Автор: Газиева Алсу Зуфаровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "Школа №54" Населённый пункт: г. Казань Наименование материала: методическая разработка Тема: Классный час "Здоровая семья" Раздел: среднее образование
Для 8-9 классов
Разработала
Газиева А.З.
учитель первой
квалификационной категории
Казань 2015г.
Методическая цель: в ходе подготовки классного часа применять репродуктивные,
частично поисковые методы, метод проблемного изложения, исследовательский метод.
Воспитательная цель: формировать понимание необходимости совершенствования
нравственных отношений в семье; умение правильно оценивать свою роль в семье;
воспитание чувства ответственности за свои поступки и поведение, которые могут
привести к разрушению семьи.
Задачи: показать возможные ошибки в общении между взрослыми и детьми, научить
правильно выходить и сложных ситуаций во взаимоотношениях отцов и детей.
Оборудование: запись на доске и на экране темы и высказываний, ручки и листочки.
Интерактивная доска.
Ведет классный час учитель.
Продолжительность классного часа: 45-50 минут.
Подготовка к классному часу: предварительная подготовка к классному часу начинается
заранее. В классе проводится анкетирование, «Какие качества личности присущи здоровой
семье?». Результаты анкетирования прорабатываются и по их результатам составляется
рейтинг качеств. Оформленный плакат вешается на доску.
На двери кабинета висит вывеска «Клуб «Здоровая семья». Каждому гостю вручается
эмблема клуба.
Заранее приглашаются родители учеников. Они тоже должны принимать активное участие
в ходе заседания клуба. Они тоже должны принимать активное участие в ходе заседания
клуба.
План классного часа:
1.Введение в тему выступления учителя.
2.Проблемные сюжеты.
3. Выступления родителей.
4. Конкурсы.
5.Эпилог.
Ход классного часа
Ведущая:
Спасибо, что пришли
На праздник в нашем доме.
Позвольте все вам показать,
Со всеми познакомить.
У нас у каждого в семье
Есть золотые руки.
Кто пишет, режет, кто поет
Тот не умрет со скуки.
Классный руководитель:
Здравствуйте, дамы и господа. Мы открываем встречу в нашем клубе здоровая семья.
Говорить сегодня мы будем о том, что такое семья, о семейных радостях и возможных
неприятностях. Прошу всех принять участие в этом разговоре. Ведь ваши знания и опыт
могут сослужить другим добрую службу. Вдруг они кому-то помогут, и кто-то заживет
лучше? А теперь небольшое социологическое обследование. Родители, напишите
пожалуйста те качества, которые по вашему мнению присущи здоровой семье. (Звучит
музыка, родители работают)
Я хочу, что бы теперь вы сравнили свои ответы и ответы ваших детей. Вот результаты
опроса в классе. В опросе участвовали все ученики класса, и они назвали вот такие
качества, присущие здоровой семье. (Плакат с результатами опроса). Я думаю, многое в
ваших ответах совпадает.
Классный руководитель:
Что главное во всякой семье? Конечно любовь и взаимопонимание. Но вспомните, как
часто мы приходим домой и вместо слов: «Добрый вечер! Как я рада тебя видеть!» -
слышим: Опять посуду не вымыл!» Не отсюда ли берут начало долговременные семейные
конфликты и вообще все проблемы отцов и детей. Так давайте же вместе подумает, как
сделать так, чтобы дети лучше понимали нас - родителей, а мы понимали бы детей?
Сейчас вы увидите несколько проблемных сюжетов, которые подготовили ребята. Они
станут прологом в нашем разговоре.
Сценка 1
(Звучит музыка, русская изба, в ней старик пенсионер)
Автор:
За горами, за лесами, за широкими морями
Скажем к слову, например,
Жил да был пенсионер.
У старинушки три сына.
Старший был почти мужчина!
Был подростком средний брат,
Младший – был акселерат…
(Выходят братья)
Братья те учились в школе,
Помогали отцу в поле.
Словом, жизнь сказать не грех,
Не труднее, чем у всех.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе.
Вдруг старик наш заспешил –
Их воспитывать решил.
Сыновья такой печали отродяся не видали,
Коль сорву: то я – не я!
Жизнь у каждого своя.
Старший бицепсы качает,
Средний ночи коротает,
Оседлав мотоциклет!
Младший с самых малых лет
Грудь цепями обмотал
И давно уж запевал
Изо всей дурацкой мочи
Хеви-метал среди ночи.
Как-то стало лишь смеркаться,
Начал старший собираться
В атлетический кружок.
Отец:
Постой дружок!
Для чего тебе, Данила,
Эта мускульная сила?
Всюду штанги, всюду гири –
Нету ходу по квартире.
Прекрати свои занятья.
На тебя же смотрят братья.
Автор:
И пока отец в сенях
Перед старшим распинался,
Средний к двери пробирался.
Да на грех впотьмах запнулся:
Бах с крыльца – и растянулся.
И отец ему тогда:
Отец:
Стой, Гаврила, подь сюда!
Кой же черт мне угодил
И я рокера родил?
Жизнь свою закончишь скверно:
На тебе ж в 15 лет
Уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,
А не то намылю колку.
Автор:
Рокер голову повесил.
В это время бодр и весел,
Весь в заклепках и цепях,
Младший сын возник в дверях…
Отец:
Что я вижу, свет – Ванюшка!
Измотал ты мою душу.
Всю я ноченьку не спал
Под грохочущий метал.
Автор:
А они лишь отвечали:
Данила:
Мы один совет слышали:
Перестать да прекратить.
Что ты можешь предложить:
Чем бы нам другим заняться
И с тобою не ругаться.
Автор:
Тут старик наморщил лоб,
Долго он в затылке скреб.
Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ…
Классный руководитель: Поможем дедушке выйти из трудной ситуации с честью? Что бы
Вы предложили ему? Что делать, чтобы в семье такого безобразия было поменьше?
(Обсуждение)
Классный руководитель: Да, задача не из простых. Боюсь, что вмешательство родителей в
увлечения детей в таком возрасте уже не даст проку. Надо было думать раньше. Остается
только следить за тем, чтобы в своих странных увлечениях дети не нарушали законов и
норм человеческого общежития. Впрочем, в нашей с вами здоровой семье, наверное, еще
не все потеряно. Давайте же подумаем, почему порой мы сердимся на детей, заставляем их
думать, как нам хочется, не уважаем их мнение… легко сказать: «Мне не нравится твой
друг, больше с ним не дружи!», а что в итоге? Давайте, посмотрим еще один сюжет.
Сценка вторая ( XVII век, Италия)
Отец(входит строевым шагом): Здравствуй, сын!
Труффальдино (только что сочинявший стихи, вскакивает): Здравия желаю!
Отец: Вижу, занимаешься самоподготовкой. Чем конкретно?
Труффальдино: Изучал материальную часть аркебузы.
Отец: Молодец!
Труффальдино: Отец, разрешите обратиться?
Отец: Разрешаю.
Труффальдино: Докладываю: сегодня ко мне придут друзья . все как один боевые ребята.
Отец: знаю, знаю, ну что же, очень рад. Только не приглашай Чиполотти, он мне не
нравится. В голове ветер, и никаких способностей к армейской службе…
Труффальдино: Будет сделано, отец! (отец уходит, входят девушки)
Смеральдина: Ну, Труффальдино, в дом к тебе приходишь, как будто в казарму. Кругом
знамена, книги по военному искусству. Неужто ты в них прочитал хоть пару строк?
Бригелла: Нет, Труффальдино наш далек от военных наук и строгостей казармы. Его душа
стремится на Парнас ведь ты поэт, не правдали,приятель?
Труффальдино: Поэзия – предел моих мечтаний. Зачем мне армия? И выносить все
прихоти отца… или грозит нам ныне неприятель? Зачем, к чему?
Бригелла: Вот наш поэт, я вижу, загрустил. Ты не забыл, зачем сюда пришли мы! Сегодня
день рождения Смеральдины!
Труффальдино: О да, конечно. Смеральдина, и я и осмелюсь в день рождения
преподнести сей скромный мадригал.(читает стихи)
О, Смеральдина! О тебе все грезы!
И без тебя вся жизнь моя пуста.
Глаза – как звезды, щечки – словно розы,
И как кораллы нежные уста…
(Входит отец)
Отец: Что ты сказал? Уста?
Труффальдино: Устав, я говорю, строевой службы…
Отец: Ну что ж, я вижу, вы серьезным делом заняты, продолжайте.( Труффальдино
отводит девушек в сторону)
Труффальдино: И как кораллы – нежные уста!
И твой наряд…..
Отец: Наряд? Кому наряд?
Труффальдино: Это Бригелла получила наряд вне очереди.
Отец: Ну хорошо, продолжайте.
Труффальдино: А твой наряд, воздушный и прекрасный вселил в меня лирический
настрой.
Отец: Настрой?
Труффальдино: Ну да. В пешем строю. Боевое построение, строевая подготовка.
Отец: Прекрасно, прекрасно. Вот и займемся строевой подготовкой. В колонну по одному
стройся! Песню запевай! Ать-два!(Под песню «Уно, уно моменто…» уходят.
Классный руководитель:
Объясните: в чем прав и в чем неправ отец? Как бы вы поступили на его месте, желая
добра сына? Можно ли что-то изменить еще в отношениях сына – отца, отца – друзей?
(Обсуждение)
Классный руководить:
В данном сюжете мы с вами наблюдали «Игру масок». Явление, часто встречающееся в
жизни. С одним человеком мы одни, с другим – другие… Что же делать? Конечно,
необходимо снять с себя маску и определить для себя «Кто же я?» и постараться быть
самим собою.
Конечно, хорошо если родители знают друзей сына, уважают его выбор. Задумайтесь,
знаете ли вы, с кем дружит ваш ребенок, сколько вы можете назвать ребят из группы
поименно.
Классный руководитель: (к родителям)
Давайте теперь вспомним свое детство, когда вы и члены семьи: вы, родители, родители
ваших родителей – собираетесь за столом? Вы что-то обсуждали, рассказывали друг другу
о жизни. При этом, как теперь принято говорить, налаживалась тесная связь поколений,
рождалась атмосфера любви и взаимопомощи. Давайте вспомним, о чем же вы обычно
говорили, и что так легко и прочно могло объединить представителей трех поколений. И
еще расскажите нам, какие ценности, какие семейные реликвии сегодня хранятся в вашем
доме, в вашей семье.
(Выступления родителей)
Классный руководитель: мы уже не раз говорили, что здоровая семья – это та семья, в
которой присутствуют взаимопонимание, но не будет взаимопонимания и уважения там,
где люди не умеют общаться, не слушают друг друга, быстро переходят на крик. Давайте
теперь поучимся общаться и подумаем, как сделать, чтобы ребенок лучше понимал ваши
требования и выполнял их сразу. Вот перед Вами 4 правила. (Правила на доске)
1.
Требование к ребенку должно быть доведено до логического конца.
2.
Оно должно содержать инструкцию к действию.
3.
Давать положительную программу действий.
4.
Ваше задание должно быть выполнимо.
Сейчас я мы представим Вам 4 сюжета. Каждый из сюжетов подходит под одно из правил.
Ваша задача подумать, под какое правило подходит каждый сюжет.
Сюжет первый: Утром мама говорит ребенку: «Придешь домой из школы, не забудь
сходить в магазин, погулять с собакой, вынести мусор, забрать сестренку из детского сада,
помыть посуду и, главное, сделай уроки». Вернувшись домой, родители обнаруживают,
что все сделано, кроме уроков, ребенок спит, его начинают ругать.
Вопрос: В чем ошибка родителей?
Сюжет второй: Вечером родители пришли с работы. Они устало, а сын включил
телевизор. И сразу же послышалось: «Не мешай, ты думаешь только о себе, ты – эгоист».
Вопрос: Как объяснить ребенку, что он может делать, и что не может?
Сюжет третий: Мама просит сына вынести мусор, сын смотрит телевизор. Он не
реагирует. Мама в третий раз просит сына, тот отвечает: «Сейчас, досмотрю». Но вдруг в
дверях появляется папа. Ведро сейчас же оказывается пустым.
Вопрос: Почему так получилось?
Сюжет четвертый: Дочь звонит маме на работу, спрашивая, что ей съесть на обед. Мама,
Занятая в это время отчетом, говорит в трубку; «Найди что-нибудь в холодильнике». И,
придя доимой с работы, обнаруживает, что нет банки икры, приготовленной к празднику…
Вопрос: Виноват ли ребенок или сама мама и что надо было делать в этом случай?
(каждый сюжет обсуждается)
Классный руководитель: Умение общаться – одна из главных особенностей культурного
человека. Человеческое общение, как считают ученые, начинается еще задолго до его
рождения. Общаться друг с другом нам приходится постоянно. Но почему то у нас в этом
деле не всегда и не все идет гладко. Значит, мы должны учиться понимать людей, и,
набравшись терпения, искать такие слова, чтобы люди лучше понимали нас.
(Шуточные советы супругам)
Классный руководитель: Продолжаем разговор о здоровой семье. Что ещё является
основой семейного счастья? Конечно же, праздники, когда вся семья собирается вместе.
Давайте мы тоже придадим праздничный оттенок нашему вечеру. Я попрошу родителей и
детей вспомнить и исполнить те песни, которые любят родители и дети и, которые смогут
петь все присутствующие.
(поются песни)
Мы уже говорили, что сила семьи в совместных делах и интересах. Правда, как нам
хорошо, когда мы вместе занимаемся домашними делами, вместе отдыхаем, отмечаем
праздники. И мне бы хотелось, чтобы вы рассказали о праздниках, о занятиях спортом, об
экскурсиях в вашей семье.
(выступления родителей)
Классный руководитель: Хочу напомнить, что не последнее место в семейных
мероприятиях играют конкурсы. Вот сейчас и я предложу Вам поучаствовать в полезном и
познавательном конкурсе. Знаете ли Вы, что в буквальном смысле слово «экономика»
переводится с греческого как «искусство ведения домашнего хозяйства». И уже в
незапамятные времена люди пришли к выводу, что благосостояние семьи зависит не
только от дохода, но и от умения им распоряжаться. Я предлагаю Вам сейчас проявить
свои экономические навыки, и как можно рациональнее распорядиться деньгами при
покупке моющих средств, которых стало так много на прилавках. Прошу учеников и
родителей назвать стиральные порошки. Выиграют в конкурсе те, кто последний назовет
достойное моющее средство, причем обстоятельно объяснит свой выбор, укажет даже
недостатки своего выбора.
(Конкурс)
Классный руководитель: На этом можно закончить заседание нашего семейного клуба.
Давайте подведем итоги. Что же такое «Здоровая семья»? с чем её можно сравнивать? Это
небосвод на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца – взаимопонимание,
уважение, любовь, дружба, совместные дела. И давайте же будем помнить о том, что все и
взрослые и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. А также о том, что
какова наша семья, таковы наши дети, таким будет наше будущее.