Напоминание

"Раскол в русской православной церкви"


Автор: Терешкина Любовь Даниловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Якутск, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Раскол в русской православной церкви"
Раздел: среднее образование





Назад





ДАТА:

КЛАСС: 7

ТЕМА:

«РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

ЦЕЛЬ:
 Формирование представлений учащихся о расколе в Русской православной церкви.
ЗАДАЧИ:
 Познакомить учащихся с причинами раскола в Русской православной церкви; по- казать разницу между новой и старой верой;  Коррекция и развитие связной устной речи посредством специальных упражне- ний;  Воспитывать у учащихся уважительное отношение к людям любой вере.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Раскол в Русской православной церкви; патриарх Никон; староверы – раскольни- ки; Аввакум
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Протопоп, старообрядцы, скиты
ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация Microsoft PowerPoint, карточки с заданиями
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОД УРОКА

I.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
 Приветствие учащихся
~ 1 ~

 Проверка готовности учащихся к уроку  5 – ти минутное чтение
II.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:
Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Назовите сегодняшнюю дату.
Учащиеся
: Сегодня
______________ _______________ __________
года.
ЧИСЛО МЕСЯЦ ГОД

Учитель:
Записываем дату и классная работа.
Учитель:
Сейчас проведем диктант дат.
Учащиеся
:
РАБОТАЮТ В ТЕТРАДИ

(ОДИН УЧЕНИК НА ДОСКЕ)

Учитель:
1356 год 1712 год 1670 год 1900 год
Учитель:
Сейчас проверяем записи в тетради с записью на слайде.
Учащиеся
:
СВЕРЯЮТ ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ И ЗАПИСИ НА СЛАЙДЕ

Учитель:
Следующее задание: вам нужно правую колонку соединить стрелками с левой. 1356 г. II половина XVII века 1712 г. II половина XIV века 1670 г. II половина XIX века 1900 г. I половина XVIII века
Учащиеся
:
РАБОТАЮТ УСТНО, ПОКАЗЫВАЮТ УКАЗКОЙ НА СЛАЙДЕ (ПРОГОВАРИВАЮТ И СО-

ЕДИНЯЮТ)

Учитель:
Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?
Учащиеся
:
~ 2 ~

На прошлом уроке мы говорили о присоединение Украины к России.
Учитель:
В каком году ? Причина?Личность Богдан Хмельницкий.
Учитель:
В России были свободные и крепостные крестьяне. Кто такие крепостные крестьяне?
Учащиеся
: Крепостные крестьяне – это крестьяне, которые прикреплялись к земле одного хозяина и зависели от землевладельца. Крепостное право – это форма зависимости, при которой: крестьяне прикреплены к земле; крестьяне не имеют личной свободы; крестьяне не имеют своей земли; у кре- стьянина есть надел земли, который на время даёт ему помещик; крестьянин полно- стью подчинен хозяину; крестьяне ходят на барщину и платят оброк.
Барщина
– это работа крестьянина на поле помещика со своим скотом и инвен- тарём за то, что помещик даёт крестьянину землю.
Оброк
– это плата крестьянина помещику деньгами или продуктами за то, что помещик даёт крестьянину землю.
Учитель:
Крестьянская война под предводительством Степана Разина послужила уроком для всех крестьяне поняли, что, только объединившись, они могут бороться против вла- стей. Царь же и его окружение вынуждены были прислушиваться к настроению людей, чтобы не допускать таких волнений. Однако, не смотря на борьбу крестьян за свободу, крепостное право в России сохранилось.
III.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

(НА СЛАЙДЕ КАРТИНА В.И. СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»)
Взгляните внимательно на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом об- ращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддер- жать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.
~ 3 ~

В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучи- тельной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему
«РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
Откройте тетради и запишите тему урока.
Учащиеся
:
(записывают тему урока)

IV.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель
: Сегодня во время урока нам встретятся новые слова. Посмотрите на слайд – сна- чала прочитайте про себя, затем по цепочке.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ПРОТОПОП –

СТАРШИЙ СВЯЩЕННИК В ХРАМЕ

СТАРООБРЯДЦЫ –

ВЕРУЮЩИЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ БОРОЛИСЬ ПРОТИВ

РЕФОРМ ПАТРИАРХА НИКОНА ЗА ВОЗВРАТ К

СТАРЫМ ЦЕРКОВНЫМ ОБРЯДАМ

СКИТЫ –

ПОСЕЛЕНИЕ БЕГЛЫХ СТАРООБРЯДЦЕВ

Учитель
: События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Моск- ву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран – Фила- рет, отец царя Михаила Федоровича, который много сделал для восстановления былого богатства и могущества православной церкви – строились заново разрушенные храмы, восстанавливались разрушенные монастыри. В иконописных мастерских возобновля- лась работа. При царе Алексее Михайловиче патриархом был избран Никон. Родом он был из крестьянской семьи. Узнав об учености Никона, Алексей Михайлович предло- жил избрать Никона патриархом Русской православной церкви.
~ 4 ~


Учитель
: Сейчас при работе с текстом на стр. 95 (2 абзац) вам нужно ответить на следую- щие вопросы: 1. Рассказать о детстве патриарха Никона.
РАБОТАЮТ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 95 (2 абзац)

Учитель
: Кто был избран патриархом Русской православной церкви?
Учащиеся
: Патриархом Русской православной церкви был избран Никон.
Учитель:
Расскажите о детстве патриарха Никона.
Учащиеся
: Патриарх Никон был из крестьянской семьи. У него рано умерла мать, а мачеха его не любила, она его постоянно ругала и наказывала. Именно поэтому когда он под- рос, ушёл в монастырь, где упорно учился и много молился.
Учитель:
После избрания Никона патриархом он сразу же приступил к проведению церковной реформы. Давно было установлено, что используемые в богослужебной практике тексты искажены неудачными переводами, многочисленными переписывания- ми. Еще в 1551 году Стоглавый собор указывал на это и призывал провести проверку в сравнение церковных книг с оригиналами. И патриарх Никон решительным образом взялся за исправление церковных текстов, изменение некоторых церковных правил. В церковных книгах было много ошибок, и было решено исправить и привести право- славные обычаи в соответствии с греческими правилами. По распоряжению Никона развернулось публичное уничтожение старинных икон, старых богослужебных книг. Тех, кто придерживался старых церковных порядков, отстраняли от должностей. В чем же еще заключалась церковная реформа?
~ 5 ~

ДО РЕФОРМЫ

ПОСЛЕ РЕФОРМЫ
Крещение двумя перстами; Крещение тремя перстами; Земной поклон; Поясной поклон; Многоголосие во время службы Единоголосие во время службы

Учитель
: Почему Никон решил провести церковную реформу?
Учащиеся
: Патриарх Никон решил провести церковную реформу, потому что в церковных книгах было много ошибок, и было решено исправить и привести православные обы- чаи в соответствии с греческими правилами.
Учитель:
В чем заключались изменения при проведении церковной реформы?
Учащиеся
: Изменения церковной реформы заключались: Крещение тремя перстами; Пояс- ной поклон; Единоголосие во время службы
Учитель:
Но людям не хотелось менять обычаи отцов и дедов, даже если они не соответ- ствуют греческой христианской культуре. И поэтому многие стали выступать против церковных реформ Никона. И на защиту старины встал протопоп Аввакум. Вокруг него стали собираться противники никоновских реформ. Аввакум призывал людей вернуть- ся к старым церковным обрядам. Поэтому сторонников Аввакума стали называть ста- рообрядцами. Многие люди и священнослужители не признавали нововведений Нико- на. Так произошёл раскол Русской православной церкви. Старообрядцы бежали в Си- бирь, где основывали целые поселения старообрядцев – скиты. Они строили свои хра- мы, где продолжали соблюдать старые церковные традиции и обряды.
Учитель:
Кто выступил против церковных реформ Никона?
Учащиеся
: Против церковных реформ Никона выступил протопоп Аввакум.
Учитель:
Почему сторонников Аввакума называли старообрядцами?
Учащиеся
: Сторонников Аввакума называли старообрядцами потому, что они были сторон- никами старой веры.
~ 6 ~


Учитель:
А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Какое историческое событие легло в основу сюжета картины Василия Сурикова?
Учащиеся:
В основу сюжета картины легло такое историческое событие, как раскол в Рус- ской православной церкви. На картине изображено изгнание старообрядчицы.
Учитель:
Посмотрите внимательно и скажите, Вы уже догадались, что перед нами сторон- ница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой за- поминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православ- ной церкви.
Учитель
: Таким образом, церковная реформа Никона стала причиной раскола верующих. Борьба старообрядцев за возврат к прежним церковным традициям и обычаям стала еще одной формой протеста против властей.
V.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель
: Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся
: Сегодня на уроке мы говорили о расколе в Русской православной церкви.
Учитель
: Сейчас мы проведём закрепление нового материала при помощи теста. Встаньте, пожалуйста, вокруг прямоугольника. Вам будет дано задание с тремя вариантами отве- тов. Вам нужно встать в тот квадрат, который соответствует цифре правильного ответа.
Учитель
: Власть царя поддерживали ….
(ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)
1. Казаки 2.
Церковь
3. Купцы
~ 7 ~


Учащиеся
: Власть царя поддерживала церковь.
Учитель
: Патриарх, который провёл церковную реформу, это … 1.
Никон
2. Иов 3. Аввакум
Учащиеся
: Патриарх, который провёл церковную реформу, это Никон
Учитель
: Люди, которые не хотели признавать нововведения, это … 1. Противники 2.
Старообрядцы
3. Отшельники
Учащиеся
: Люди, которые не хотели признавать нововведения, это старообрядцы
Учитель
: Соотнеси:
СТАРАЯ ВЕРА

КРЕСТИЛИСЬ ТРОЕПЕРСТИЕМ

СОХРАНЯЛИ ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ

НОВАЯ ВЕРА

ИСПРАВЛЯЛИ ЦЕРКОВНЫЕ КНИГИ

КРЕСТИЛИСЬ ДВОЕПЕРСТИЕМ

Учащиеся
:
СТАРАЯ ВЕРА

КРЕСТИЛИСЬ ТРОЕПЕРСТИЕМ

СОХРАНЯЛИ ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ

НОВАЯ ВЕРА

ИСПРАВЛЯЛИ ЦЕРКОВНЫЕ КНИГИ

КРЕСТИЛИСЬ ДВОЕПЕРСТИЕМ

VI.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
VII.
Домашнее задание.
~ 8 ~


В раздел образования