Автор: Чебакова Ольга Егоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №1519" Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Экспериментальная деятельность детей на прогулке Тема: "Солнце – воздух – вода" Раздел: дошкольное образование
Введение
Одно из самых главных условий воспитания здоровых детей – прогулка.
Закаливающее действие колебаний температуры, свежий воздух, открытое
пространство, общение с природой – все это благоприятно сказывается на
растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние
ребенка.
Дети группы ЗПР вне учебных занятий, например, в игре или при
выполнении практических дел, многие действуют умнее, активнее и
сообразительнее, чем в учении. Поэтому мною и была выбрана
экспериментальная деятельность детей на прогулке.
Экспериментально исследовательский метод способствует высокому
качеству усвоения нового, формирует более высокий уровень творческой
деятельности. Экспериментировать можно во всех временах года и со всеми
возрастными группами. Количество экспериментов и их содержание зависит
от возраста детей.
Игры – эксперименты:
Тема: «Солнце – воздух – вода»
«Воздух»
Задачи: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не
имеет запаха, его можно поймать в «парус», он может развевать ленточку
(крутить вертушку, надувать мыльные пузыри), он есть в воде (в земле,
везде).
Материалы: ленточки по количеству детей, «парус», вертушка, мыльные
пузыри, квадратные картонки 20*20см с готовой разметкой, одноразовые
стаканчики, трубочки, вода.
Описание:
- Для чего нам нужен воздух? (дышим)
- Можно ли увидеть воздух? (нет)
Игра «Узнай по запаху». Дети сначала нюхают цветущую яблоню
(апельсин, чеснок).
- Имеет ли свой запах воздух? (нет). Воздух имеет запах того вещества,
которое есть. Воздух нельзя увидеть 9запускаем мыльные пузыри (воздух
внутри пузыря).
Игра с ленточками. «Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах…»
(воздух может помочь кораблику быстрее плыть, воздух имеет силу если
превращается в ветер).
Опыт «Движение воздуха». Машем у лица рукой. Какое ощущение? Дуем
на руку? Что чувствуем? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Изготовить и «запустить» вертушку. Найти воздух в воде (опыт с губкой), в
земле (опыт сжать комок земли).
«Солнце»
«С неба смотрит Солнце миллионы лет,
Льет на Землю Солнце и тепло и свет»
Цель: дать детям представление о том, что солнце является источником
тепла и света; как люди изобрели солнечные часы, солнце – горячая звезда.
Материалы: деревянный шест, ленточка, зеркала.
Описание:
Эксперимент №1 «Солнечные часы»
В начале прогулки ставим деревянную палку, тень от нее «привязываем» к
земле ленточкой. Отмечаем время на часах. В конце прогулки отмечаем на
сколько тень «убежала» вправо или влево. Отмечаем время на часах.
- Как вы думаете, где может быть тень вечером, утром? (так были изобретены
солнечные часы.)
- Какие вы еще знаете часы? (песочные, механические, электронные)
Эксперимент №2 «Веселая тень»
Дети становятся в шеренгу лицом к солнцу (солнце дает тепло). Затем
поворачиваются к солнцу спиной и видят свою тень. (солнце греет, светит, но
его лучи через непрозрачные предметы не проходят, образуется тень). Дети
протягивают, «здороваются» с солнцем, правую руку (пальцы лучики) левую
руку, затем делают пальцы «в замок» (дружеское пожатие). Затем дети
придумывают позы характерные для зверей, птиц, насекомых.
Эксперимент №3 «Зайчик шалун»
Солнечные зайчики (с зеркалом) необходимо найти место преломления
солнечного луча с зеркальной поверхностью и тогда образуется «солнечный
зайчик». И тогда (ориентировка в пространстве) зайчик «скачет» вверх, вниз,
вправо и влево.
«Вода»
Задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачная, нет
вкуса, запаха, может течь, принимает форму емкости, испаряется), о
невозможности жизни на земле без воды.
Материалы: прозрачные стаканчики, трубочки, лейки с водой, емкости. (в
начале прогулки налить в тарелки воды, под лучами солнца идет испарение.
Описание:
Вода прозрачная (можно через стаканчик посмотреть) принимает цвет тот,
которым закрасим; и ту форму в которую нальем. Вода не имеет запаха. Вода
- жидкость – может течь (по наклонной плоскости стола пустить капельку
воды). У воды нет вкуса (питьевой режим). Без воды нет жизни на земле
(полить рассаду, цветы).
Показать схему круговорота воды в природе. В этом круговороте участвуют
и Солнце и Воздух и Вода.
Игра «Круговорот»
Заключение
Дети становятся по кругу. Один выставляет ладошку и говорит: «Солнце»,
второй подходит кладет ладошку – «Воздух», третий «Вода». И так все дети
кладут свои ладошки в пирамиду. Затем со словами «Солнце – Воздух –
Вода» медленно поднимают ее вверх «Наши верные друзья» открывают, т.е.
поднимают руки к солнцу.
СОЛНЦЕ
Источник света, большая звезда,
нужна для тепла,
нужна для всех живых существ на земле
ВОЗДУХ
Не имеет цвета и запаха, невидим,
помогает людям, его можно обнаружить,
вертит мельницы, надувает паруса,
бывает сильным ветром, теплым и холодным.
ВОДА
Прозрачная жидкость, течет,
принимает форму емкости,
Вода – это дождь, снег, туман,
живительная влага.