"Обучение пересказу рассказа Е.Чарушина "Лиса" в старшей группе"
Автор: Климова Ольга Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 77" Населённый пункт: Пермский край, город Березники Наименование материала: конспект занятия Тема: "Обучение пересказу рассказа Е.Чарушина "Лиса" в старшей группе" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77».
Конспект занятия по обучению рассказыванию в старшей группе
рассказа Е.И. Чарушина «Лиса».
Воспитатель -------------------------- Климова О.А.
Цель : Обучение пересказу короткого текста с использованием графических
схем.
Задачи: 1. Расширение представлений о лисе, её образе жизни, повадках.
2. Активизация и обогащение словарного запаса детей, формирование умения
отвечать полными развернутыми предложениями.
Оборудование и материалы: картина «Лиса в зимнем лесу», графические
схемы к рассказу «Лиса», картинки зайца, волка, петушка с косой, колобка,
бумажные
следы
лисьих
лап,
прикрепленные
к
ковру,
загадка
про
лису,
портрет писателя Е.И.Чарушина, снежный комочек, бумажные елочки (4-5
штук), зеленые и красные кружочки из самоклеящейся бумаги (по количеству
детей).
Ход занятия:
Давайтепоприветствуем друг друга:
«Встанем рядышком, по кругу,
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнется, утро доброе начнется!
«Доброе Утро!»
Дети проговаривают слова, сопровождая их движениями.
Воспитатель предлагает, не уходя из круга, поиграть в игру «Назови слово».
Дети передают друг другу мяч. Ребенок, в руках которого окажется мяч
называет слово, начинающееся на предложенный ранее звук (Звук «л» - лето,
луна, листья, лужа, лента, лиса и т.д.)
Молодцы, все справились! А чьи же это следы на полу? Кто здесь пробегал?
Выслушиваем все предположения.
Этот неизвестный зверь оставил вам подсказки. Все подходят к магнитной
доске, на которой размещены картинки:
-зайца (из сказки «Заячья избушка),
- волка (из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
_ колобка
- петушка с косой
Ребята,
как
вы
думаете,
кто
объединяет
всех
героев
этих
сказок?
Кто
присутствует во всех этих сказках? (выслушиваем все предположения), если
не угадали, используем еще одну подсказку - отгадываем загадку:
Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней,
Пышный хвост ее краса, этот зверь лесной (лиса).
Правильно, ребята, мы сегодня поговорим с вами о лисе. (Все проходят на
стульчики) Вы уже много знаете о ней. Какая лиса? (ответы детей: хитрая,
рыжая, пушистая).
Как можно назвать лису ласково? (лисичка, лисонька).
Я прочитаю вам рассказ русского писателя Евгения Ивановича Чарушина.
(показываю портрет). Евгений Иванович с детства любил родную природу,
интересовался
жизнью
ее
обитателей,
наблюдал
за
ними,
а
когда
вырос
написал много рассказов о животных и нарисовал к своим рассказам рисунки.
Он описывает не сказочную лису, а настоящую, живущую в лесу хищницу.
« Лиса».
Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтоб подальше
было видно и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть-
чуть шевельнется. Услышит, заметит, кинется. Готово: попалась мышь в зубы
рыжей, пушистой охотнице.
Вопросы к обсуждению рассказа:
1.Что делает лиса зимой?
2.Что значит – «мышкует»?
3.Куда встала лиса?
4. Зачем?
5.Что делает на пеньке?
6.Что сделает лиса, когда мышь пискнет или шевельнется?
7.Что значит «кинется»?
8.Чем лиса ловит мышей?
9.Как автор назвал лису?
Читаю рассказ повторно, сопровождая чтение выкладкой схем.
Физкультминутка:
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису, (виляют хвостиком)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть).
Усаживаемся
на
стульчики.
Читаю
рассказ
еще
раз.
Пересказываем
по
цепочке, используя схемы. Предлагаю самым смелым пересказать рассказ
самостоятельно. Каждому рассказчику даю елочку, подписываю ее.
Рефлексия:
Чей рассказ вам показался самым точным?
Что бы ты добавил, если бы рассказывал этот рассказ?
У вас под стульчиками лежат кружочки зеленые и красные. Если вам очень
понравилось, как рассказчик пересказал рассказ – вы приклеиваете на его
елку красный кружок, если считаете, что недостаточно удачно – зеленый.
Дети приклеивают свои кружки на елочки рассказчиков.
Остальных участников занятия спрашиваем в индивидуальном порядке, в
свободное время.