Автор: Голубева Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Теремок" Населённый пункт: Московская область, г. Коломна Наименование материала: методическая разработка конспекта открытого занятия по лепке Тема: "На выставке народных глиняных игрушек" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад №2 «Теремок»
Конспект открытого занятия по лепке
в подготовительной группе
Тема:
«На выставке народных глиняных игрушек»
Воспитатель:
Голубева Елена Анатольевна
г. Коломна 2016 г.
Тема «На выставке народных глиняных игрушек».
Цель
Закреплять знания детей о народных промыслах – глиняной игрушке.
Задачи
-
Учить создавать образ, используя полученные навыки и разнообразные
приёмы лепки.
-
Формировать умение работать с глиной, доводить начатую работу до
конца, развивать творческую инициативу. Давать оценку проделанной работе.
-
Воспитывать художественно-эстетический вкус, творчество, интерес к
народной глиняной игрушке.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие
Предварительная работа:
-
Рассматривание народных игрушек, иллюстраций, чтение
художественной литературы о промыслах: дымковская игрушка,
каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, калининская игрушка,
декоративные пластины.
-
Беседа о народных промыслах, составление описательных рассказов.
-
Тематическое рисование.
Материалы и оборудование
Экран, диапроектор, фильм о народных промыслах, глиняные игрушки;
глина, доски, стеки, трафареты, подносы, блюдца с водой, губки.
Ход занятия
Воспитатель и дети под русскую народную музыку входят в группу.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы сейчас
совершим
путешествие
на
выставку
народных
промыслов
–
глиняной
игрушки. Пройдите, пожалуйста, на свои места, сядьте правильно, красиво.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
Дети,
ответьте
мне
на
вопрос,
что
же
такое
глиняная
игрушка?
Дети: Глиняная игрушка - это вид народного творчества. Когда-то, очень
давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего
жилья.
Воспитатель: Совершенно верно, глиняные фигурки мастера лепили в
разных городах России, и от этого каждый вид народных промыслов имел
своё название. Вот посмотрите внимательно на экран…
На экране изображены разные виды промыслов.
Воспитатель: Какие виды народных промыслов вы видите?
Дети:
Дымковская
игрушка,
каргопольская
игрушка,
филимоновская
игрушка, калининская игрушка, декоративные пластины.
Воспитатель:
А
сейчас
мы
с
вами
подробнее
рассмотрим
эти
виды
народных промыслов и поговорим о них…
На экране изображено село «Дымково»
Воспитатель: Словно в дымке всё кругом:
Голубые дали…
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались чудо сказки,
Вечера зимою длинны…
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А чудесно расписные…
Дети рассматривают слайды с изображением игрушек.
Воспитатель: Ребята, какой промысел мы сейчас с вами увидели?
Дети: Дымковская игрушка.
Воспитатель: Что вы можете сказать о дымковских игрушках?
Дети: У всех игрушек белый фон, яркие цвета: зелёный, красный, алый,
оранжевый,
жёлтый,
синий.
На
игрушках
геометрические
узоры:
точки,
кружочки, клеточки, полоски, ромбы, волны. Фигурки украшены налепами.
Воспитатель: Что лепили мастера и как они это делали?
Дети: Дымковские игрушки мастера лепили по частям. Они лепили людей
и животных: барышень, коней, индюков, петухов.
Воспитатель: А сейчас мы с вами рассмотрим другой вид народных
промыслов…
На экране изображён город Каргополь.
Воспитатель: В городе Каргополе Архангельской области возник этот
русский художественный промысел. Народные умельцы здесь творили свои
диковинки – народную глиняную игрушку.
Дети рассматривают слайды с изображением игрушек.
Воспитатель: А здесь, дети, какой вид народных промыслов?
Дети: Каргопольская игрушка.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Все игрушки крупные, находятся в движении. Фигурки неяркие,
раскрашены чёрным, красным, жёлтым, бледно-зелёным, синим цветами.
Игрушки расписаны узорами: кругами, крестами, пятнами, рисунками в виде
колосьев, веточек растений.
Воспитатель: Что и как лепили каргопольские мастера?
Дети: Фигуры лепили почти из одного куска глины. Лепили крестьянок,
лошадей, медведей, коней, оленей, героев сказок и былин.
Воспитатель: А вот другой вид народных промыслов…
На экране изображено село Филимоново.
Воспитатель:
В
селе
Филимоново
Одоевского
района
мастера
тоже
лепили
игрушки,
но
лепили
их
по-своему.
Давайте
посмотрим
на
их
творчество.
Дети рассматривают слайды с изображением игрушек.
Воспитатель: Что за промысел дети вы сейчас увидели?
Дети: Филимоновская игрушка.
Воспитатель: Что отличает эту игрушку от других игрушек?
Дети:
Вытянутая
форма
игрушек.
Все
игрушки
–
это
свистульки:
барышни,
танцующие
пары,
солдаты,
коровы,
петухи.
Игрушки
яркие,
красочные, весёлые. Они раскрашены в красные, малиновые, зелёные цвета.
На игрушках есть узоры: полоски, точки, круги, овалы, треугольники.
Воспитатель: А как мастера лепят свои игрушки?
Дети: Мастера лепят филимоновские игрушки из одного куска глины.
Воспитатель: А вы знаете ребята, что сравнительно недавно в городе
Торжок
Калининской
области
мастера
стали
изготавливать
вот
такие
необычной красоты игрушки…
На экране изображён город Торжок. Далее дети рассматривают слайды
с изображением игрушек.
Воспитатель: Что за игрушки вы сейчас увидели?
Дети: Калининские игрушки.
Воспитатель: Чем вам эти игрушки приглянулись?
Дети: Здесь много птиц. Мастера лепили лебедей, кур, уточек с утятами и
расписывали их узорами: мазками, кругами, точками. У всех калининских
игрушек
коричневый
фон.
Мастера
при
росписи
игрушек
использовали
цвета: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, оранжевый.
Воспитатель: Ребята, мы с вами совсем недавно познакомились ещё с
одним народным промыслом. Давайте посмотрим на экран…
Дети рассматривают на экране слайды с изображением промысла.
Воспитатель: Вы узнали этот промысел?
Дети: Это декоративные пластины.
Воспитатель: А что вы знаете о декоративных пластинах?
Дети: Декоративные пластины – это рельефы с изображением на них
узоров и орнаментов. Пластины лепили из глины. Изображали на них разные
элементы растений и животных.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько видов народных промыслов мы
сейчас с вами вспомнили и рассмотрели. Все они разные, но каждый из них
по-своему красив и необычен. А сейчас давайте с вами немного поиграем,
вставайте в круг.
Дети встают в круг.
Физкультминутка
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Расписные барышни
Держат в ручках шанежки.
Деточек баюкают,
Нас зовут, аукают.
Индючки и петушки –
Золотые гребешки
Крылышки расправили,
Нас плясать заставили.
А калининские птички
Засвистели как синички,
Наклонились до земли,
В травке зёрнышко нашли.
Конь стоит как живой
И кивает головой.
По земле копытом бьёт,
Нас на ярмарку зовёт!
(Дети выполняют движения по тексту)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами будем лепить игрушки, как это
делали настоящие мастера, но для этого мы потренируем наши ручки,
приготовим их к работе…
Пальчиковая гимнастика
Большой палец встал один.
Указательный - за ним.
Средний будет безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»
Нам лепить сейчас пора.
(Дети
сжимают
пальцы
в
кулачок.
Поочерёдно
разгибают
их,
начиная
с
большого.
А
со
слов
«Встали
братцы
все…»
-
широко
расставляют пальцы в стороны.)
Воспитатель: А теперь ребята рассаживайтесь за свои места, садитесь
красиво, спину держите прямо.
Дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель:
Дети,
каждый
из
вас
уже
заранее
выбрал
промысел
и
игрушку, которую будет лепить. А теперь приступаем к работе.
(Самостоятельная деятельность детей)
После завершения работы дети выставляют игрушки на общий стол.
Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку заготовок.
Дети рассматривают выставленные игрушки.
Воспитатель: Что вы можете сказать об этих игрушках?
Дети:
Игрушки
весёлые,
забавные,
интересные,
необычные,
оригинальные, красивые, разные, смешные...
Воспитатель: Ребята рассмотрите игрушки и скажите, какие игрушки вам
больше всего приглянулись?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы ребята все молодцы! Каждый из вас потрудился на славу.
Но чтобы наша выставка была более красочной и яркой, вы эти игрушки на
следующем занятии распишите красками.