Автор: Кутова Анна Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №119 Населённый пункт: г.Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: "Воспитание ребёнка фольклором" Раздел: дошкольное образование
«Для того чтобы знать,
что нравственно, надо знать,
что безнравственно. Для того
чтобы знать, что делать,надо
знать, чего не должно делать.»
Л.Н. Толстой.
Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием ребёнка,
укреплением его здоровья. Но не менее важно заложить основы его душевного
здоровья.
Необходимое
условие
этого
–
наличие
моральных
ориентиров.
Сформированность
нравственных
ценностей
является
важнейшим
условием
формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной.
К, сожалению, многие современные родители растят ребёнка «для него самого».
Они хотят, чтобы он был успешным, «смог добиться чего-то сам». Ребёнок привыкает
рассматривать все явления жизни с позиции того, что ему нравится или не нравится,
полезно или не нужно. Однако индивидуализм иногда мешает научиться строить
гармоничные отношения с другими
людьми. Больше стало детей, которые любят
играть одни, тех, кого
не принимают другие дети, тех, которые умеют общаться
только со взрослыми. Воспитанный «для себя» ребёнок остаётся сам с собой – и
страдает от этого.
Кроме того, образ будущего у современного ребёнка – это, зачастую, образ
сферы его потребления, а не сферы его деятельности. То есть на вопрос, что они
будут делать, когда вырастут , они отвечают: ездить на крутой тачке, удачно выйдут
замуж, будут носить красивые платья и так далее. Они всё реже говорят о своей
будущей профессии, своих интересах. Создаётся ощущение, что ребёнок вынужден
опираться
на
мыльный
пузырь,
который
для
него
надуваем
мы
сами
через
телевидение,
интернет,
нагружаем
его
сознание
сомнительными
ценностями.
А
почему бы ему не опираться на опыт родителей, бабушек, прабабушек? Ведь человеку
естественно гордиться своими родителями, народом, к которому принадлежишь. На
наш взгляд, в жизни современных детей народная культура формирует тот самый
необходимый эмоционально-духовный фон, столь необходимый для их нравственного
воспитания.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная
мудрость». Но как же донести до детей-горожан всю яркость и красоту устного
народного творчества?
Ведь зачастую слова вышли из употребления вместе с предметами, которыми их
называли, некоторые никогда в жизни не видели печь, ухват и так далее, ребята
просто
не понимали о чём идёт речь. И получалось, что знакомство с народной
культурой происходит формально, по картинкам.
Поэтому пришла идея создать в
детском
саду
мини
-
музей,
где
решили
разместить
предметы,
название
которых
наиболее часто упоминаются в русских сказках. Конечно поиском предметов старины
занимались педагоги , привлекали родителей, родственников. Чудом сохранившиеся
предметы отыскивались и в городских и в квартирах, и на дачах, и в деревенских
домах. И вот, наконец, в прошлом году он открылся для детей. Его главная функция –
помочь детям погрузиться в предлагаемую историческую эпоху. Все предметы в
музее интерактивны, ребята могут их потрогать, примерить. Первые занятия были
ознакомительными – дети знакомились с предметами быта, их функциями, а затем и с
народными
традициями.По
форме
проведения
эти
занятия
представляют
собой
«игры-путешествия» и «игры-открытия». Задача таких занятий не только в том, чтобы
передавать информацию, но и возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому
предмету. Здесь же сразу начали использоваться загадки, пословицы, поговорки. В
пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются
человеческие
недостатки,
восхваляются
положительные
качества.
Над
каждой
пословицей
мы
стараемся
работать
отдельно,
мы
их
обсуждаем,
выясняем
их
значение, придумываем по ним сказки, делаем рисунки. Наверное, вы заметили, что
дети самостоятельно называют пословицы на занятии. Естественно, мы разбирали их
во
время
предварительной
работы.
Дети
придумали
сказку
про
ленивую
пряху,
которая и сама одевалась кое- как, и дети у неё бегали грязные и оборванные. Над
ними все смеялись… В подготовительной группе мы предлагаем на занятиях сразу
несколько
пословиц,
дети
выбирают
наиболее
понравившуюся,
близкую
им
по
духу.Кроме того пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему , помогают
раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться – в
лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики»,
«Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Не надобен
клад,коли в семье лад», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в
беде», «Знал бы где упадёшь – соломки подстелил», «Мягко стелет, да жёстко спать»,
«Родина-мать – умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами
погонишься , ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает», « Хлеб всему
голова», «В гостях хорошо, а дома лучше
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера,
присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде,
храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным
ценностям.
Благодаря
фольклору,
в
частности,
русским
народным
песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в
окружающий
мир,
через
сопереживание
лирическим
героям
полнее
ощущает
прелесть
родной
природы,
усваивает
представления
народа
о
красоте,
морали,
знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением
впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование
полноценной
личности
просто
невозможно.Каждый
жанр
русского
народного
творчества
–
кладезь
народной
мудрости.
И
в
каждом
–
огромный
запас
положительной
энергии,
направленный
на
созидание,
а
не
на
разрушение.
Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как
есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Таким
образом, фольклорные произведения русского народа помогают , с одной стороны,
приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в
фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют
ребенку
почувствовать
себя
ребенком,
нужным
маме
и
папе,
поверить
в
справедливость, в добро, красоту нашего мира.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования»,
или
«материнская
поэзия»:
колыбельные
песни,
пестушки,
потешки,
прибаутки,
сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал,
используемый
мною
на
занятиях
для
развития
детей.Колыбельные,
пестушки,
прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания
«Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Дети, напевая, и качая в этот момент
куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания
колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в
ребёнке ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает
светлый,
почти
идеальный
мир,
в
котором
царят
и
побеждают
любовь,
добро,
всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле, а затем – всем
окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть
грубым.
Надо
сказать,
что
колыбельные
мы
не
только
слушаем
и
поём
на
музыкальных
занятиях,
но
и
некоторые
девочки
переиначивают
уже
знакомые
колыбельные.
Потешка – небольшое стихотворение для развлечения и потехи, но надо сказать, что
не всегда смех пустой. Зачастую в них высмеиваются лень, глупость. Мы не просто
читаем их, а стараемся разыгрывать, подбирать для наглядности предметы русского
быта, переодеваемся в соответствующие костюмы.
С моей точки зрения, при отборе фольклорных произведений для занятий с детьми
дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны
жизни
человека,
развития
взаимоотношений
с
окружающей
действительностью,
общения со старшими.
В работе с детьми средней, старшей , подготовительной групп, я часто использую и
другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни,
обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.
Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни
(веснянки, заклички, масленичные, купальские песни, жатвенные, свадебные песни и
т.д.).в занятии использованавеснянка – старинная обрядовая песенка, восхваляющая
весну, приход весны.Обрядовые песни вводили детей во взрослый мир, знакомили с
его правилами, воспитывали в них гуманное отношение к природе, человеку и всему,
что он делает.
Знакомясь
с
фольклором,
мы
используем
множество
собственно
детских
игр.
Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и
семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. Народные игры у
наших предков сопровождались пением, наряду с силой, ловкостью, выносливостью,
развивали чувство сопричастности к коллективу («Ручеек», «Молчанка», «Волк и
овцы», «Горелки», «Жмурки». На занятии мы использовали русскую народную игру
«Ленточка».
Русские
народные
сказки
для
детей
имеют
огромное
значение,
как
важнейшее
средство нравственного воспитания. Народ, бережно храня и преумножая, передавал
из поколения в поколение свои традиции. Ведь в сказках чувствуется душа народа,
его
обычаи
и
нравы.
Язык
народных
сказаний
поэтичен,
насыщен
эпитетами
и
речевыми оборотами. При этом он очень возвышает и утончает душу слушающих.
Особенно
актуально
нравственное
воспитание
детей
с
помощью
сказок
в
современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение.
Зачастую бывает так, что создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный
изначально в сказках, то же самое происходит и с вновь изданными книгами. Авторы
превращают
поучительное
повествование
в
развлекательное
действие.
Поэтому
следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно
«общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок
погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю
всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный
опыт. Значение сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка
Происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире.
Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь.Развиваются
социальные
навыки:
дружелюбие,
терпение,
стремление
помочь
и
порадовать
близкого
человека,
общительность,
внимательность,
потребность
делиться
положительными
эмоциями
и
впечатлениями,
усердие.Детьми
усваиваются
нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание,
жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что
учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок
в жизни.Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских
сказок
и
вести
себя
доброжелательно,
заботливо
к
окружающим.Воспитываются
такие
черты
характера,
как
послушание,
терпение,
любовь
к
ближнему,
милосердие.Развивается
чувство
красоты
и
эстетики,
умение
ценить
и
беречь
прекрасное.Особенности проведения занятий и игрДля более полного ознакомления
детей с русским народным фольклором, необходимо использовать при занятиях не
только сказки, но и познавательные рассказы, былины, апокрифы. Детям младшего
дошкольного возраста читайте небольшие, простые для восприятия, детские сказки.
Для
детей
постарше
возможно
использование
на
занятиях
произведений,
более
сложных и глубоких по содержанию.
Очень
содействует
образному
восприятию
музыкальное
сопровождение
игр
и
занятий, которое благотворно влияет на психику ребенка и помогает прочувствовать
образы героев. Также желательно использование иллюстраций (репродукции картин и
книжные
иллюстрации),
фотографий,
произведений
прикладного
искусства,
открыток.
Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей:
Первый
этап.
Прослушивание
сказки
под
музыкальное
сопровождение,
соответствующее «настроению» ключевых моментов.
Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и
иллюстраций,
нахождение
основного
ключа
и
идеи.
Возможна
инсценировка
понравившихся или главных эпизодов сказки.
Третий этап. Проведение практических занятий – лепка, рисование, аппликация.
Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от
второстепенного,
но
и
растет
духовно,
совершенствуется,
становится
мудрее
и
опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в
реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.