"Подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в свете ФГОС"
Автор: Кривошеева Юлия Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБОУ Красносельская СОШ Населённый пункт: поселок Красносельск, Новоспасский район, Ульяновская область Наименование материала: статья Тема: "Подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в свете ФГОС" Раздел: дошкольное образование
в свете ФГОС.
Статья для педсовета
(выступление)
Подготовила:
музыкальный руководитель первой категории
МБОУ КСОШ
Кривошеева Ю. В.
п. Красносельск
2015 г.
ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ,
проект основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
свидетельствуют о том, что организация дошкольного воспитания коренным
образом меняется. Важно понимать, что прежние нормы, к которым мы все
привыкли, уже не действуют. Но главное, на что нужно опираться, что раздел
«Музыка» введен в содержание основной общеобразовательной программы
ДОУ.
На то же нужно обратить внимание?
1.
С детьми до 5 лет основные формы работы – это совместная игровая
д е я т е льно с т ь,
инд ив ид уа льна я
и
под гру ппо ва я
р а б о т а ,
экспериментирование
(в
музыкальном
воспитании
–
это
различные
виды
элементарного
музицирования),
самостоятельное
игровое
творчество,
музыкальное
сопровождение
различных
режимных
моментов.
НОД,
особенно
по
традиционной
жесткой
структуре,
не
рекомендуются, так как эта форма работы не соответствует возрастным
особенностям
дошкольников
младшего
и
среднего
возраста.
Следовательно,
содержание
музыкальных
занятий
нужно
сделать
игровым,
облегченным,
направленным
на
стимулирование
музыкального творчества у детей. В этой связи надо отметить, что
элементарное музицирование с дошкольниками, как базовая система
работы, это стопроцентное попадание под требования ФГОС.
2.
Музыкальная НОД со старшими дошкольниками направлена не только
на достижение задач музыкального развития, но и в большей степени
на
целостное
развитие
личности
детей,
достижение
ими
школьной
зрелости, выравнивание стартовых возможностей накануне обучения в
первом
классе.
Поэтому
особое
внимание
нужно
обратить
на
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
эмоционально-
волевой
сферы.
Этому
способствуют
различные
виды
музыкальной
деятельности.
3.
Музыкальное
воспитание
должно
стать
не
просто
образовательной
областью
–
важно
сделать
музыку
средством,
объединяющим,
интегрирующем
различные
виды
художе ственно-творче ской
деятельности.
Желательно
использовать
музыку
при
чтении
художественной литературы, рассматривании картин, знакомством с
историей родного края. Поэтому чрезвычайно важно сотрудничество
всех педагогов ДОУ, умение работать совместно, творчески.
4.
Возрастает роль подготовки и проведения праздников и развлечений в
детском
саду,
тематики
которых
основывается
на
комплексно-
тематическом плане ДОУ. Однако, праздники не должны превращаться
в «шоу» - они должны быть игровыми, построенными на совместном
творчестве
с
родителями
и
педагогами.
Праздники
можно
рассматривать
как
«события»,
идея
которых
обыгрывается
на
музыкальном материале, а содержание включает не только специально
разученные песни и танцы, но и детскую импровизацию, выступление
старших
детей
и
взрослых,
игры,
сюрпризы.
Подготовка
к
таким
игровым
утренникам
не
занимает
много
времени
и
тем
более
не
превращается в РЕПЕТИЦИИ.
5.
Возрастает
значимость
работы
с
родителями,
которым
нужно
разъяснить:
роль музыкального воспитания для формирования личности ребенка и
дальнейшей его успешности;
приоритет
развития
творческого
воображения,
влияние
этой
способности на успешность человека в других видах деятельности;
необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми,
достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.
Для музыкальных руководителей в настоящее время важно рассмотреть в
коллективе свои функциональные обязанности и постановить, что:
работа по подготовке и проведению праздников «событий» проводится
совместно. Желательно, чтобы в разработке сценариев спортивных,
экологических и других тематических развлечений (по ОБЖ, пожарной
безопасности и пр.) активное участие принимали воспитатели и другие
специалисты;
в выборе репертуара нужно руководствоваться целесообразностью и
необходимостью и ни в коем случае не идти на поводу у родителей и
коллег,
которым
хочется
«чего-нибудь
новенького,
современного».
Особенно важно подбирать легкий и доступный песенный репертуар,
так как у дошкольников еще очень ранимый и неразвитый голосовой
аппарат;
музыкальный
руководитель
помогает
воспитателям
и
другим
специалистам в подборе музыки для организации режимных моментов,
оформления
бе с ед,
спортивных,
те ат ра лизованных
и г р ,
изодеятельности и т.д.
Исходя из своего опыта работы, можно предположить, что практики по-
прежнему будут проводить занятия, на бумаге обозначая их «творческим
взаимодействием». И в этом трудно обвинять практиков.
Что же можно посоветовать по этому поводу?
1.
Продумать
перспективу
работы
с
детьми,
обсудить
с
другими
педагогами основные идеи планирования и разработать совместные
творческие проекты, в которых будут участвовать и педагоги, и
дети, и их родители.
2.
Продумать
использование
различных
видов
музыкальной
деятельности в этих совместных проектах.
3.
Стараться
целенаправленно
вести
наблюдение
за
проявлениями
детей, эффектами их развития – это и будет лучшей диагностикой,
которая поможет собрать объективную информацию и провести
исследование.
4.
Пробуйте
использовать
музыку
и
в
своей
жизни
как
средство
психотерапии: слушайте музыкальные произведения, а еще лучше –
пойте или играйте на музыкальных инструментах с целью поднятия
своего настроения, повышения психоэмоционального тонуса.