Напоминание

"На выставке народных глиняных игрушек"


Автор: Голубева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Теремок"
Населённый пункт: Московская область, г. Коломна
Наименование материала: методическая разработка конспекта открытого занятия по лепке
Тема: "На выставке народных глиняных игрушек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №2 «Теремок» Конспект открытого занятия по лепке в подготовительной группе Тема: «На выставке народных глиняных игрушек» Воспитатель: Голубева Елена Анатольевна г. Коломна 2016 г.
Тема «На выставке народных глиняных игрушек». Цель Закреплять знания детей о народных промыслах – глиняной игрушке. Задачи - Учить создавать образ, используя полученные навыки и разнообразные приёмы лепки. - Формировать умение работать с глиной, доводить начатую работу до конца, развивать творческую инициативу. Давать оценку проделанной работе. - Воспитывать художественно-эстетический вкус, творчество, интерес к народной глиняной игрушке. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие Предварительная работа: - Рассматривание народных игрушек, иллюстраций, чтение художественной литературы о промыслах: дымковская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, калининская игрушка, декоративные пластины. - Беседа о народных промыслах, составление описательных рассказов. - Тематическое рисование. Материалы и оборудование Экран, диапроектор, фильм о народных промыслах, глиняные игрушки; глина, доски, стеки, трафареты, подносы, блюдца с водой, губки.
Ход занятия Воспитатель и дети под русскую народную музыку входят в группу. Воспитатель: Дети, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы сейчас совершим путешествие на выставку народных промыслов – глиняной игрушки. Пройдите, пожалуйста, на свои места, сядьте правильно, красиво. Дети садятся на стулья. Воспитатель: Дети, ответьте мне на вопрос, что же такое глиняная игрушка? Дети: Глиняная игрушка - это вид народного творчества. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Воспитатель: Совершенно верно, глиняные фигурки мастера лепили в разных городах России, и от этого каждый вид народных промыслов имел своё название. Вот посмотрите внимательно на экран… На экране изображены разные виды промыслов. Воспитатель: Какие виды народных промыслов вы видите? Дети: Дымковская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, калининская игрушка, декоративные пластины. Воспитатель: А сейчас мы с вами подробнее рассмотрим эти виды народных промыслов и поговорим о них… На экране изображено село «Дымково» Воспитатель: Словно в дымке всё кругом: Голубые дали… И село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски, И в селе рождались чудо сказки, Вечера зимою длинны… И лепили там из глины Все игрушки не простые,
А чудесно расписные… Дети рассматривают слайды с изображением игрушек. Воспитатель: Ребята, какой промысел мы сейчас с вами увидели? Дети: Дымковская игрушка. Воспитатель: Что вы можете сказать о дымковских игрушках? Дети: У всех игрушек белый фон, яркие цвета: зелёный, красный, алый, оранжевый, жёлтый, синий. На игрушках геометрические узоры: точки, кружочки, клеточки, полоски, ромбы, волны. Фигурки украшены налепами. Воспитатель: Что лепили мастера и как они это делали? Дети: Дымковские игрушки мастера лепили по частям. Они лепили людей и животных: барышень, коней, индюков, петухов. Воспитатель: А сейчас мы с вами рассмотрим другой вид народных промыслов… На экране изображён город Каргополь. Воспитатель: В городе Каргополе Архангельской области возник этот русский художественный промысел. Народные умельцы здесь творили свои диковинки – народную глиняную игрушку. Дети рассматривают слайды с изображением игрушек. Воспитатель: А здесь, дети, какой вид народных промыслов? Дети: Каргопольская игрушка. Воспитатель: А как вы догадались? Дети: Все игрушки крупные, находятся в движении. Фигурки неяркие, раскрашены чёрным, красным, жёлтым, бледно-зелёным, синим цветами. Игрушки расписаны узорами: кругами, крестами, пятнами, рисунками в виде колосьев, веточек растений. Воспитатель: Что и как лепили каргопольские мастера? Дети: Фигуры лепили почти из одного куска глины. Лепили крестьянок, лошадей, медведей, коней, оленей, героев сказок и былин. Воспитатель: А вот другой вид народных промыслов… На экране изображено село Филимоново.
Воспитатель: В селе Филимоново Одоевского района мастера тоже лепили игрушки, но лепили их по-своему. Давайте посмотрим на их творчество. Дети рассматривают слайды с изображением игрушек. Воспитатель: Что за промысел дети вы сейчас увидели? Дети: Филимоновская игрушка. Воспитатель: Что отличает эту игрушку от других игрушек? Дети: Вытянутая форма игрушек. Все игрушки – это свистульки: барышни, танцующие пары, солдаты, коровы, петухи. Игрушки яркие, красочные, весёлые. Они раскрашены в красные, малиновые, зелёные цвета. На игрушках есть узоры: полоски, точки, круги, овалы, треугольники. Воспитатель: А как мастера лепят свои игрушки? Дети: Мастера лепят филимоновские игрушки из одного куска глины. Воспитатель: А вы знаете ребята, что сравнительно недавно в городе Торжок Калининской области мастера стали изготавливать вот такие необычной красоты игрушки… На экране изображён город Торжок. Далее дети рассматривают слайды с изображением игрушек. Воспитатель: Что за игрушки вы сейчас увидели? Дети: Калининские игрушки. Воспитатель: Чем вам эти игрушки приглянулись? Дети: Здесь много птиц. Мастера лепили лебедей, кур, уточек с утятами и расписывали их узорами: мазками, кругами, точками. У всех калининских игрушек коричневый фон. Мастера при росписи игрушек использовали цвета: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, оранжевый. Воспитатель: Ребята, мы с вами совсем недавно познакомились ещё с одним народным промыслом. Давайте посмотрим на экран… Дети рассматривают на экране слайды с изображением промысла. Воспитатель: Вы узнали этот промысел? Дети: Это декоративные пластины.
Воспитатель: А что вы знаете о декоративных пластинах? Дети: Декоративные пластины – это рельефы с изображением на них узоров и орнаментов. Пластины лепили из глины. Изображали на них разные элементы растений и животных. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько видов народных промыслов мы сейчас с вами вспомнили и рассмотрели. Все они разные, но каждый из них по-своему красив и необычен. А сейчас давайте с вами немного поиграем, вставайте в круг. Дети встают в круг.
Физкультминутка

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Расписные барышни

Держат в ручках шанежки.

Деточек баюкают,

Нас зовут, аукают.

Индючки и петушки –

Золотые гребешки

Крылышки расправили,

Нас плясать заставили.

А калининские птички

Засвистели как синички,

Наклонились до земли,

В травке зёрнышко нашли.

Конь стоит как живой

И кивает головой.

По земле копытом бьёт,

Нас на ярмарку зовёт!

(Дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами будем лепить игрушки, как это делали настоящие мастера, но для этого мы потренируем наши ручки, приготовим их к работе…
Пальчиковая гимнастика

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будет безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

Нам лепить сейчас пора.

(Дети

сжимают

пальцы

в

кулачок.

Поочерёдно

разгибают

их,

начиная

с

большого.

А

со

слов

«Встали

братцы

все…»

-

широко

расставляют пальцы в стороны.)
Воспитатель: А теперь ребята рассаживайтесь за свои места, садитесь красиво, спину держите прямо. Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель: Дети, каждый из вас уже заранее выбрал промысел и игрушку, которую будет лепить. А теперь приступаем к работе. (Самостоятельная деятельность детей) После завершения работы дети выставляют игрушки на общий стол. Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку заготовок. Дети рассматривают выставленные игрушки. Воспитатель: Что вы можете сказать об этих игрушках? Дети: Игрушки весёлые, забавные, интересные, необычные, оригинальные, красивые, разные, смешные... Воспитатель: Ребята рассмотрите игрушки и скажите, какие игрушки вам больше всего приглянулись? Ответы детей.
Воспитатель: Вы ребята все молодцы! Каждый из вас потрудился на славу. Но чтобы наша выставка была более красочной и яркой, вы эти игрушки на следующем занятии распишите красками.


В раздел образования