"Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития"
Автор: Иванцова Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №1519" Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Статья Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития" Раздел: дошкольное образование
В
отечественной
коррекционной
педагогике
понятие
"задержка
психического
развития"
(ЗПР)
употребляется
по
отношению
к
детям
с
минимальными
органическими
повреждениями
или
функциональной
недостаточностью
центральной
нервной
системы,
а
также
длительно
находящимся
в
условиях
социальной
депривации.
Для
них
характерны
незрелость
эмоционально-волевой
сферы
и
недоразвитие
познавательной
деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся
под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Понятие
«задержка
психического
развития»
-
психолого-
педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической
деятельности
ребёнка.
Термин
"задержка"
подчеркивает
(несоответствие
уровня психического развития возрасту) в значительном количестве случаев
временный
характер
отставания,
который
с
возрастом
тем
успешнее
преодолевается,
чем
раньше
дети
с
данной
патологией
попадают
в
адекватные для них условия воспитания и обучения.
Сформированность навыков мелкой моторики имеет важное значение для
общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего
дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом
определяет успешность освоения ребенком изобразительных,
конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений,
овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр.
П од
т е рм и н ом
м е л ка я
( то н ка я )
м ото р и ка
м ы
п о н и м а е м
высокодифференцированные,
точные
движения,
преимущественно
небольшой
амплитуды
и
силы,
в
которых
участвуют
мелкие
мышцы.
Биманипулярные
движения
рук,
тактильный
контакт
с
материалами
различной
фактуры,
функциональное
дифференцирование
визуальной
системы
развивает
у
ребенка
функциональную
мышечную
умелость
выполнять мелкие, четко дифференцированные движения.
Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для
того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев
2
развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются
мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Экспериментальные данные свидетельствуют о тесной связи функции
руки и речи, морфологическое и функциональное формирование речевых
областей
совершается
под
влиянием
кинестетических
импульсов
от
рук.
Влияние
проприоцептивной
импульсации
с
мышц
руки
настолько
значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой
моторной
области.
Если
речевое
развитие
ребенка
задерживается,
рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук.
Изучением
мелкой
моторики
как
разновидности
движений,
регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Р.
Лурия, М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, С.Г. Шевченко и другие.
По
умелости
детской
руки
специалисты
на
основе
данных
самых
современных
исследований
делают
вывод
об
особенностях
развития
центральной
нервной
системы.
И
если
когда-то
подобные
выводы
были
эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных
нейрофизиологов,
физиологов,
психологов
взаимосвязь
мозга
и
руки
-
аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.
Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и
не
сами
собой,
а
по
мере
расширения
его
деятельности,
в
том
числе
двигательной и ручной.
Чаще
всего
задержка
развития
речи
тяжело
сказывается
на
общем
развитии
ребенка,
не
позволяет
ему
полноценно
общаться
и
играть
с
ровесниками,
затрудняет
познание
окружающего
мира,
отягощает
эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь
ребёнку,
постоянно
использовать
все
способы
развития,
эти
серьёзные
проблемы можно решить.
Воспитание ребенка с задержкой психического развития ответственная
задача
–
это,
прежде
всего,
понимание
взрослого
состояния
ребенка.
С
3
признанием того, что в семье растет ребенок с задержкой психического
развития,
ответственность
родителей
значительно
возрастает.
Только
совместная
работа
педагогов
и
семьи
пойдет
ребенку
с
задержкой
психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
Важным
условием
и
движущей
силой
развития,
по
мнению
отечественных психологов, является активность личности самого ребенка,
которую он проявляет в игре. Роль игры в психическом развитии ребенка
огромна.
Без
специального
обучения
игра
у
детей
с
задержкой
психического
развития
не
может
занять
ведущие
место
и,
следовательно,
оказать
воздействие на психическое развитие. Как известно, любая деятельность
определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена.
Игра
является
деятельностью,
мотив
которой
лежит
в
ней
самой.
Это
означает, что ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради
получения конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и
любой другой продуктивной деятельности.
Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной
умелости, дошли к нам из глубины веков. Народной педагогикой созданы
такие игры как "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза - рогатая" и другие. Их
значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители
видят
в
них
развлекательное,
а
не
развивающее,
оздоравливающее
воздействие. В ходе воспитательно-образовательной работы, направленной на
развитие мелких мышц пальцев и кистей рук можно использовать следующие
виды деятельности:
- пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками;
- специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в
комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая
пальчиковая гимнастика;
- игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц,
палочек, желудей и другого природного материала; нанизывание бус, колечек,
4
пуговиц на нитку; застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний;
игры с мозаикой (различных размеров); игры со строительным материалом;
-
изобразительную
деятельность:
лепку
из
пластилина
и
глины;
раскрашивание
картинок;
обведение
контуров;
штриховку;
рисование
карандашами
и
красками
различными
способами
(кистью,
тампоном,
пальцем, свечой); разнообразную работу с ножницами;
Начиная
с
младшей
группы,
можно
организовывать
специальную
полочку по изобразительной деятельности. Он должна быть оборудована
таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять
необходимые
материалы
и
заниматься
самостоятельной
художественной
деятельностью.
По
мере
того,
как
дети
взрослеют,
содержимое
полочки
меняется
(большие
кисточки
-
на
маленькие,
гуашь
-
на
акварель,
увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и
т.д.).
Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине,
пластилину.
Это
очень
трудная
и
кропотливая
работа,
которая
также
развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук,
учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными
для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее
можно
мять,
рвать,
разглаживать,
резать
-
эти
упражнения
имеют
терапевтический
характер,
положительно
влияют
на
нервную
систему,
успокаивают детей. Применение крупы (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) в
процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в
других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра
Золушка (дети перебирают перемешанную крупу), письмо на крупе.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими
по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По
рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого
уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу
привлекают родителей: работы выходного дня, конкурсы рисунков, выставки
5
семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией,
ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности
делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом,
развивают
зрительный
контроль
движений
руки.
Помогают
образованию
связи рука-глаз.
Начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги
уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для
этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно
будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение
детей
правильно
пользоваться
столовыми
приборами
(чашкой,
ложкой),
самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки,
дети
быстро
учатся
пользоваться
ножницами,
кисточкой,
карандашом.
Создавая
в
группе
необходимую
развивающую
среду,
способствующую
развитию
мелкой
моторики,
учитывая
возрастные
особенности
детей,
получив
поддержку
и
помощь
родителей,
педагоги
будут
добиваться
положительных результатов.
При
совершенствовании
у
детей
ручной
умелости,
развивается
интеллект,
формировались
психические
процессы,
развивались
коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует
формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному
школьному обучению (к письму).
Упражнения
по
развитию
мелкой
моторики
должны
проводиться
в
комплексе,
начиная
с
первых
месяцев
жизни
ребенка.
В
комплекс
упражнений
необходимо
включать
задания
на
сжатие,
расслабление,
растяжение кистей рук. Работу по развитию мелкой моторики необходимо
проводить в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития
ребенка.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования
ловкости рук таят в себе игры с предметами: башенки, матрешки, неваляшки,
разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих
6
игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение
действовать
на
основе
различения
формы,
величины,
цвета
предметов,
овладевают разнообразными новыми движениями, действиями. И все это
своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в
формах увлекательных, доступных ребенку.
В
ходе
дидактических
игр
с
предметами
развиваются
следующие
движения:
-хватание:
ребенок
учится
захватывать
предмет,
д е йс т вуя
целенаправленно
(правильно
определяет
место
предмета
в
пространстве
(направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие
предметы ребенок хватает одной рукой, большие - двумя руками);
- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или
две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе
многих дидактических игрушек - пирамид, матрешек и др.;
- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе
формирования многих навыков ручных действий; движения кистей и пальцев
рук.
Таким образом, успех коррекционного обучения во многом определяется
тем,
насколько
четко
организована
преемственность
в
работе
учителя
–
дефектолога, воспитателя и родителей. Важную роль в развитии мелкой
моторики рук у детей с задержкой психического развития играет игровая
деятельность,
которая
не
только
тренирует
мелкую
моторику
рук,
но
и
оказывает
влияние
на
развитие
психических
процессов.
Наряду
с
игрой
тонкая
моторика
развивается
в
процессе
самообслуживания,
в
ходе
продуктивной деятельности дошкольников.
Эффективность
развития
мелкой
моторики
рук
зависит
от
системы
упражнений, их посильности, содержания, частоты повторений; контроля и
коррекции;
личностных
особенностей
воспитанников;
сочетания
индивидуальных
и
групповых
форм
упражнений;
мотивации
и
7
стимулирования упражнений, тесном контакте детского сада и семьи по
развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Список литературы
1.
Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего
возраста путём тренировки движений пальцев рук. –М.: Просвещение,
1974.
2.
Антонова
А.В.
Развитие
графических
навыков
у
детей
с
общим
недоразвитием речи; Методическое пособие. – М.: 1997. – 55 с.
3.
Бондаренко
А.К.
Дидактические
игры
в
детском
саду:
Кн.
для
воспитателей дет.сада. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160
с.
4.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки
психического
развития
у
детей:
учебно-методическое
пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 56 с.
5.
Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С.
Певзнер. – М.,1973.
6.
Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр.
соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.
7.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных
поражениях мозга. – М.: Академический проект, 2000.
8