"Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время"
Автор: Веселова Анна Валентиновна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ Ветлужская основная школа Населённый пункт: р.п.Ветлужский, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: "Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время" Раздел: среднее образование
Жан-Жак Руссо
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей,
молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно
значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности
и независимости.
Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего
мышления и поведения личности. Я попытаюсь описать свой опыт работы по
теме «Здоровьесбережение на уроках физической культуры и во внеурочной
деятельности».
Цель: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и
сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах
всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к
высокопроизводительной трудовой деятельности.
Пути достижения поставленной цели:(задачи)
-Укрепление здоровья средствами физического воспитания и
самостоятельными формами занятий физической культурой;
-Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
-Развитие двигательных качеств;
-Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых
качеств;
-Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;
-Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и
духовных способностей.
Моя педагогическая философия : Мой педагогический стаж - 20 лет, из них
16 лет я работаю в Ветлужской основной общеобразовательной школе. За
годы педагогической деятельности накоплен огромный опыт, апробировано
много методик, сложилась своя методическая система. Ключевая идея
системы: каждый урок физической культуры должен приносить пользу
здоровью, полнота жизни должна раскрываться через развитие ЗОЖ,
здоровой мысли, здоровых желаний, здоровой семьи. По моему глубокому
убеждению, учитель физической культуры – это не только урокодатель. Без
постоянного общения с детьми не может расти и укрепляться авторитет
учителя, нельзя достичь уважения к своему предмету, осознанного
отношения к формированию ЗОЖ. В своей работе я ориентируюсь на
развитие личности ребёнка, на создание ситуации, в которой обучающийся
нацелен на творческий поиск- самоопределение.
Особое внимание уделяю на развитие практических навыков, необходимых в
разных жизненных ситуациях.
1. Актуальность и перспективность опыта
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции
по оптимизации физического состояния населения, организации здорового
образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера
культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека –
его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением,
ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением
применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того,
что физическая культура не всегда является основной потребностью человека
- это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в
ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно,
необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической
культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют
современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической
культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное,
воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается
именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и
духовных сил. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на
выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни,
физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных
проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек.
Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового
образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема
становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно
расширяется. На протяжении нескольких лет наблюдая за состоянием
здоровья детей, их низкими показателями физического развития, я
разработала систему по здоровьесбережению. Проводила исследования
среди учащихся и родителей с целью выявления отношения к своему
здоровью и влияния режима школы на здоровье учащихся.
По результатам анкетирования выявила, что около 30% учащихся
предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным
процессом и проявляются частыми головными болями, болями в спине,
ногах, усталостью глаз.
Проблема здоровья учащихся становиться более актуальной и в связи с
неблагоприятными социально- экономическими условиями в обществе, в
частности, в нашем посёлке. В нашей школе обучается 128 учащихся, из них
57 детей из малообеспеченных семей, что составляет 45%. Дети данной
категории семей более всего подвержены отрицательному влиянию
окружающей среды. Неполноценное питание, несоблюдение санитарно-
гигиенических правил, режима дня, вредные привычки – всё это негативно
отражается на здоровье ребёнка.
Ежегодное медицинское обследование показало, что за последние годы
увеличилось количество обучающихся имеющих заболевания органов зрения,
нервно- психические, опорно-двигательные и простудные. И я пришла к
выводу: если у ребёнка проблемы со здоровьем, он не может быть хорошим
учеником. Но рассматривать здоровье в этой ситуации нужно не только как
физическое состояние и самочувствие, а гораздо шире - и как
эмоциональное, душевное и психологическое благополучие человека.
2011
2012
2013
0
5
10
15
20
25
30
органы дыхания
органы зрения
опорно-двигательные забо-
левания
Поэтому свою работу я решила направить на внедрение
здоровьесберегающих технологий, на пропаганду здорового образа жизни
среди школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Новизна опыта, системный характер деятельности
Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых
структурных элементов (УУД), разнообразии применяемых средств, в
соответствии с ведением ФГОС. Технология опыта предполагает систему
конкретных методических приёмов, методических рекомендаций по
вовлечению учащихся в большой по объёму двигательный режим с 2-х
часовой нагрузки до 3-х часовой.
Теоретическая база и технология опыта.
Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах
В.И.Ковалько. В пособии известного педагога содержиться теоретическая и
практическая информация о современном состоянии педагогики
здоровьесбережения, приводиться конкретная программа ЗОЖ. Так же в
основе предложенного опыта использую работу Н.К.Смирнова, основное
содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология».В
основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11
классов авторов д.п.н. В.И. Лях и к.п.н. А.А. Зданевич.
Здоровьсберегающие технологии в школе
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии-
это
многие
из
знакомыхбольшинству
педагогов
психолорго-педагогические
приёмы,
методы.
технологии,
которые
не
наносят
прямого
или
косвенного
вреда
здоровью
(Смирнов
Н.К.).
Подготовка
к
ЗОЖ
ребёнка
на
основе
здоровьесбеорегающих
технологий
должна
стать
приоритетным
направлением
в
деятельности
каждого
образовательного
учреждения
для
детей школьного возраста. Моя задача как учителя заключается в реализации
базовых
компонентов
программы.
Планируя
учебный
материал,
руководствуюсь следующим:
-учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям
программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;
- беру за основу базовый уровень содержания образования, но ВТО же время
каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания
деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его
двигательных способностей и состояния здоровья.
-обязательно планирую материал
Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках
физической культуры.
Средства и методы
Для достижения целей ЗСТ применяются следующие группы средств:
гигиенические факторы;
оздоровительные силы природы;
средства двигательной направленности.
Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры
гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность
видеть и определять явные нарушения требований, предъявляемых к
гигиеническим условиям проведения урока, повозможности изменить их в
лучшую сторону- самому, с помошью администрации, медиков.
Использование оздоровительных сил природы,которое оказывает
существенное влияние на достижение целей ЗСТ на уроках. Проведение
занятий на свежем воздухе способствует активации биологических
процессов, повышает общую работоспособность организма на уроках
физкультуры, который позволяет удовлетворитьь физиологическую
потребность в движении, способствует развитию основных двигательных
качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течении
всего учебного дня, недели и года. Только комплексное использование этих
средств поможет решить задачу оздоровления.
Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников
заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны
определённые стимулы, мотивы.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культуры
использую:
-Валеологическое просвещение учащихся и их родителей;
На родительских собраниях освещаю вопросы по здоровью его сохранении
и укреплении. На уроках практикую беседы о гигиене, закаливании и ЗОЖ,
использую компьютерные презентации и видеоролики. Практикую занятия в
шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, ходьбу босиком.
Учу детей правильному дыханию по Стрельниковой, приёмам самомассажа.
-Нетрадиционные уроки, современные средства физической культуры,
комбинирование методов, приёмов физического воспитания и внеклассные
формы.
Основными видами нетрадиционных уроков являются сюжетно- ролевые
уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья делю детей на группы, в группах
ослабленных детей следую принципам и нормам представлении детям таких
упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения,
исключаю, длительные статистические нагрузки. Использую упражнения
лечебно- воспитательного эффекта, корригирующие, коррекционные
упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп, шишкам, канату
укрепляет и развивает мышцы стоп и предупреждает развитие плоскостопию.
Упражнения со скакалкой, гимнастической палкой и на коврике способствует
формированию правильной осанки. Регулярно применяю специальные
комплексы упражнений формирующие изящность, грациозность,
пластичность, использую музыкальное сопровождение. Обязательно
включаю упражнения на психорегуляцию и релаксацию.
-Использую современные средства физического воспитания.
Применяю такие средства в работе с девушками 8-9 классов, как ритмическая
гимнастика, аэробика, степаэробика.
- Удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод.
Применяя эти методы, учитываю возрастные особенности учащихся, не
допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку. В
своей практике применяю метод разбора упражнений, подсказываю, помогаю
выполнить, но при этом учитываю физиологические особенности ученика.
-Метод убеждения и поощрения оказывает на детей особое воздействие. Учу
работать самостоятельно, анализировать ошибки в технике, сравнивать свои
результаты, следить за своим самочувствием, ЧСС (пульс) в дневнике
самоконтроля и дневнике здоровья.
-Много внимания уделяю домашнему заданию, мной разработаны комплексы
домашних заданий. Благодаря ним учащиеся приучаются к
самостоятельности, сами готовят комплексы упражнений, выполняют их на
уроках и до начало занятий, тем самым формируя навыки и умения,
обеспечивая мотивацию на здоровье.
В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, комплексно
использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Мною
составлены комплексы физических упражнений для каждого ученика с
учётом уровня его физического развития.
Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на
уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
Моя методика работы с детьми строится в направлении личностно-
ориентированного взаимодействия с ребёнком. Дети разные и я стараюсь
найти подход к каждому через беседы, с помощью щадящих упражнений,
чтобы не оттолкнуть ребёнка заниматься дальше. Воспитательный эффект
уроков физической культуры достигается за счёт возможностей
индивидуально- дифференцированного подхода к развитию качеств каждого
ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.
Учащиеся относящие к СМГ (освобождённые), занимаются щадящей
физкультурой, готовят презентации, доклады, составляют комплексы
упражнений, помогают организовывать спортивные праздники. Такой способ
работы очень мобилизирует ребят и даёт возможность с пользой отработать
урок не занимаясь практикой. В результате исследований я пришла к выводу
о том, что лишь 12% учащихся занимающихся физкультурой имеют высокий
уровень физического развития. В связи с этим я предложила администрации
школы разработать совместно с Советом школы проект «Шола- территория
здоровья» и он был реализован в течении одного года.
Результаты реализации проекта за 3 года:
1. Снижение показателя сезонных заболеваний на 9%.
2. Рост мотивации учебной деятельности на 18%.
3. Снижение уровня тревожности на 14%.
4.Рост показателей физического развития на 9%.
5.
Заинтересованность
детей
к
занятиями
спорта
и
количество
детей
посещающих кружки увеличилось вдвое.
6. Осознанное повышение потребности в ЗОЖ.
Исходя из того, что показатели неплохие и повысился интерес учащихся к
урокам, ребята активно участвовали в первом проекте, у меня возникла идея
создания проекта «Ветлужские Олимпийские игры».
Проект «Ветлужские Олимпийские игры», был утверждён Советом школы и
успешно
реализован
с
января
по
март
месяц
этого
года.
Ученическим
Советом
были
организованы
конкурсы
рисунков
и
плакатов,
придуманы
символика,
медали
и
талисман
«Ветлужских
Олимпийских
игр».
На
протяжении всего времени проходили различные спортивные соревнования,
интерактивные
тематические
классные
часы
и
беседы
по
темам:
«Олимпийские
игры
в
Сочи»,
«Олимпийские
и
Паралимпийские
герои»,
«Сильные духом».
Результат реализации проекта:
1.Воспитание патриотизма среди подрастающего поколения.
2.Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой
и спортом, ведение ЗОЖ.
Этот проект дал положительный результат: 100% участие в мероприятиях,
снизилось количество учащихся по простудным заболеваниям на 3%.
В течении многих лет я руковожу работой школьных кружков. Разработав
свои программы, я внедрила их в действие.
1.
Программа кружка «Лыжная подготовка» 2009-2011г.
2. Программа кружка «Турист» 2008-2010г
В своей работе я применяю особый подход к воспитанникам посещающих
занятия кружка: усложненные физические упражнения, целенаправленная
подготовка к спортивно-оздоровительным мероприятиям даёт возможность
показывать
высокие
результаты
учащимся
на
уроках,
районных
соревнованиях и Олимпиадах по физической культуре.
Моя
педагогическая
деятельность
связана
не
только
с
осуществлением
спортивно-оздоровительной деятельности в школе, но и с оказанием
методической помощи педагогам школы.
Например, организация и проведение физкультминуток на уроках. Мною
подготовлен
и
проведен
семинар
«Фикульминутка
на
уроке
–
залог
его
успешности. Методическая помощь учителя физической культуры».
Эффективность средств
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний
играет
организация
учебной
деятельности
школьников
на
уроках,
правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В своей
работе
применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с
комбинированными
уроками
провожу
нестандартные
уроки
с
использованием
элементов
современного
урока:
уроки-игры,
уроки-
соревнования, уроки-состязания.
Результативность опыта
В
результате
использования
вышеописанных
подходов
в повышении
эффективности
и
качества
урока
физической
культуры
в
современных
условиях удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных
ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся.
- учащиеся становятся победителями и призерами Всероссийских олимпиад
по физической культуре.