КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
«КРАСНЫЕ ЗОРИ»
198517, Петродворец, ул.Демьяна Бедного, 2/58
тел.факс 450-70 -82
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
«Красные Зори»
___________ А.И. Смирнова
«_____» __________ 2015 г.
ПАСПОРТ
КАБИНЕТА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Учитель ИЗО Ж. Е. Орчинская
1
2015 г.
1.
Назначение кабинета
Учебный
кабинет
–
сложная
функциональная
система,
назначение
которой
–
рациональная
организация
учебно-воспитательного
процесса
по
учебному
предмету,
оптимизация его во всех звеньях.
Оптимизация
процесса
обучения
–
это
целенаправленный
выбор
педагогами
наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное
время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания
школьников.
Решение
методических
проблем
оптимизации
учебно-воспитательного
процесса зависит от условий, в которых протекает совместная деятельность учителя и
учащихся, насколько эти условия отвечают специфике их деятельности, в какой мере они
позволяют
добиться
запланированных
результатов
при
определенных
затратах
сил,
времени
учителя
и
учащихся,
используя
при
этом
прогрессивные
методы,
организационные формы, средства обучения.
Учебный
кабинет
оборудуется
системой
средств
обучения,
мебелью,
приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом.
Основные
требования
к
кабинету
ИЗО:
соответствие
действующей
программе
курса
изобразительного
искусства
и
задачам
образования,
предоставлять
полную
возможность для постановки всех видов учебного процесса, образовывать систему, в
которой приборы и средства для изучения различных разделов программы, согласованных
с
оборудованием
общего
назначения,
соответствовать
правилам
педагогической
эргономики и обеспечивать максимальную экономию сил и времени учителя и учащихся, а
также
соблюдение
правил
техники
безопасности
при
использовании
и
хранении
оборудования и материалов.
Цель кабинета ИЗО – обеспечение условий качественного учебного процесса.
Для достижения целей должны быть решены следующие задачи развития кабинета ИЗО:
1.
совершенствование материально-технической базы;
2.
информационно-методическое обеспечение;
3.
информационно-документальное обеспечение;
2
4.
совершенствование наглядно-демонстрационных средств обучения;
5.
предоставление доступа учащимся к информации;
6.
создавать все необходимые условия для овладения учебным предметом на уроках,
внеклассных
занятиях
под
руководством
учителя
или
самостоятельно,
индивидуально или в группе.
Ожидаемый результат.
1.
Повышения
интереса
учащихся
к
изучению
культурного
наследия
и
изобразительного искусства;
2.
Расширение кругозора учащихся и углубление знаний о декоративно-прикладном
искусстве, историческом костюме, старинных праздниках и обрядах;
3.
Совершенствование
информационно-воспитательной
работы
в
условиях
применения новых информационных технологий;
4.
Формирование информационно-интеллектуальной компетентности учащихся
5.
Обеспечение доступа пользователей к информации
6.
Формирование
позитивного
мировоззрения,
самостоятельного
приобретения
и
критической оценки новой информации культурного содержания, использование
современных
информационных
технологий
для
поиска,
переработки
и
предъявления учебной информации
7.
Повышение воспитательного потенциала школы;
8.
Повышение эффективного воспитательного воздействия
2. Общая характеристика помещения.
Площадь – 47 м
2
Место расположения – 2 этаж, три окна выходят на север
Количество посадочных мест – 12
Кабинет
оборудован
для
проведения
уроков
по
изобразительному
искусству,
работы
кружка «Декоративно-прикладное творчество».
В кабинете имеется:
водопроводный кран с водосливной раковиной;
настенный экран*;
аудиопроигрыватель*;
СD-проигрыватель*
ПК, проектор
На задней части кабинета стенные шкафы, в которых хранятся учебники, рабочие
тетради
по
предмету,
накопители
с
рабочими
материалами
по
темам,
рисунки,
инструменты для рисования, гипсовые бюсты, вазы для работы с натурой, расходные
материалы и инструменты для творческих работ учащихся.
На полках стеллажей хранятся папки с личными принадлежностями учащихся (по
классам)
В ящике (плакатнице) – таблицы и плакаты по предмету ИЗО.
Во
встроенных
стенных
шкафах
(боковая
стена)
хранятся
наборы
детских
конструкторов 30 шт.
Рабочее место учителя – стол, стул, классная доска, магнитная доска.
3. Занятость кабинета:
Время
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
3
9-00 – 9-40
6-б(1)
9-50 – 10-30
8-а
7-в
10-50 – 11-30
7-г
11-50 – 12-30
5-а
4-б
7-б
6-б 6-а12-40
– 13-20
1-б
4-б (1)
7-б(1)
15-00 – 18-00
13-35 – 14-15
кружок
кружок
4. План-схема кабинета
9
1 Доска
2 Стол учителя
3 Ученические места
4 Настенный экран
5 Раковина
6 Встроенные шкафы
7 Ящик для таблиц
и плакатов
8 Стеллажи
9 Застеклённые шкафы
10 Стол для разрезания
листов бумаги и картона
. 11 Световой
стол
5. Перечень основного оборудования
№
Наименование
Кол-во
1
Аудиопроигрыватель*
1 шт.
4
8
1
2
3
5
6
7
8
9
10
9
9
9
9
9
8
8
6
6
7
11
доска
4
Технические средства обучения
2
Настенный экран *
1 шт.
3
ПК
1 шт
4
Проектор (закреплён на кронштейнах к потолку)
1 шт
Докумен-тация
1
График работы кабинета
1 шт.
2
Рабочие программы по ИЗО (по классам)
8 шт.
3
Календарно-тематические планы по ИЗО (по классам)
8 шт.
4
Программа кружка «Палитра»
1 шт.
5
Паспорт кабинета ИЗО
1 шт.
6
Инструкции
1 папка
Предметы мебели
1
Стол учителя
1 шт.
2
Парты ученические двухместные
8 шт.
3
Стулья ученические
17 шт.
4
Шкафы застеклённые
6 шт.
5
Шкафы стенные встроенные
3 шт.
6
Стеллажи
3 шт.
7
Ящик для таблиц и плакатов*
2 шт.
8
Световой стол
1 шт.
Предметная
наглядность
1
Предметы посуды, предметы быта для постановки
натюрмортов. (из них: музыкальных инструментов)
50 шт.
(4 шт.)
2
Ткань для драпировки
5 шт.
3
Образцы изделий народных промыслов*
25 шт.
4
Гипсовые модели
20 шт.
5
Игрушки (куклы, мягкие, транспорт )
10 шт.
6. Подбор и систематизация учебно-методических материалов. Перечень
методических средств кабинета
№
Наименование методических средств
Кол - во
1
Тематические плакаты к урокам изобразительного искусства:
Домашние животные*
Дикие животные*
Знакомые птицы*
Деревья и кустарники*
Машины *
5 шт.
5
Методические средства
2
Таблицы по ИЗО:
Наблюдательная перспектива
Последовательность выполнения рисунка красками
Цветовой круг
Работа акварелью
Построение узора
Хохлома*
Предметы декоративного прикладного искусства
Орнамент
Спектр*
Хохлома*
Мезенская роспись*
Городец*
Дымковская роспись*
Пермгорская роспись*
Пропорции лица человека* Пропорции фигуры человека*
Угловая перспектива*
Фронтальная (прямая) перспектива*
Воздушная перспектива *
15 шт.
4
Методическое портфолио учителя
1шт.
5
Папки «Ученические работы» по темам
20 шт.
6
Папка «Занимательный материал»*
1 шт.
7
Аудио кассеты*
12 шт.
8
Коллекция образцов картона и бумаги
1 шт.
9
Муляжи «Фрукты» «Овощи»*
13 шт.
10
Папки-накопители по темам*
Цветоведение
Правила построения
Орнамент
Натюрморт
Пейзаж
Рисуем человека, портрет
Шрифт
Архитектура
Костюм
Исторический ж.
Русский быт
Иллюстрация (книжная графика)
Анималистика. Рисуем животных
12 шт.
ДПИ
Анималистика. Рисуем животных
Нетрадиционное рисование
Аппликация
Оригами
7.
Перечень учебной и методической литературы
УМК ИЗО «Дрофа» ФГОС
1 класс
6
Учебник методическое пособие рабочая тетрадь рабочий альбом
Кузин В.С. Долгоаршинных Н.В. Богатырёва В.Я. Кузин В.С.
Кубышкина Э.И. Кубышкина Э.И.
2 класс
Учебник методическое пособие рабочая тетрадь рабочий альбом
Кузин В.С. Долгоаршинных Н.В. Богатырёва В.Я. Кузин В.С.
Кубышкина Э.И. Кубышкина Э.И.
3 класс
Учебник методическое пособие рабочая тетрадь рабочий альбом
Кузин В.С. Долгоаршинных Н.В. Богатырёва В.Я. Кузин В.С.
Кубышкина Э.И. Кубышкина Э.И.
4 класс
Учебник методическое пособие рабочая тетрадь рабочий альбом
Кузин В.С. Долгоаршинных Н.В. Богатырёва В.Я. Кузин В.С.
Кубышкина Э.И. Кубышкина Э.И.
7
5 класс
учебник часть I учебник часть II рабочая тетерадь
Ломов С.П. Ломов С.П. Ломов С.П.
6 класс
учебник часть I учебник часть II рабочая тетерадь
Ломов С.П. Ломов С.П. Ломов С.П.
7 класс
учебник часть I учебник часть II рабочая тетерадь
Ломов С.П. Ломов С.П. Ломов С.П.
8 класс
учебник методическое пособие
Ломов С.П. Ломов С.П.
8
9 класс
Учебник – Ломов С.П.
методическое пособие к учебнику Ломов С.П.
Книги для учителя
Название
Авто, издательство, год
Кол-во
«Программы специальной
(коррекционной) образовательной школы
VIII вида»*
под редакцией Воронковой В.В. 2008 г.
1
Занятия изобразительным искусством в
специальной коррекционной школе*
И.А. Грошенков, М.: «Институт
общественных исследований» 2001
1
Изобразительное искусство 1 класс*
В.С Кузин М.: «Дрофа» 2009
Изобразительное искусство 2 класс*
В.С Кузин М.: «Дрофа» 2011
1
Изобразительное искусство 3-4 классы*
В.С Кузин М.: «Дрофа» 2011
1
Рабочая программа Изобразительное
искусство 1-4 классы*
С.П. Ломов М. «Дрофа» 2012
1
Рабочая программа Изобразительное
искусство 5-9 классы*
С.П. Ломов М. «Дрофа» 2012
1
Учебное рисование*
Н.Костерин, М.: «Просвещение» 1980
1
Как работать в смешанной технике*
В.Джельберт, М.: «Астрель» 2004
1
Рисуем портреты. Базовый и продвинутый
методы*
Б.Барбер М.: «Экмо» 2012
1
Изобразительное искусство. 1-4 классы.
Обучение приёмам художественно-
творческой деятельности*
О.В.Павлова, Волгоград: «Учитель»
2008
1
Изобразительное искусство. Опыт
творческой деятельности учащихся.
1-8 классы*
О.А. Степанчук, Волгоград: «Учитель»
2006
1
Предметные недели в школе.
Изобразительное искусство.*
О.В. Свиридова, Волгоград: «Учитель»
2007
1
Изобразительное искусство. Содержание,
методика и организация занятий в
начальной школе*
Ю.А. Полуянов М.: «Интор» 1997
1
Роспись. Техники, приёмы, изделия.
Энциклопедия*
Н.Величко.М.: « Аст-Пресс» 1999
1
Психологические рисуночные тесты*
А.Л. Венгер, М.: «Владос» 2003
1
Проективный рисунок человека*
К.Маховер, М.: «Смысл» 2012
1
Диагностика интеллекта методом
рисуночного теста*
С.Степанов, М.: «Академия» 1996
1
Учимся писать шрифты*
В. Васюк, Минск: «Попурри» 2009
1
Бабочка над заливом
Т.Кудрявцева С-Пб «Первый класс»,
1
9
«Специальная литература» 2008
Серебряный пояс России
С.А. Лисицын. С-Пб «Дрофа» 2005
1
Детям о Стрельне, Петергофе,
Ораниенбауме*
Н.А. Гурьева С-Пб: «Паритет» 2012
1
Лепка в начальных классах
Н.М. Конышева М.: «Просвещение»
1990
1
Методика преподавания композиции на
уроках изобразительного искусства школе
Е.В. Шорохов М. «Просвещение» 1997
1
* приобретено или изготовлено учителем
8. Систематизация и хранение цифровых материалов по предмету ИЗО
9. План работы кабинета в 2015-2016 уч. году
№
Мероприятия
Сроки
Результат
1.
Подготовка кабинета к началу учебного года.
Косметический ремонт кабинета.
август
2.
Разработка рабочих программ по ИЗО,
календарно-тематического планирования
август
3.
Проведение уроков ИЗО по расписанию
сентябрь -
май
4.
Внеурочная деятельность
сентябрь -
май
5.
Работа с одарённым детьми
сентябрь -
10
май
6.
Пополнение папок-накопителей рабочими
материалами по темам
постоянно
7.
Пополнение банка ученических работ по темам
постоянно
8.
Подготовка и оформление школьных
тематических выставок детских рисунков:
Осенний вальс
Наши четвероногие друзья
Скоро, скоро новый год
Новый год и Рождество
Защитники Отечества
В гостях у сказки
Изучаем народное искусство
Край, в котором мы живём
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
9.
Участие в конкурсах для детей изобразительного
искусства всех уровней.
по плану
организаторов
10.
Пополнение методической библиотеки кабинета
постоянно
11.
Изготовление раздаточного и дидактического
материала
постоянно
12.
Подготовка творческих работ учащихся к
выставкам и конкурсам
в течение года
к марту
13
Работа над учебным проектом «Английский
алфавит»
Открытка ветерану (городская акция)
февраль-
апрель
май
10. План развития кабинета
№
Мероприятия
дата
ответственный
отметка о
выполнении
1
Ремонт мебели (дверцы шкафов)
авг. 2015
з/д АХЧ
2
Косметический ремонт кабинета
авг. 2016
учитель ИЗО
3
Разработка и изготовление наглядно-
дидактических материалов
постоянно
учитель ИЗО
4
Приобретение для кабинета геометрических
тел
2015-2017
з/д АХЧ
5
Приобретение для кабинета наборов муляжей
«Фрукты», «Овощи»
2015-2017
з/д АХЧ
учитель ИЗО
6
Приобретение
для
кабинета
чучел
вороны,
зайца
2015-2017
з/д АХЧ
7
Замена ученических столов
2015-2016
з/д АХЧ
8
Замена шкафов
2015-2017
з/д АХЧ
9
Приобретение для кабинета канцелярских
товаров: механической точилки для
карандашей, магнитов для доски
2015-2017
з/д АХЧ
учитель ИЗО
10
Установка демонстрационных стендов:
«Творческие работы учащихся»
«Призёры творческих конкурсов и выставок»
2015-2016
з/д АХЧ
11
Обеспечение кабинета УМК в соответствии с
ФГОС
зав. библиотек.
учитель ИЗО
При дальнейшем развитии деятельности кабинета будет обращено внимание на:
11
- использование технических средств обучения;
- создание детских выставок, демонстрацию лучших творческих работ детей;
11. Ожидаемый результат.
1.
Повышения
интереса
учащихся
к
изучению
культурного
наследия
и
изобразительного искусства;
2.
Расширение
кругозора
учащихся
и
углубление
знаний
о
декаративно-
прикладном искусстве, историческом костюме, старинных праздниках и обрядах;
3.
Совершенствование
информационно-воспитательной
работы
в
условиях
применения новых информационных технологий;
4.
Формирование информационно-интеллектуальной компетентности учащихся
5.
Обеспечение доступа пользователей к информации
6.
Формирование позитивного мировоззрения, самостоятельного приобретения и
критической
оценки
новой
информации
культурного
содержания,
использование
современных
информационных
технологий
для
поиска,
переработки
и
предъявления
учебной информации
7.
Повышение воспитательного потенциала школы;
8.
Повышение эффективного воспитательного воздействия
9.
Повышение ответственности семьи за воспитание и обучение детей.
Учитель ИЗО ______________________ Ж.Е. Орчинская
Приложение 1
1. Санитарно-гигиенические требования к кабинету ИЗО
1.1.
Естественное
и
искусственное
освещение
в
кабинетах
должно
соответствовать
нормам и правилам СНиП-23-05-95.
1.2. Окна кабинета могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на
север. Южное расположение окон требует применения белых штор или специальных
жалюзи от действия прямых солнечных лучей.
1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение на рабочих местах.
При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно
12
устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от
пола.
1.4. Ученические столы нужно располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и тени,
падающие от рук, не мешали во время письма и рисования.
1.5. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны)
оборудованием
или
другими
предметами.
Светопроемы
кабинета
должны
быть
оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми
шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
1.6. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники
типов:ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны
быть
установлены
рядами
вдоль
кабинета
параллельно
окнам.
Необходимо
предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна
освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа
ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края
доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
1.7.
Уровень
освещенности
поверхности
ученических
столов
при
искусственном
освещении должен быть не менее 500 лк, на классной доске - 500 лк.
1.8. Для дополнительного освещения рекомендуется использовать ряд светильников с
равномерным рассеивателем света.
1.9. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых
или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг. окрашивают в
холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма
желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные
цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
1.10. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум
на утепленной основе.
1.11.
Стены
кабинета
должны
быть
гладкими,
допускающими
их
уборку
влажным
способом.
Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.
Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8,
пола-0,3-0,5.
1.12. Кабинеты должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией
с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21
градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.
1.13. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек,
имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен
воздуха.
Фрамуги
и
форточки
должны
быть
снабжены
удобными
для
закрывания
и
открывания приспособлениями.
1.14. Кабинет должен иметь водоснабжение (холодной и горячей водой) для проведения
занятий по живописи, декоративно-прикладному искусству, дизайну, скульптуре.
13
2.6.1.15. Одна или две раковины должны располагаться рядом с входной дверью.
1.16. Для использования различных технических средств обучения кабинет должен иметь
электроснабжение с соблюдением правил безопасности в соответствии с требованиям
ПУЭ и ГОСТ 28139-89.
2. Требования к помещению кабинетов изобразительного искусства
2.1. В базовой школе обучение изобразительному искусству должно проходить в двух
помещениях для начальных и средних классов площадью не менее 80 кв.м каждый.
2.2.
Альтернативные
и
факультативные
занятия
рекомендуется
проводить
в
дополнительных студиях площадью не менее 36 кв.м.
2.3. Передняя стена кабинета должна быть выбрана таким образом, чтобы естественное
освещение было слева.
2.4. На передней стене класса должны быть закреплены классная доска, проекционный
экран.
2.5.
Под
доской
могут
быть
расположены
ящики
для
таблиц
и
панель
с
классными
чертежными инструментами.
2.6. Стол учителя и подставка для аппаратуры должны быть размещены на расстоянии 1.5
- 2 м от передней стены для обеспечения возможности использования графопроектора.
2.7. Ученические столы расставляют в соответствии с выбранной формой организации
урока.
В случае расстановки столов в несколько рядов, столы с меньшим ростовым номером
должны быть размещены ближе к доске, а проход между рядами должен быть не менее
0,6 м, расстояние между столами - не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными
стенами
-
0,5-0,7
м,
от
первых
столов
до
передней
стены
-
2,6-2,7
м
Наибольшая
удаленность последнего места обучающегося от доски -8,6 м.
2.8. Учебный процесс с использованием компьютерной техники определяет размещение в
кабинете специальных столов.
Столы с компьютерами и периферийными устройствами должны быть размещены у стены
так, чтобы обратная сторона компьютера была направлена к стене, солнечные лучи не
попадали на экран монитора.
2.9. В кабинете вдоль задней или боковой стены должны быть установлены шкафы для
учебных пособий или емкости для хранения.
2.10. В кабинете должно быть предусмотрено место и приспособление для хранения и
сушки работ учащихся (стеллажи или полки).
3. Требования к комплекту мебели в кабинетах изобразительного искусства
3.1.
Мебель
должна
соответствовать
нормам
и
требованиям
ГОСТ
22046-89
"Мебель
школьная. Общие технические условия".
14
3.2. Стол для учителя должен соответствовать ГОСТ 18313-93 "Столы для учителя. Типы и
функциональные размеры".
3.3. Столы и стулья ученические должны соответствовать требованиям ГОСТ 19549-86
"Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры" и ГОСТ
11016-93 "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры".
3.4 В кабинете изобразительного искусства для начальных классов размещают столы и
стулья с N2 N4, для средних классов - N4 и N5.
На
боковой
поверхности
ученического
стола
и
стула
должна
быть
нанесена
цветная
маркировка: для N1 - оранжевый цвет, N2 -фиолетовый, N3 - желтый, N4 - красный, N5 -
зеленый.
3.5. Для проведения обучения с использованием компьютерной техники должны быть
установлены ученические столы для компьютера с местом для принтера, сканера и пр.
периферийных устройств. Для начальных классов столы высотой 580 мм, для средних -
высотой 700 мм и подъемно-поворотные кресла.
3.6.
Доска
классная
должна
отвечать
требованиям
и
нормам
ГОСТ
20064-86
"Доски
классные. Общие технические требования" и соответствовать П типу (классные доски
створчатые
с
одной
или
несколькими
дополнительными
поворотными
рабочими
поверхностями).
Цвет покрытия доски может быть любого оттенка зеленого.
3.7. Для хранения учебного оборудования и средств обучения в кабинете должен быть
набор секций шкафов (не менее 6), соответствующих требованиям ГОСТ 18666-95 "Шкафы
для учебных пособий. Функциональные размеры", или емкости для хранения.
В набор должны входить секции с глухими дверками и остекленные.
3.8.
Подставки
для
аппаратуры
должны
соответствовать
требованиям
ГОСТ
22361-95
"Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры" .
3.9. В кабинете должны быть емкости для хранения таблиц.
3.10. В кабинете должно быть не менее 25 складных мольбертов, трех подставок для
натюрморта для проведения занятий по рисованию и живописи.
3.11.
Для
демонстрации
работ
обучающихся
и
дидактического
материала
и
сменной
тематической экспозиции необходимо не менее трех настенных стендов.
4. Организация рабочих мест учителя и обучающихся
4.1. Рабочее место учителя в кабинете изобразительного искусства должно располагаться
в передней часть кабинета и состоять из стола для учителя со стулом, подставки для
аппаратуры, классной доски, проекционного экрана.
4.2.
Для
кабинета
рекомендуется
использовать
классную
доску
с
пятью
рабочими
поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита:
1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную
поверхность.
15
4.3. Оборудование места учителя должно полностью определяться технологией обучения.
4.4.
Место
обучающегося
должно
включать
ученический
стол
(ученический
стол
для
компьютера или мольберт) и стул.
В ученических столах для черчения и рисования рабочая поверхность должна изменяться
из горизонтального положения в наклонное с углом до 75 град. Наклонное положение
рабочей поверхности предназначается для проведения занятий по живописи и графике,
горизонтальное - для письма, изготовления макетов и другой деятельности.
4.5. Для организации групповых видов занятий должно быть предусмотрено разделение
помещения на отдельные зоны с помощью передвижных ширм, перегородок или мебели.
5.
Требования
к
оснащению
кабинетов
техническими
устройствами
и
приспособлениями.
2.6.5.1. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен проекционной, видео-
и аудио-техникой:
- диапроектор;
- эпипроектор;
- графопроектор;
- другие проекторы;
-
цветной
телевизор
с
размером
экрана
по
диагонали
не
менее
61
см
с
видеомагнитофоном;
- компьютеры.
5.2. Графопроектор должен располагаться на подставке и находиться у стола учителя на
расстоянии не менее 1,8 м от доски.
5.3. Для показа экранных средств необходим проекционный экран или часть классной
доски (или одна из створок) должна иметь белый цвет.
5.4. При использовании информационных технологий обучения в кабинете должно быть
не несколько компьютеров, один из которых предназначается для учителя, объединенных
в локальную сеть. Количество компьютеров определяется, исходя из площади класса, при
условии обеспечения не менее 6 кв.м на один компьютер.
5.5. При использовании современных информационных технологий обучения в кабинете
должны
быть
предусмотрены
принтер,
графопостроитель,
сканер
или
другие
периферийные устройства.
6.
Требования
к
оснащению
кабинета
учебным
оборудованиеми
необходимой
документацией
6.1. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен средствами обучения для
проведения
следующих
видов
занятий:
рисование
с
натуры,
занятия
декоративно-
прикладным искусством, пластикой; проектирование и изготовление несложных макетов,
беседы об искусстве.
6.2.
Номенклатура
учебного
оборудования
должна
соответствовать
содержанию
выбранной школой учебной программы и ориентироваться на действующий "Перечень
учебного
оборудования
по
изобразительному
искусству
для
общеобразовательных
16
учреждений
России",
утвержденный
приказом
Министерства
образования
Российской
Федерации.
6.3.
В
кабинете
должен
быть
достаточный
комплект
методической
литературы
для
обучающихся,
включающий
методический
журнал
по
предмету,
программы
обучения
изобразительному
искусству
в
данном
учебном
заведении,
справочную
литературу
нормативного характера, образовательный стандарт по изобразительному искусству.
6.4.
В
кабинете
должны
быть
картотеки
справочной
литературы,
методической
литературы
для
учителя,
для
обучающихся,
картотека
средств
обучения,
систематизированных
по
классам,
по
темам,
картотека
подготовки
учителя
к
уроку,
тематическая
картотека,
содержащая
индивидуальные,
групповые
задания
для
обучающихся.
6.5.
В
кабинете,
оснащенном
аппаратурой
и
учебным
оборудованием
должен
быть
представлен
полный
комплект
технической
документации,
включая
паспорт
на
техническое средство, инструкцию по технике безопасности и эксплуатации.
7. Требования, к размещению и хранению оборудования
7.1.
Учебное
оборудование
и
пособия
должны
храниться
в
секционных
шкафах,
размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.
В набор должны входить секции с глухими дверками и остекленные. В шкафных секциях с
глухими дверками должны храниться модели, приборы, книги, инструменты, бумага и
мало используемые материалы; в застекленных секциях - предметы для натюрмортов,
геометрические
тела,
демонстрационные
пособия,
справочный
материал
и
другие
пособия, необходимые для проведения фронтальной работы.
7.2.
На
книжных
полках
секционных
шкафов
должны
быть
размещены
диафильмы,
диапозитивы, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих шкафов
должны быть глухими.
7.3.
Диафильмы
должны
размещаться
в
специальных
укладках.
Ячейки
и
коробки
с
диафильмами
должны
быть
промаркированы,
и
им
должны
быть
присвоены
те
же
номера, что и на коробочках диафильмов.
7.4. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от
отопительной системы.
7.5.
Таблицы
должны
размещаться
в
специальных
ящиках,
расположенных
либо
под
доской, либо вдоль стены под экспозиционными стендами.
7.6.
Материалы
текущей
периодики
должны
храниться
в
специальных
коробках,
на
которых можно наклеить вырезанный заголовок газеты, журнала, часть обложки и др.
7.7. Аудио- и видеокассеты, дискеты и диски должны храниться в металлических шкафах
сейфового типа.
8. Требования к оформлению интерьера кабинета изобразительного искусства
17
8.1. Дизайн кабинетов изобразительного искусства должен отвечать функциональным
требованиям технологии обучения к научной организации деятельности обучающихся и
учителя.
8.2. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.
8.3.
Боковая
стена
кабинета,
свободная
от
мебели,
должна
использоваться
для
экспозиций. Стенды с информацией могут быть временными и постоянными.
8.4.
Временные
экспозиционные
стенды
должны
включать
рабочие
и
инструктивные
стенды:
-
рабочие
стенды
должны
содержать
материал,
используемый
при
изучении
определенной темы программы;
- инструктивные стенды должны содержать рекомендации методического характера и
включать больше текстового материала.
8.5. Экспозиция длительного назначения (портреты художников, высказывания) должна
размещаться вверху по боковой стене над временными экспозиционными стендами.
8.6.
В
оформлении
стендов
могут
использоваться
разные
шрифты:
печатный
и
рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в
одном стиле.
Приложение 2
Правила работы в кабинете ИЗО для учащихся
1.
Заходить в кабинет необходимо по разрешению учителя до урока и приготовиться
к уроку, проверить состояние инструментов и материалов.
2.
Надень фартук.
3.
По возможности следует садиться за парты по одному.
18
4.
Во время объяснения учителя и показа следует внимательно слушать. Если
возникли вопросы – подними руку.
5.
Во время выполнения задания учащиеся без разрешения могут вставать, подходить
и рассматривать образцы, менять воду.
Учащимся не разрешается критиковать и высмеивать чужие работы, также не
разрешается брать без разрешения чужие работы и принадлежности.
6.
Использовать инструменты необходимо только по их назначению.
7.
При выполнении практического задания учащимся разрешается не вставать, когда
в класс входят.
8.
Если необходима помощь учителя, следует поднять руку.
9.
По окончанию работы собери свои материалы и инструменты в папку, папку
поставь на соответствующую твоему классу полку стеллажа.
10. Помой палитру, вылей из стаканчика грязную воду, сполосни его.
11. Протри рабочее место влажной тряпкой и помой руки.
Помни: твоя папка и альбом обязательно должны быть подписаны (класс,
фамилия и имя)
19