводить анализ, синтез, сравнения волокон по своему составу. Работают с тестом. Сдают тесты учителю. Выполняют л/р №1 ««Сравнение волокон шерсти и шелка», л/р №2 «Определение свойств шелковых и шерстяных тканей». Делают выводы. Предлагает тест. Проводит: а). Вводный инструктаж. Раздает заготовленные шаблоныс последовательностью выполнения л/р. б). Текущий инструктаж. в). Заключительный инструктаж. Проводит анализ л/р. Отметить галочкой правильный ответ. 1. К волокнам животного происхождения относится o шерсть o джут o конопля o шелк 2. Шерсть, снятая с овец, называется o мех o шкура o руно o пряжа 3. К животным, от которых получают шерсть, относятся o кенаф o коза o тутовый шелкопряд o верблюд 4. Коконную нить вырабатывает o бабочка o куколка Знать: свойства х/б и льняных тканей, способы получение хлопчато- бумажной и льняной ткани. Уметь: различать ткацкие переплетения, лицевую и изнаночные стороны тканей.процесс получения нити из волокон разновидность тканей.
Познавательная:
анализ, синтез объектов с целью выделения признаков, умение находить нужную информацию.
Регулятивные:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи, выбирать наиболее рациональную последовательность действий.
Личностные:
оценивать свои учебные способности и знания.
o гусеница 5. Схема обработки шелка включает операции o промывание волокна мылом и содой o сушка горячим воздухом o разрыхление, удаление примесей o сматывание нитей в одну 6. К положительным свойствам шерстяных тканей относятся o воздухопроницаем. o осыпаемость o драпируемость o пылеемкость o теплозащитность 7. Для изготовления летней одежды лучше использовать ткани с o высокой воздухопроницаем. o слабой сминаемостью o большой пылеемкостью o плохой драпируемостью o высокой гигроскопичностью
Рефлексия
– 15 мин.
Задача:
соотнести цель урока и его результатов на занятии; соотнести рефлексивный По очереди отвечают на вопросы, представленные на слайде («Своя Игра Аргументирует ответ. Приложение. Составляют синквейн. Осуществляет рефлексивный контроль.Показывает слайды с вопросами. Обобщает ответы. По очереди ответить на вопросы, представленные на слайде («Своя Игра»). Составьте на изученную темусинквейн. На доске записаны два предложения, вставить по смыслу слова или:
Знать
: правила составления синквейна.
Уметь
: составлять синквейн.Оценив ать свою деятельность
Познавательная:
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности.
Регулятивные:
выбирать наиболее рациональную
контроль с осознанием и пониманием принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка). Обучающиеся заканчивают предложения. Дают оценку ответам уроку. Занятие мне _________понравилось. Я _______ доволен своей работой на уроке. Мне запомнилось ______ на уроке последовательность действий.
Личностные:
самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД.
Коммуникативные:
уметь слушать
Подведение

итогов -
5мин.
задача:
анализ успешности усвоенного материала и деятельности обучающихся . Задают вопросы. Сообщение о достижении цели занятия, дать объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятии, выставление и анализ оценок. Соотнести результат своей деятельности
Регулятивные:
Соотношение результатов своей деятельности с успешным усвоением материала.
Личностные:
самооценка, самоанализ.
Коммуникативные:
уметь слушать, доносить свою позицию.
Домашнее

задание –
4мин. Записывают д/з в дневник учебник п. 1-2, рабочая тетрадь задания 22- 29. Полный инструктаж по выполнению д/з, Принести шелковые ленты двух цветов- длинной 5м, 2картона А4, ножницы, клей, распечатанную таблицу л/р « Ткацкие переплетения»; по одному образцу тканей шерсти и шелка для л/р «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани»

Список используемой литературы:
1. И.А. Сасовой, Программа «Технология 5-8» - М., Вентана-Граф. 2. А.А. Кузнецов, вице-президент РАО; М.В. Рыжаков, академик-секретарь отделения общего образования РАО «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9классы»- М., «Просвещение» 2010. 3. И.А. Сасова «Пособие для учителя» – М., Вентана-Граф. 4. В.М. Жураковская – «Технология изготовления плечевого изделия; Творческие проекты». 5. «Активные методы обучения на уроках технологии», Кускова Г.Н. 6. Ю.Н Сыртланов «Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология». 7. Н.А. Бурцева, О.Е Осокина «План конспект урока «Бутерброды» Т.Н. Карасева, статья, презентация « Формирование ключевых компетентностей обучающихся в рамках мотивационной системы, имеющей место в образовательном процессе». 8. Е.В. Якушина «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС». 9


В раздел образования