Автор: Сибирцева Яна Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКОУ КШ № 7 Населённый пункт: город Искитим, Новосибирская область Наименование материала: конспект занятия Тема: "Прогулка с тигром Ромой" Раздел: среднее профессиональное
Конспект открытого индивидуального занятия по автоматизации звука
[Р]
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы
«Прогулка с тигром Ромой».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах,
словах, предложениях , чистоговорках;
уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
упражнять
в
умении
определять
место
звука
в
слове
и
соединять
предмет со схемой;
закрепить зрительный образ буквы [Р].
Коррекционно-развивающие:
развивать мимическую мускулатуру ребенка;
развивать
зрительное
и
фонематическое
восприятие,
память,
мышления,
тонкую,
общую
и
артикуляционную
моторику,
координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
формирование положительной установки на участие в занятии;
формирование
доброжелательно сти,
с а м о с т о я т е л ь н о с т и ,
инициативности, ответственности.
Оборудование:
мягкая игрушка Тигр;
мяч;
пластиковая доска с наклеенными на нее металлическими штырьками и
резинки различного натяжения к ней;
звуковые дорожки;
коробка с фасолью и мелкими игрушками;
Д/и «Определи положение Р в слове»
с карточками
(автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).
анимационная презентация с музыкальным сопровождением;
пособие с печатными буквами;
воронка с трубочкой и ватным шариком.
- Посмотри. Кто появился в кабинете новенький? Правильно, Тигр. Это наш
гость - Тигр. Его зовут Рома. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо
разговаривать, произносить четко звуки, а он нет. Как ты думаешь, какой звук
Рома еще не научился правильно произносить? Правильно – звук Р. Ты
сможешь
помочь
нашему
гостю?
Ведь
ты
уже
научилась
правильно
выговаривать этот звук.
-
Для
того,
чтобы
Тигр
быстрее
научился
произносить
звук
[Р],
нужно
научить его правильно выполнять специальные упражнения для дыхания и
язычка, давай мы ему их покажем: (ребенок дует в трубочку, при правильном
выполнении – ватный шарик подпрыгивает вверх).
1. «Блинчик»; «Качели»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Маляр»; «Грибок»;
«Лошадка»; «Барабанщики».
2. «Звуковые дорожки».
-
Я
знаю,
что
ты
очень
любишь
рисовать
звуковые
дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на
одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р). И покажи Роме, как нужно правильно это
делать.
3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного
восприятия.
«Найди букву».
А сейчас найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].
4. - Молодец, а теперь попробуй из резинок сделать букву Р. (на полотне с
выступающими
металлическими
штырьками
предлагается
сделать
соответствующую букву).
- Покажи нашему тигру и произнеси звук.
5. Физкультминутка.
- Посмотри, тигр Рома, немного повеселел. Давай обрадуем его еще больше
и станцуем с его друзьями зажигательный танец (включается анимационная
презентация с музыкальным сопровождением; логопед и ребенок двигаются
под музыку).
6. Игра с мячом «Добавлялки».
- Тигр очень любит играть в мяч. А ты? Давай поиграем вместе с Ромой:
РА-РА-РА, начинается игра.
(кидать
ребенку
мяч,
проговаривая
начало
слова,
он
его
заканчивает
нужным слогом, при этом кидая мяч обратно)
РЫ-РЫ-РЫ, у мальчика шары.
РО-РО-РО, у Маши новое ведро.
РУ-РУ-РУ, продолжаем мы игру.
РО-РО-РО! Много слов со слогом РО…
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
РЫ-РЫ-РЫ! Вот слова со слогом РЫ…
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
7. – А сейчас из сухого бассейна постарайся достать те игрушки, в названии
которых
есть
звук
Р.
Вслух
произноси
того,
кого
достаешь. (Ребенку
предлагается
из
коробки,
наполненной
фасолью,
достать
животных,
в
названии которых присутствует изучаемый звук).
8. – А теперь, посмотри, наш Рома сидит на тумбе, как послушный цирковой
артист. Помоги ему определить, где находится звук Р: вначале, середине или
конце.
Проговаривай
каждую
картинку
и
находи
ей
нужное
место.
(д/и
«Определи положение Р в слове»).
- Можешь вспомнить стихотворение, которое ты разучивала и рассказать его
тигру и нашим гостям. (рассказывает стих: Мы со звуком Р играем,
Тигра мы изображаем:
«Ур-ур-ур, мур-мур-мур,
Гыр-гыр-гыр, фыр-фыр-фыр».
Мы со звуком Р играем
И вороне подражаем:
«Кар-кар-кар, кра-кра-кра».
Вот со звуком Р игра!
- Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила
звук [Р] в слогах и словах. Тигру Роме это очень понравилось и он тоже будет
стараться произносить [Р] правильно. Что ты сегодня делала на занятии? Что
тебе понравилось?