Автор: Аликина Наталья Анатольевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ромашка" Населённый пункт: р.п. Усть - Абакан, Усть - Абаканский район, Республика Хакасия Наименование материала: Педагогический проект психологической направленности Тема: "Помоги себе сам!" Раздел: дошкольное образование
Образовательная организация : МБДОУ «Детский сад «Ромашка».
Автор проекта: Аликина Наталья Анатольевна, педагог-психолог.
Актуальность:
«Здоровый коллектив – здоровый педагог – здоровые дети!»
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и
профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение
самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое.
Не
секрет,
что
работа
педагога
–
работа
нервов
и
сердца.
Людям
этой
профессии
приходится много общаться – с детьми, родителями, быть всегда на виду, нести огромную
ответственность за жизнь малышей. Низкие оклады, куча документации. Поэтому иногда мы
становимся похожими на натянутые струны.
Потому одним из направлений деятельности психолога в ДОУ является работа по
сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов, созданию благоприятного
психологического климата среди сотрудников педагогического коллектива, развитию умения и
навыков гибкого выхода из конфликтных ситуаций.
Для решения данной проблемы был разработан и реализован проект «Помоги себе сам!»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
Важней всего погода в ДОУ
Тема проекта
Педагогический проект
Тип проекта
Практико – ориентированный, социально – личностный,
долгосрочный
Сроки реализации проекта
2014-2015 учебный год
Цель проекта
Обеспечение условий для сохранения и улучшения
психического, а вместе с тем и физического здоровья педагогов
путём создания благоприятного психологического климата в
педагогическом коллективе.
Задачи проекта
Способствовать повышению уровня знаний педагогов о
способах взаимодействия в коллективе;
Способствовать развитию коммуникативных навыков,
навыков выхода из конфликтных ситуаций;
Обеспечить условия для овладения навыками управления
стрессом;
Обеспечить условия для овладения навыками релаксации,
мышечного расслабления, визуализации, концентрации;
Способствовать развитию навыков владения дыхательными
техниками и техниками массажа;
Обеспечить условия для создания комфортного
микроклимата в коллективе.
Проблемное поле проекта
Низкий уровень психологического здоровья педагогов,
вызванный наличием признаков профессионального
выгорания;
Недостаточный уровень компетентности педагогов в
вопросах применения различных технологий сохранения и
укрепления психического здоровья и снижения
эмоционального напряжения и стресса;
Снижение уровня психологического климата в группах ДОУ
и тем самым психологической защищенности каждого
ребенка;
Недостаточный уровень сплоченности и снижение
психологического климата педагогического коллектива.
Этапы проекта
1 этап-
аналитико-диагностический.
2 этап-
коррекционно - консультативный.
3 этап-
контрольно- аналитический.
Итоги проекта
Улучшение психологического климата в коллективе;
Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем
самым повышение психологической защищенности каждого
ребенка, укрепление его психического здоровья;
Рост творческого потенциала педагогов;
Улучшение психического, а вместе с тем и физического
здоровья педагогов;
Повышение сплоченности педагогического коллектива.
ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Этапы
реализации
Сроки
Содержание работы
1 этап-
аналитико-
диагностический.
Сентябрь 2014 г.
Определение круга проблем :
1.
Диагностика психологического климата в коллективе;
2.
Диагностику эмоционального выгорания Бойко;
3.
Диагностика профессионального «выгорания»(К.Маслач, С.Джексон,
в адаптации Н.Е. Водопьяновой) ;
4.
Выявление
уровня
тревожности
и
агрессивности
педагогов,
диагностика на стрессоустойчивость.
2 этап-
коррекционно-
консультативный .
Октябрь 2014 г. –
Апрель 2015 г.
Октябрь
1.
Создание
и
оснащение
уголка
релаксации
и
психологической
разгрузки для педагогов;
2.
Разработка
и
реализация
программы
по
профилактике
профессионального выгорания «Открой себя» ;
Ноябрь
1.
Реализация
программы
по
профилактике
профессионального
выгорания «Открой себя»
2.
П р о в е д е н и е
с е м и н а р а
« П р о ф и л а к т и к а
с и н д р о м а
профессионального выгорания»;
Декабрь
1.
Организация
мастер-класса
по
использованию
технологий
укрепления
психологического
здоровья
педагогов
и
борьбы
со
стрессом «Помоги себе сам»; (Приложение № 1);
2.
Консультация по сохранению психического здоровья педагогов;
Январь
1.
Тренинг
знакомства
с
быстрыми
и
эффективными
способами
снятия
внутреннего
напряжения,
приемами
саморегуляции
«Ступени мудрости переживаний»;
Февраль
1.
Викторина «Знатоки общения»;
2.
Подбор цикла релаксационных видеороликов и презентаций;
Март- Апрель
1.
Акция «Минутка отдыха»;
2.
Деловая игра «Пути эффективного взаимодействия с родителями»;
3.
Практикум «Я тебя понимаю»
В течение года
1.
Созданиеи внедрение в работу с педагогами музыкальной
коллекции «Релакс»;
2.
Цикл видеоуроков «Помоги себе сам!»;
3.
Создание памяток для педагогов ;
«Рецепты счастья на каждый день»
«Правила педагогической гигиены»
«Простые
правила
общения
–
кодекс
кол л е г и а л ь н о го
взаимодействия».
3 этап-
контрольно-
аналитический.
Май 2015 г.
Анализ итогов работы по проекту:
1.
Анализ результатов повторной диагностики психологического климата
в коллективе;
2.
Диагностика
уровня
эмоционального
выгорания
педагогов,
устойчивости к стрессовым ситуациям;
3.
Отслеживание эффективности и обобщение работы по проекту.
Практическая значимость проекта заключается в подборе диагностического
материала, разработке и проведении тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток,
составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике
эмоционального выгорания.
Сфера использования: дошкольные образовательные учреждения.
Круг пользователей: работники дошкольных образовательных учреждений.
Итоги реализации проекта:
Приложение 1
МАСТЕР-КЛАСС
«ПОМОГИ СЕБЕ САМ»
Тема: «Помоги себе сам»
Форма проведения: мастер-класс
Цель мастер-класса: Профилактика профессионального выгорания педагогов посредством
ознакомления
педагогов с технологиями сохранения и укрепления психического здоровья и
демонстрации их практического применения.
Ход мастер-класса:
1.Вводная часть.
Не
секрет,
что
работа
педагога
–
работа
нервов
и
сердца.
Людям
этой
профессии
приходится много общаться – с детьми, родителями, быть всегда на виду, нести огромную
ответственность за жизнь малышей. Низкие оклады, куча документации. Поэтому иногда мы
становимся похожими на натянутые струны. И всему виной – стресс.
Что такое стресс? Это – комплекс процессов, которые возникают в нервной системе
человека при воздействии на него раздражающих и повреждающих факторов.
Педагогам предлагается узнать, подвержены ли они стресс.
Тест. «Подвержены ли вы стрессу?
Данный тест на оценку стрессоустойчивости
был разработан ученым - психологом
Медицинского центра Университета Бостона.
Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения
верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще
не относится.
Подвержены ли Вы стрессу?
1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете
положиться.
5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.
8. Ваш вес соответствует Вашему росту.
9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
10. Вас поддерживает Ваша вера.
11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
12. У Вас много друзей и знакомых.
13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
14. Вы здоровы.
15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.
18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин
напитков.
20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.
Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:
– почти всегда – 1;
– часто – 2;
– иногда – 3;
– почти никогда – 4;
– никогда – 5.
Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.
Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали
еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса
на организм, Вам не о чем беспокоиться.
Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое
влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни – не
пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.
Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение
получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному
пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт – 4,
попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.
Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.
Педагоги выполняют тест.
3.
Основная часть.
Как противостоять стрессовым состояниям? Что предпринять если вы вот – вот
«взорвётесь»?
Одним из эффективных средств борьбы со стрессом является массаж. В преодолении
стресса вам помогут несложные упражнения. Педагогам предлагается выполнить практические
упражнения.
Упражнения для снятия эмоционального стресса:
1.
Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не
торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте
вдох. Повторите упражнение 5 раз. Закрытые глаза усиливают эффект. Упражнение
выполнять двумя руками одновременно;
2.
Сделайте
двумя
грецкими
орехами
(небольшими
шариками)
круговые
движения
в
каждой ладони;
3.
Слегка помассируйте кончик мизинца;
4.
Поместите орех (небольшой шарик) на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и
ладонью другой руки слегка нажмите и сделайте орехом круговые движения (3 мин);
5.
Если все проделанные упражнения не принесли облегчения, то сделайте несколько
физических упражнений (10 прыжков или 10 приседаний).
Одной из причин возникновения стресса является различного рода заболевания. Оказать
первую помощь организму можно используя массаж «Волшебных точек».
Педагоги просматривают видео и осуществляют самомассаж.
В
борьбе
со
стрессом
главное
нормализация
дыхания.
Дыхание – это самомассаж
внутренних органов.
Педагоги знакомятся с комплексом дыхательных упражнений и выполняют его согласно
инструкции ведущего.
Дыхательные упражнения
1.
Расслабить мышцы живота. Вдох: начать вдох, надувая в животе шарик. Пауза, задержка
дыхания. Выдох: втянуть живот как можно сильнее. Пауза.
2.
Вдох: при вдохе губы вытянуты в трубочку и с шумом пьют воздух.
3.
Вдох. Пауза. Выдох. Пауза. На выдохе локализировать, припевая отдельные звуки: а-о-у-
ы.
4.
Дыхание только через левую, а потом через правую ноздрю. Для закрытия правой ноздри
используется
большой
палец
правой
руки,
остальные
пальцы
смотрят
вверх,
для
закрытия левой ноздри – мизинец правой руки.
5.
Глубоко
вдохнуть,
завернуть
уши
от
верхней
точки
до
мочки,
задержать
дыхание.
Выдохнуть с открытым сильным звуком –а-у-ы.
6.
Спина прямая, поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз с выдохом,
немного сгибаясь при этом в туловище.
7.
Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звук пф-пф-пф.
Вдох – на выдохе звук р-р-р.
Вдох – на выдохе звук з-з-з.
Вдох – на выдохе звук ж-ж-ж.
Вдох – на выдохе звук мо-ме-мэ-му.
8.
Ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжать в
кулаки,
кроме
больших
пальцев,
вытянутых
вовне.
С
вдохом
поворачивать
руки
большими пальцами вверх, на выдохе – вниз.
9.
Одна рука на груди, акцент на то, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе опускается.
10. Вдохнуть – закрыть глаза, выдохнуть – открыть.
11. Прямые руки вытянуты вперед на уровне плеч, ладони смотрят вниз. На вдохе поднять
левую кисть вверх, одновременно опуская правую кисть вниз. На выдохе: левая кисть
вниз, правая – вверх.
Количество
упражнений
подбирается
индивидуально.
Оптимальное
количество
повторений 3-4 раза.
Педагогам вручаются памятки «Дыхательные упражнения для снятия стресса»,
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Дыхательные упражнения для снятия стресса
Эти упражнения помогут, если вы:
1.часто впадаете в панику;
2.в состоянии стресса начинаете задыхаться;
3.при общении с людьми торопитесь и стремитесь им угодить
за свой счет;
4.часто теряете контроль над собой, оказавшись в трудном
положении.
1.Стоя перед зеркалом, сделайте вдох. Поднялись ли ваши плечи и грудная клетка?
Слышится ли звук «засасывания» воздуха? Бывает ли так с вами когда-нибудь? Лягте спиной
на пол. Слегка подожмите колени, чтобы ступни стояли на полу, но не очень близко к
ягодицам. Подложите под голову подушку или книгу, чтобы позвоночник находился в
естественном состоянии. Убедитесь в том. Что шея и плечи находятся в расслабленном
состоянии. Положите руку на живот возле пупка, вздохните и выпустите воздух, зевнув.
Зевки и вздохи - естественная реакция тела на снятие напряжения. Дыхание при этом
замедляется. Курение в определенном смысле делает то же самое, так как оно замедляет
выдох. Обратите внимание на то, чтобы вЗДОХИ и зевки шли непосредственно от живота,
он должен опускаться, когда вы выпускаете воздух.
2. Находясь в том же положении, сделайте несколько плавных глубоких и частых вздохов,
положив руки на живот. При этом вы должны ощутить движение. Не делайте много
повторений, так как это утомительно; необходимо всего лишь ощутить движение
диафрагмы.
3. Находясь в том же положении, буквально «засмейтесь животом». Держа руку на
диафрагме, вы должны ощутить некоторое движение в животе.
4. В том же положении сделайте вдох, почувствуйте, как живот поднимется, и в тот момент,
когда он начнет опускаться, плавно выдохните воздух. Заметьте, что после выдоха у вас не
сразу появляется потребность в новом вдохе. После выдоха ребра как бы «раскрываются»,
освобождая пространство для новой порции вдыхаемого воздуха. Выдержка паузы между
вдохами способна замедлять ритм дыхания и помочь расслабиться. Даже если вы выдохнули
максимально возможное количество воздуха, в легких все равно останется еще достаточно
большое его количество.
5. Дышите легко. Не пытайтесь во время этого упражнения вдохнуть больше воздуха.
Прочувствуйте движение живота, а на выдохе произносите что-нибудь типа «расслабляюсь»
или «отдыхаю».
Примите сидячее положение, продолжая контролировать свое дыхание. Если грудь начинает
подниматься, положите на нее руку. В этом положении повторите одно из первых пяти
упражнений, то, которое считаете наиболее полезным для себя.
Стоя перед зеркалом, выполните пятое упражнение. Следите за тем, чтобы быть
СПОкойНЫМИ, чтобы плечи были опущены, а грудь не поднималась. Следите за лицом:
признаком напряжения является нахмуреность бровей. Помните: это дыхательные
упражнения, а дышите вы всю свою жизнь.
Примечание. Если при выполнении этих упражнений вы почувствовали
головокружение, необходимо остановиться. Это может произойти потому, что вы стали
вдыхать больше чем обычно количество кислорода, и это «удивило» мозг. Вернитесь к
своему нормальному дыханию и сконцентрируйтесь на выдохе.
4.
Заключительная часть.
Несмотря на то, что профессия педагога очень сложная – она очень нужная и важная.
Надеюсь, наше общение помогло вам ответить на вопросы о том, как бороться со
стрессом и теперь он вам не страшен! Будьте здоровы!
Вручаются памятки « Стоп стресс!»
П
амятка для педагога
«СТОП СТРЕСС!»
Способы борьбы со стрессом
Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие
мышечного
напряжения,
а
затем
и
психологического
(с
помощью мелодий для релаксации и т.д.).
Правильное
питание.
На
фоне
нервных
и
физических
перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых
компонентов
порой
становится
той
самой
причиной,
которая
усугубляет
стрессовое
состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения
йоги, массаж и т.д.).
Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия
– травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
Лекарственные настои.
Окружающая
природа
как
источник
положительной
и
отрицательной
энергии
(использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально –
психическим состоянием).
Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).
Ослабить стресс можно, если:
Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
Обязательно
планировать
своё
время
так,
чтобы
появлялась
возможность
бывать
в
театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год
неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше
время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.
Правила борьбы со стрессом
Побольше
общения
и
с
коллегами,
и
с
друзьями.
Обмен
мнениями,
общение
и
разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
Вне работы о работе стараться не говорить.
Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный
момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите
в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из
своего прошлого – “бывает и хуже”).
Необходимо
в
каждой
стрессовой
ситуации
стараться
найти
что-то
позитивное.
Представлять
себе
положительные
результаты
происходящего,
не
зацикливаясь
на
отрицательных.